Статья "Интегрированные проекты как метод формирования ключевых компетенций учащихся"
«ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
«Больше приносит пользы
рассмотрение одного и того же предмета
с десяти сторон, чем обучение
десяти различным предметам с одной стороны»
Ф.А. Дистервег
Н.З. Бикмиева
МБОУ «СОШ № 140», г. Казань
Интегрированный проект-это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, и выполняемый в основном во внеурочное время под руководством одного или нескольких специалистов в различных или смежных областях знаний. Однако, интегрированный проект это не просто соединение разных предметов, это их объединение на основе общего подхода, средство интенсификации обучения, форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Познавательная деятельность здесь происходит на всех этапах работы, так как решение проблемы требует привлечения интегрированных знаний. В результате учащиеся начинают понимать, что для того, чтобы овладеть научными и культурными достижениями, нужно уметь перекидывать мостики от одного предмета к другому, устанавливать связи между различными областями знаний, что, в свою очередь, помогает представить картину мира как целостный и непрерывный процесс. Кроме того, интеграция учит самостоятельно систематизировать и обобщать знания.
Проектный метод – это образовательная технология, которая позволяет реализовать компетентностный подход, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, т.е. сформировать ценностно-смысловые, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и общекультурные, компетенции. Успешно интегрируясь в урочную и внеурочную деятельность метод проектов, и в частности, работа над интегрированными проектами как нельзя лучше отвечает поставленным задачам: развивает ассоциативное мышление учащихся; возбуждает интерес учащихся к самостоятельному анализу текстов различных стилей на различных уровнях (языковой, риторический, филологический анализ); совершенствует речевую и творческую деятельности; способствует более легкому усвоению сложных понятий современного филологического знания.
В нашей школе уже не первый год ведется работа по проблеме интеграции филологических дисциплин, в том числе, реализуются интегрированные исследовательские проекты с учащимися. Интеграция филологических дисциплин позволяет установить разноуровневые связи между данными дисциплинами, в частности между русским, татарским, английским языками и литературой, и тем самым, подчеркивается общность задач обучения в поиске духовных ценностей. Следует помнить, что интеграция предметов возможна при наличии следующих условий: объекты исследования должны совпадать или быть близкими; в интегрированных предметах возможно использование одинаковых методов исследования; прослеживаются общие закономерности в исследуемых объектах или явлениях. Для успешной реализации интегрированных проектов требуется проведение анализа материала по смежным предметам, для того чтобы выявить темы или проблемы, произведения имеющие общие точки соприкосновения. Помимо этого, необходим план деятельности участников проекта в процессе его подготовки и реализации. Существенное значение имеет и апробация результатов.
Как уже говорилось выше, в нашей практике проекты объединяют в едином образовательном пространстве в основном филологические дисциплины. Требования, предъявляемые к проектной деятельности можно изложить следующим образом: тематика проектов определяется практической значимостью, доступностью их выполнения и заинтересованностью участников проекта. Кроме того, темы проектов требуют знаний не по одному, а по нескольким предметам, что и обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Мы выявили общие методы исследования, которые приемлемы для сопоставления филологических дисциплин и определили их в следующем варианте: метод сравнения и сопоставления; метод описания и анализа; комплексный подход в решении проблемы.
Интегрирующим моментом в большинстве проектов является проблемный вопрос. Здесь главное вычленить проблему, которая должна быть комплексной и значимой для интегрируемых предметов. Помимо этого, цели и задачи интегрированных проектов так же перекликаются. Приведем темы таких проектов: «Интертекстуальность как способ создания образа главной героини в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети» в контексте диалога культур»; «Эмоционально-оценочные существительные в произведениях о любви и о людях в белых халатах» («Белые цветы» А.Абсалямова и «Коллеги» В.Аксёнова); «Фразеологизмы английского, русского и татарского языков и способы их классификации»; «Происхождение названий дней недели и месяцев в английском, русском и татарском языках»; «Концепты «война» и «мир» во фразеологии английского, русского и татарского языков»; «Чеховские традиции в литературе 21 века (анализ рассказов А.П. Чехова «Тоска», Р. Мухаммадеева «Глаза души», Элис Монро «Лицо») и др.
Включение интегрированной проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности обучающихся. Итогами внедрения проектных технологий через интегрированные проекты можно считать повышение качества образования и мотивации обучения, оптимизацию процесса усвоения знаний и повышение их доступности. А это, в свою очередь, способствует формированию определенных черт личности обучающихся и влияет на становление их духовной культуры в целом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бикмиева Нурия Зиннуровна
→ Публикатор 04.06.2021 0 1290 173 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы