Статья "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ повышения качества знаний у учащихся с ОВЗ"


Котягина Е.Н.

ОГБОУ «Школа №10» г. Рязани

 

 Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ повышения качества знаний у учащихся с ОВЗ

ФГОС нового поколения предусматривают ведение совместной проектно- исследовательской работы школьников как обязательного вида учебной деятельности.

Я работаю в коррекционной школе, в которой обучаются дети с тяжелой речевой патологией. Эти дети имеют не только чисто речевые проблемы, но и нарушения всех высших психических функций: именно эти их особенности мешают усвоению учебной программы и социально – психологической адаптации школьников. У них имеются нарушения восприятия, памяти, внимания, мышления.

При нарушении речи у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказывается расстроенным взаимодействие между индивидом и обществом.

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника школы такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать рациональный способ, обосновав ее решение. А главной задачей обучения в коррекционной школе является успешная социализация детей с ОВЗ в современное общество. Чтобы решить проблему социализации необходимо выбирать наиболее эффективные приемы и методы учебно-воспитательной и коррекционной работы. Одним из таких методов является проектная деятельность на уроках истории и обществознания.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно получают знания из разных источников, используют приобретенные знания для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах, развивают у себя исследовательские умения: выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение, развивают системное мышление.

Задачи проектной деятельности:

1.вовлечь детей в проектную деятельность;

2.научить представлять результаты проектов;

3.научить учащихся использовать все средства информации для поиска, обработки и представления информации.

Проектная деятельность, осуществляемая в ходе изучения истории и обществознания, опирается на следующие принципы:

1.Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет активность. В проектном обучении у него имеются возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.

2.Принцип кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности.

3.Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Работая над проектом, у учащихся есть возможность применить уже имеющиеся у него опыт и знания.

4.Принцип учета индивидуальности учащихся. В работе над проектом нужно учитывать интересы учеников, их темп работы, уровень обученности.

5.Принцип свободного выбора. Ученики имеют право выбирать тему проекта, партнеров, источники и способы получения информации, методы исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности.

6.Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Проект имеет прагматическую направленность на результат.

7.Принцип трудной цели. Здесь необходимо помнить, что легкодостижимый результат для многих детей не является мобилизующим фактором.

В проектной работе и исследовательской деятельности целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

В практике моей работы проектная деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. Были созданы учебные проекты различного характера: творческие, информационные, исследовательские. Применяю урочные мини – проекты, относящиеся к одной предметной области. Они вполне укладываются в классно – урочную систему. И такие формы обучения наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения.

Система работы по применению проектных технологий и организации исследовательской деятельности учащихся основывается на учете особенностей личности обучающихся, на связи идеи проекта с реальной жизнью, на партнерское сотрудничеств учителя и ученика, на значительном повышении уровня внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению знаниями, на использовании мини-проектов в 5-7 классах с целью обучения учащихся проектным навыкам, на формировании активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основные этапы работы над проектом:

1) поисково-аналитический этап - определение проблемы, постановка задач, генерирование идей, выбор лучшей, обоснование;

2) конструкторский этап - на основе освоенных методов и приемов выполняется планирование деятельности по выполнению работы;

3) технологический этап - выполнение проекта, создание презентации, оформление отчета о работе;

4) заключительный этап - рефлексивная оценка, представление презентации.

Классификация проектов:

1.Классификация по предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.

2.Классификация по продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть.)

3.Классификация по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.

4.Классификация по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.

 

Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания

в 5-10 классах

Практическая реализация проектной деятельности в коррекционной школе основана мною на следующих психолого-педагогических и методологических аспектах:

- во-первых, я считаю, что правильный выбор темы проекта – это начало успеха. Она должна соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников.

-во-вторых, мною осуществляется стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности учеников является интерес. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемной для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность. Тогда у школьника возникает состояние поисковой активности.

- в-третьих, это деятельность в коррекционной школе под руководством учителя. Составляется план проекта. Далее намечается план действий. Здесь школьник учится работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводить наблюдения, беседовать с различными людьми (специалистами в разных областях знаний), совершать экскурсии, посещать выставки.

- в-четвертых, это умение описывать факты, найденный материал. Работы оформляются и становятся доступными для знакомства всех учащихся и гостей школы.

Практика показывает, что проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые позволяют школьникам с ТНР чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Создается обстановка общей увлеченности и творчества.

В своей работе по применению проектных технологий я учитываю не только возрастные возможности, но и личностные потребности, и индивидуальные особенности детей. Считаю важным, с одной стороны, сохранять самостоятельность ребенка и стимулировать его мотив на всех этапах, а с другой стороны, ненавязчиво контролировать его работу. Кроме того, я использую тезис «Проект – это «пять П»:

1. Наличие проблемы

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или знаменательной датой в истории нашей страны или малой родины.
К примеру, для решения крупных, сложных проблем по истории и обществознанию использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по истории, обществознанию, краеведению. Это так называемые долгосрочные проекты (макро-проекты).

Примерами могут служить проекты по следующим темам:
проект «По залам музея» (совместно с Рязанским музеем путешественников), проект «Дороги войны» ( совместно с РОНБ им. Горького).

2. Обязательное планирование действий

В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий учеников и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но, ни в коем случае не навязывает ученикам своё видение   решения задачи. 
Участников проекта разбиваю на группы от 2 до 4 человек, так как в нашей школе классы малокомплектные (до 12 человек).

3.  Поиск информации

Поиск информации начинается в школьной библиотеке. Кроме того, наша школа тесно сотрудничает с Областной детской библиотекой. В 5 классе учащиеся без помощи учителя не могут самостоятельно работать с энциклопедиями и справочной литературой. Большую поддержку в этом оказывают детям сотрудники библиотеки. В старших классах учащиеся хорошо ориентируются в библиотеке и могут работать самостоятельно.

Так же для поиска информации мы используем интернет - ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается окончательный вариант исследования. Учитель контролирует, по – необходимости, данную деятельность. В 5-6 классах не все учащиеся нашей школы могут самостоятельно заниматься поиском информации в интернете, на помощь приходит учитель. В старших классах ученики свободно самостоятельно справляются с поиском информации.

4. Результат работы – продукт

Учащиеся уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся, в основном, презентации по изученной теме, изготовление информационных буклетов и листовок по теме проекта.

5. Презентация результатов - представление готового продукта

Это может быть изделие, презентация, видеофильм, компьютерная газета и т. д. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

В заключение провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчикам проекта. Каждому из участников проекта ставлю отметку по предмету за данную тему. Естественно, что этой отметкой является «пять». Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.

Проектная деятельность моих учеников начинается уже с пятого класса. В 5 классе учащиеся учатся формулировать вопросы и находить на них ответы. Они выполняют проекты «День афинского школьника», «Семь чудес света», «О чем рассказывает находка в египетской гробнице» и т.д.

Шестиклассники готовят следующие учебные проекты: «Православный храм», «Знаменитые рязанцы» и т.д. Проектная деятельность учит ребят работе с большим объёмом информации, анализу изучаемого материала, его систематизации, постановке проблемы, целей своей деятельности. Работа над проектом прививает интерес к предмету, позволяет более глубоко изучить материал, способствует воспитанию у ребят толерантности, партнёрства, чувства ответственности, чувства патриотизма, самодисциплины.

В 7-8 классах учащиеся выполняют свои проекты «Герои – рязанцы», «История моей семьи», «Улицы Рязани» и т.д. и стараются сделать презентацию.

В 9- 10 классах ученики работают над интегрированными проектами, включающие знания по нескольким предметам. Например, «Отклоняющееся поведение. Вещества, влияющие на организм человека», «Химические вещества в архитектуре Рязани».

Реально оценивая возможности учеников нашей коррекционной школы, в течение последних лет были осуществлены несколько проектов краеведческой направленности. Среди них, проект «Заговорили обелиски. Памятник Дарье Гармаш», посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне, проект, посвященный 120 – летию нашего великого земляка, гениального поэта Сергея Александровича Есенина, «Православный храм. Храмы Рязани», «Наличники Рязани», прошла защита проекта, посвященного нашему незаслуженно забытому путешественнику, исследователю Аляски Л.А. Загоскину. Успешно прошла работа над проектами, посвященными 110- летию рязанского десантного училища, и героям – десантникам Рязанской области. Ежегодно ученики школы участвуют в областных детских научно – практических конференциях музея – заповедника «Рязанский Кремль».

Такие проекты краеведческой направленности выполняют образовательную и воспитательную функцию, помогают ученику разобраться в потоке информации, учат самостоятельности, толерантному поведению, развивают коммуникативные навыки, самореализации, познанию социальных ролей. Проектная деятельность учащихся является наиболее эффективной формой расширения кругозора учащихся, развития творческих способностей, улучшения качества знаний, формирования навыков самостоятельной работы, развития сотрудничества, активизации краеведческой работы, формированию патриотического воспитания, воспитания любви к своей малой Родине, решает проблему социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критерии оценивания проектов.

Целью проектной деятельности как технологии обучения является освоение учащимися целого ряда специфических проектных умений, общеучебных навыков и предметных знаний, формирование у них универсальных компетентностей. Эта цель находит свое отражение в критериях оценивания проектов учащихся:

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.

2. Планирование путей ее достижения.

3. Глубина раскрытия темы проекта.

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.

8. Соответствие требованиям оформления письменной части.

9. Качество проведения презентации.

10. Качество проектного продукта.

Проектная деятельность, применяемая на уроках, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи.

Результаты при использовании проектной деятельности:

1.Активизация интереса к знаниям.

2.Развитие представлений о межпредметных связях.

3.Осознание возможности применения полученных знаний в реальной жизни.

4.Развитие коммуникативной сферы.

5.Развитие научного мышления.

6.Развитие творческого подхода к собственной проектной деятельности.

Эффективность использования методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся отслеживается с помощью педагогических наблюдений, участия в различных конкурсах и проектах. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской и проектной деятельности учащихся позволяет не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

Выводы:

Практика показывает, что метод проектов совершенствует культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению языком, т.е. развивает коммуникативную компетенцию. Происходят эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они знают и умеют, не боясь ошибиться. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать, проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к изучению истории и обществознания, повышается качество знаний по предметам.

 

 

 


 


Полный текст материала Статья "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как способ повышения качества знаний у учащихся с ОВЗ" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Котягина Елена Николаевна  Публикатор
15.01.2022 0 1079 141

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК