Статья "Проект как особая философия образования"


Доклад

 Проект – как особая философия образования

Степанова Елена Марковна

 

 

Основным требованием к современному образованию является реализация федерального государственного образовательного стандарта. Учебно-исследовательская и проектная деятельности являются путями реализации ФГОС.

Получение новых знаний – это результат науки, а результатом исследовательской и проектной деятельностей в образовательном процессе является активизацию личностной позиции учащегося и формирование навыка исследования в образовательной деятельности.

Вполне заслуженный интерес для педагогической науки представляет индивидуальный исследовательский проект, он является дидактическим средством образования. Проект – это особая форма организации учебной деятельности учащегося, направленная на развитие научного мышления обучающегося и его познания. Проще говоря, это индивидуальная работа, позволяющая учащемуся самостоятельно отыскать пути достижения цели-истины. Этот вид деятельности направляет обучающихся на изучение разнообразных сфер науки, техники и экономики, и в результате поможет им сделать выбор в пользу той или иной дисциплины, которая бы в дальнейшем стала целью ее детального изучения.

В 20-е годы 20 века Уильямом Калпатриком был сформулирован метод проекта. Уильям предлагал выстроить систему целесообразной деятельности ученика, учитывая его личные способности и интересы. По мнению Килпатрика, в отличии от других методов обучения, применяемых на уроках, метод проекта больше мотивирует учащегося на поиск новой информации, получения новых знаний.

Особое значение для развития человека на протяжении нескольких десятилетий играли умения собирать необходимую информацию, целесообразно ее анализировать, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, что так актуально в современных условиях развития общества. Научно-исследовательская проектная деятельности является составляющей всех вышеперечисленных навыков. При реализации данной деятельности функции педагога меняются: он перестает быть основным источником информации и является организатором познавательной деятельности.

Давайте посмотрим на различия между проектной и исследовательской деятельностями в условиях новых ФГОС.

Исследовательская деятельность обучающегося деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Этапы для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научной комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность - совместная учебно- познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализация проекта, включая эго осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Соответственно подходы к оценке исследовательской и проектной деятельностей совершенно разные. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования написано, что «индивидуальный проект» выполняется учащимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках любой избранной области деятельности, одного или нескольких изучаемых учебных предметов. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:

- сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности, критического мышления;

- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельное применение приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

Критерии выбора темы:

  1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на момент обучения, при этом желательно должна иметь непосредственное отношение к предварительно выбранной им специальности.

  2. Педагог тоже должен проявлять интерес к этой теме. Только в этом случае сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы план изучения этой темы учеником.

  3. Материал изучаемой темы должен быть доступен. Деятельность обучающегося должна быть реализуема в имеющихся условиях.

Формулировка темы это визитная карточка исследования.

  1. По возможности, тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при ее формулировке все понятия должны быть логически взаимосвязаны.

  2. Тема должна быть понятна ученику.

  3. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, то есть процесс развития научного познания, поэтому в процессе деятельности тема работы может поменяться.

Главные правила:

- тема исследования должна быть актуальна. Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема – как некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).

- освещение актуальности не должно быть многословным, не больше одной страницы.

- учитель оказывает помощь при выборе темы.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить; установить; обосновать; уточнить; объяснить; доказать; разработать.

Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности обучающегося. Главная цель в проекте – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы, сформулированный зачастую самими учащимися.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения проектирования и исследования, а именно научить:

- проблематизации (формированию проблемного поля, выделение ключевых проблем и делению их на подпроблемы);

- управлению собственной познавательной деятельностью (планированию, организации, контролю, регулированию, анализу);

- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимых знаний;

- проведению исследования (постановке и решению проблем, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, доказательству и опровержению);

- выбору, освоению и использованию соответствующей технологии изготовления продукта проектирования;

- представлению результатов и процесса своей деятельности в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макетов, плакатов, компьютерной презентации, моделей, видео и др.).

Для подтверждения теоретической части приведу примеры двух работ, реализованных мною за истекший период. Первая – исследовательский проект. Вторая – исследовательская работа.

Исследовательский проект по истории Отечества «Георгиевская лента» – символ Победы» содержит информацию об истории возникновения и символике традиционного атрибута праздника Победы. Ученики 6 класса хотели внести свой вклад в развитие чувства патриотизма в нашей школе.

Цель проекта - повышение уровня знаний о символе Победы «Георгиевская лента».

Для решения данной цели, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения символа победы «Георгиевская лента».

2. Провести тестирование среди учащихся 5-11 классов с целью изучения осведомлённости о символе праздника Победы.

3. Провести анализ тестирования.

4. Ознакомиться с особенностями проведения акции «Георгиевская лента»

5. Составить памятку для участников акции.

В процессе своей проектной деятельности ученики 6-го класса знакомились с информацией о георгиевской ленте, составляли вопросы для тестирования учащихся, чтобы в дальнейшем провести анализ результатов тестирования и определить актуальность исследования. На основе полученных и проанализированных данных была разработана памятка об особенностях акции «Георгиевская лента».

В отличие от проекта, результат которого предопределен куратором, учителем, руководителем и т.д., исследовательская работа не предполагает точного итога. Примером может послужить работа, посвященная памяти ветерана Великой Отечественной войны Мангутханова Филиппа Матвеевича.

Эту работу я провела с учащимся 10 класса Табихановым Павлом. С ней мы приняли участие в областном конкурсе исследовательских работ «Горжусь тобой, мое Отечество» в 2019 году в городе Иркутск. Определили следующую цель работы: изучение военный пути Мангутханова Филиппа Матвеевича

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить семейный архив.

2. Собрать информацию о ветеране войны у жителей с. Идыга.

3. Сопоставить информацию с историческими фактами.

4. Проанализировать и обобщить собранный материал.

Результат был неизвестен ни руководителю, ни ученику. И в процессе работы ученик освоил такие методы исследования, как интервьюирование, историко-сравнительный, метод исторической периодизации и др.

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Индивидуальный проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он развивает большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Он может варьироваться, и поэтому он интересен и привлекателен. Он решает множество воспитательных задач, и поэтому он нравственен, т.е. является комплексным, многоцелевым, современным, инновационным, востребованным, интегративным, социально ориентированным и личностно ориентированным. Он позволяет «учить не для школы, а для жизни».

Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности


Полный текст материала Статья "Проект как особая философия образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Степанова Елена Марковна  Публикатор
31.01.2022 0 722 95

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК