Статья "Проектно – исследовательская деятельность в работе с детьми на уроках технологии"


Тема:«Проектно – исследовательская деятельность в работе с детьми на уроках технологии»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Видновская гимназия»

г.Видное, Ленинский г.о. МО

Учитель технологии Тачанова Наталья Николаевна

 

 В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, которыйпредполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованияминформационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основетолерантности, диалога культур и уважения многонационального,поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Процесс обучения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

«Деятельность – преобразование. Учебная деятельность - преобразование учебного материала, открытие чего-то совершенно нового». (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов)

Учебная деятельность –это сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссии.

В век информационных технологий мы сталкиваемся с такой формой получения информации как «нажатие одной кнопки». Часто слышим: «можно сделать презентацию или принести доклад», а на деле приносят материал, скачанный из Интернета, который не остается надолго в памяти ни у того кто «подготовил» информацию, ни тем более у тех кто её прослушал.

А вот та информация, которая была эмоционально окрашена, остается в памяти навсегда.

Это и считаю основной задачей проектно – исследовательской деятельности в работе с детьми на уроках технологии:создание таких условий в учебно-воспитательном процессе, которые, дают возможность активного участия в процессе получения информации,разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа, воспитывали бы ученика как нравственного человека и гражданина своей страны.

В своей статье хочу рассказать о работе по одному проекту.

В дар нашему школьному музею краеведом Илясовой Ириной Леонидовной передается женский народный костюм, принадлежащий девице Матронушке из села Хотьково. По ее словам, платье – 1870-1872 гг. Костюм нуждался в реставрации, ткань местами была повреждена, кружево частично утрачено, что и понятно ему больше 100 лет…

Попутно с реставрацией начинаем собирать материал характеризующий эпоху конца XIX века.

Орнамент, используемый в вышивке.

Вышивка – это перенесённая через века память предков. Изучая традиционные русские вышивки, познакомились с архаичной аграрно-магической символикой, пытались расшифровать знаки-символы.

К

Платье Матронушки, 1870г. Школьный музей

огда-то каждый элемент вышивки, знаки и даже линии имели определенное значение, являлись оберегами. С течением времени значение магических фигур забывается, многие символы видоизменяются, комбинируются,превращаются в новые орнаменты и вышивка приобретает чисто декоративное назначение.

 

И, тем не менее, в ы ш и в к а – это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека.

Следующий этап– особенности элементов одежды

Изучаем крой и пошив костюма, находим подтверждение тому, что в этот период городская знать имеет возможность получать из-за границы модные журналы и так как село Хотьково недалеко от Москвы, смеем предположить, что его жители тоже пытаются некоторые элементы модных тенденций вносить в крой одежды. Ведь изначально, народным костюмом считался сарафан и рубаха, богато украшенные вышивкой.

По счастливой случайности, Гречникова Ирина Петровна, старший педагог кафедры технологий и профессионального образования АСОУ предоставляет нам возможность поработать скнигой «Костюм в русском стиле. Городской вышитый костюм конца XIX – начала XX века» автор Разумихина Д.В.

В этой книге находим информацию о Костюме в « русском вкусе».

В 1870 году наряду с сарафаном и кокошником в России появился сине-красный костюм в «русском вкусе», который для значительной части населения воплотил в себе связь с народной традицией.

Оригинальная комплектация состояла из двух вещей: кофты и передника. Иногда в состав костюма входила вышитая «юпка», как в нашем случае.

Примечательной чертой в крое кофт и женских рубашек в русском стиле является косой разрез (косым грудной разрез был ранее у мужских рубах). Это наиболее заметное заимствование в крое кофт в русском стиле из народной традиции.

Изучаем тенденции моды конца 19 века. В нашем костюме также просматривается модный силуэт того периода.

И еще одна деталь, на которую обратили внимание. Костюм сшит на швейной машинке. Следующее исследование – это история появления швейной машинки в России и новый вектор в проекте « История завода швейных машин «Зингер». Предпринимательство в России».

 

Узнаем не только о тех усовершенствованиях, которые вносит Зингер: «качающийся челнок», прижимная лапка, ножной привод. Но и обращаем внимание на маркетинговые приемы для увеличения прибыли с прдаж, которые предпринимает Зингер:

- оплата покупки машины в рассрочку (по сути, первые потребительские кредиты);

-обмен устаревших машин на новые;

-демонстрации работы швейной машины (сегодня бы назвали мастер-класс);

-применение новых технологий (которые использовали в оружейном производстве);

 

- Реклама: швейные машины в каждый дом.

В рамах изучения вопроса посетили Подольский краеведческий музей.

 

 

Работа над проектом не останавливается.

И зучая историю народного костюма, особенности кроя, обучающиеся, разрабатывают и шьют «Исторические костюмы» для школьного музея и участия в проектах различного уровня. Вот так,во время подготовки Дня открытых дверей гимназии, был реализован проект: «Исторический подиум», в рамках которого были выполнены сразу несколько взаимосвязанных мини-проектов: «Конструирование и пошив исторических костюмов разных эпох», издан словарь: «Устаревшие названия одежды», подготовлена выставка и дефиле.

Заключение:

Вот так проектная деятельность превращается в совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся.Как писал Л.С.Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

 

Проектная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия, дает хорошие результаты, так как работа школьников строится на поиске и пробе средств решения задачи.

 


 


Полный текст материала Статья "Проектно – исследовательская деятельность в работе с детьми на уроках технологии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тачанова Наталья Николаевна  Публикатор
20.10.2021 0 805 15

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК