Творческий проект "И пусть звенит у нас в душе все то, что дорого и свято"
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Методическая разработка
Творческий проект
«И пусть звенит у нас в душе
все то, что дорого и свято »
Автор:
Соколова Елена Викторовна,
педагог дополнительного
образования
г. Вилючинск
2021
Введение
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица
Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Приобретение правильных и прочных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию образа - все это развивает и расширяет кругозор, помогает представить мир в ярких красках жизни, выработать правильные суждения в области хореографии.
Результат многолетней работы хореографическим видом искусства с детьми показывает, как важно формировать не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально-творческой деятельности, художественный вкус, сознательное отношение к искусству танца. Реализуя эти ключевые задачи, важно так организовать педагогический процесс, чтобы он не сводился только к техническим решениям. Для этого руководитель коллектива формирует танцевальный репертуар, основой которого являются хореографические постановки, имеющие глубокое образовательное и воспитательное направления.
Постановка танца - невероятно сложный процесс, требующий от постановщика музыкальности, художественного мышления, требуется владение даром импровизации и умение выразить свою идею удивительным языком танца. Вовлечение обучающихся в творчество сочинительства помогает детям осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического искусства, что в свою очередь воздействует на эстетическое воспитание и на эмоциональную культуру участников постановочного процесса. Одним из способов решения этой задачи в старших группах танцевального коллектива может служить использование метода проектов. Данный метод не является принципиально новым в педагогической практике, но его относят к педагогическим технологиям XXI века. Хореографические проекты открывают широкие возможности в формировании позитивных отношений «подросток-взрослый», которые строятся на со-участии в деятельности; со-переживании; со-творчестве.
В образцовом хореографическом ансамбле «Вдохновение» МБУ ДО ЦРТДЮ в 2020-2021 учебном году на протяжении трех месяцев – с октября по декабрь – педагог и старшая группа (13-17 лет) коллектива активно работали над творческим, среднесрочным проектом - постановкой танцевальной композиции патриотической направленности « И пусть звенит у нас в душе всё то, что дорого и свято». Актуальность выбранной темы проекта связана с тем, что на сегодняшний день вопрос формирования гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историческому и культурному наследию своего народа очень важен.
Идея: в процессе реализации проекта воспитывать в обучающихся активную творческую самостоятельность, позицию идейности, а также формировать у детей источник гордости – осознание того, что выступление на сцене, с результатом своего труда, оказывает огромное положительное воздействие на эмоциональную сферу зрительской аудитории. Участники проекта не только сами растут духовно, но и образовывают и эстетически воспитывают зрителя.
Цель проекта: развитие и обогащение творческого потенциала обучающихся в хореографическом объединении, развитие ключевых компетенций и формирование гражданской ответственности за свою Родину.
Проблема: как организация проектной деятельности в образовательно-воспитательном процессе танцевального объединения будет способствовать развитию ключевых компетенций обучающихся?
Гипотеза: созданные условия для проектной деятельности обучающихся будут способствовать развитию ключевых компетенций, если:
- образовательно-воспитательный процесс ориентирован на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения с последующей самореализацией;
- содержание образовательно-воспитательного процесса обогащается новыми формами и методами обучения;
- будет обеспечен показ проектного номера на мероприятиях различного уровня (концерты и конкурсы).
Задачи проекта:
Образовательные:
- дать обучающимся знания о законах драматургии и сформировать их на практике;
- формировать специфически танцевальное видение, мышление и творчество в области телодвижений человека;
Развивающие:
- обучить приемам самостоятельной и коллективной работы;
- развивать познавательную активность обучающихся;
- обучить способам организации творческой деятельности и конструирования своих знаний;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества;
- формировать эмоциональное отношение к миру прекрасного, к людям;
-учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников;
- обогатить нравственный и духовный запас обучающихся.
Участники проекта:
1. Обучающиеся старшей группы образцового хореографического ансамбля «Вдохновение» в возрасте от 13 до 17 лет, в количестве 15 человек. Проект рассчитан на данный возраст потому, что в старших группах танцевальных объединений в основном ведется работа по совершенствованию хореографических знаний и умений, приобретенных на предыдущих этапах обучения. Обучающиеся уже достаточно самостоятельны, им интересны серьезные, тематические танцы, отражающие их чувства, эмоции и переживания.
2. Руководитель проекта: педагог дополнительного образования, руководитель образцового хореографического ансамбля «Вдохновение» Соколова Елена Викторовна. К реализации проекта в части подготовки эскизов и пошива костюмов была привлечена художник-модельер сценического костюма МБУ ДО ЦРТДЮ Щербак Ирина Павловна.
Место реализации проекта:
МБУ ДО ЦРТДЮ, образцовый хореографический ансамбль «Вдохновение»
Формы и методы реализации проекта:
- урок хореографии;
- коллективно – творческая деятельность;
- индивидуальная и групповая работа;
- использование ИКТ – технологий;
- репетиция.
Методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные: демонстрация, показ приемов;
- практические: упражнения, самостоятельная работа, импровизация.
Методы воспитательного воздействия:
- убеждение, сравнение, анализ, опрос.
Ведущей технологией является технология обучения в сотрудничестве.
Здоровьесберегающий аспект в проекте – это учёт индивидуальных особенностей, определенной физической выносливости исполнителей, а так же не допускание перегрузки мышечной системы при исполнении поддержек.
Практическая значимость проекта
-
Реализация проекта будет способствовать росту творческого потенциала педагога - хореографа и обучающегося.
-
Развитие у обучающихся компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни учащихся.
-
Итогом проектной деятельности станет танцевальный номер, которые пополнит репертуар объединения.
Основные продукты проекта:
-
Хореографическая композиция «И пусть звенит у нас в душе все то, что дорого и свято».
-
Видеоролик для сопровождения концертного выступления коллектива с данным танцевальным номером
Условия реализации проекта
Материально-техническое обеспечение проекта:
хореографический класс;
аудио- и видеотехника;
ноутбук;
телевизор;
реквизит;
сценические костюмы.
В начале учебного года с обучающимися был проведен тест для изучения степени сформированности личностных качеств. Для определения, будет ли способствовать развитию ключевых компетенций участие обучающихся в реализации творческого проекта, в конце заключительного этапа проводилось повторное тестирование.
Представленный опыт работы реализации творческого проекта совместно с обучающимися применяется в образовательном процессе при выполнении образовательной программы образцового хореографического ансамбля «Вдохновение» (раздел «Постановочная и репетиционная работа»).
Этапы реализации проекта
№ |
Мероприятия |
Исполнители, участники |
1 |
Организационный подготовительный этап октябрь(1 неделя) 2020 -2021 учебного года. |
|
|
Разработка педагогом концепции проекта: выбор темы, возможного музыкального материала, определение стиля, его жанра, хореографического языка. |
Педагог ДО |
|
Ознакомление участников коллектива с планом на будущую постановку; рассказ о замысле, обсуждение с коллективом образа исполнителей, их действия в танце, эскизы будущих костюмов. Определение темы, цели, задач, определение функциональных обязанностей всех участников проекта. |
Педагог ДО Обучающиеся |
|
Разработка проекта: составление плана деятельности и композиционного плана |
Педагог ДО Обучающиеся |
2 |
Этап реализации проекта октябрь-декабрь 2020 -2021 учебного года. |
|
|
Работа с музыкальным материалом. Создание лексической структуры. Отбор выразительных средств. Сочинение композиционного построения. |
Педагог ДО Обучающиеся |
|
Постановочная и репетиционная работа |
Педагог ДО Обучающиеся |
|
Изготовление костюмов |
Художник-модельер |
|
Создание видеоролика |
Педагог ДО Обучающиеся |
3 |
Заключительный этап Декабрь (4неделя) 2020 - 2021 учебного года. |
|
|
Сценическая апробация хореографической композиции – концертные и конкурсные выступления |
Педагог ДО Обучающиеся |
|
Анализ результатов |
Педагог ДО Обучающиеся |
Содержание этапов реализации творческого проекта
1.Организационно-подготовительный этап
Создание хореографического произведения - процесс многоступенчатый и начинается с замысла. Замысел – это пока неконкретное представление о номере. Первоначальный замысел представляет собой видение отдельных деталей танца или впечатление в целом, которое должна произвести хореографическая постановка. Идея данного проекта навеяны впечатлением от прослушивания песни С. Трофимова «Родина».
По итогам обсуждения ребята разбились на 4 рабочие творческие группы, выбрали направление деятельности, сформировали цель и задачи, определили роль каждого в работе над проектом.
№ |
Направление деятельности, задачи |
Результат |
1 группа |
Поиск в Интернете футажей, фотоматериалов по теме проекта. Задачи:- отобрать материалы по теме; - подготовить материалы для обсуждения участниками проекта. |
Создание видеоролика для сопровождения выступления коллектива |
2 группа |
Обязанности педагога-хореографа – составление рисунков танца. Задачи: - изучить и составить возможные варианты построений танцоров на сцене; - представить для обсуждения схемы рисунков танца |
Схемы построений и переходов участников ансамбля |
3 группа |
Обязанности педагога-хореографа - составление групп (связок и комбинаций) танцевальных движений. Задачи:- составить связки и комбинации движений для третьего куплета; - показать для обсуждения сочиненные фрагменты. |
Отдельные связки и комбинации |
4 группа |
Модельеры сценического костюма. Задачи: - получить консультацию у художника-модельера; - подготовить и представить эскизы для обсуждения. |
Эскизы вариантов сценических костюмов |
На занятиях подготовительного этапа педагог знакомил, расширял знания юных танцоров по теме композиционного построения танца.
Обучающиеся проявили активный интерес к выбору названия будущей хореографической постановки. Педагогом было предложено прочитать стихотворение Эдуарда Асадова «Все что дорого» и установить, как главная мысль произведения перекликается с темой творческого проекта. Единогласно выбрали для названия танцевальной композиции две строчки стихотворения, несколько их, перефразировав «И пусть звенит у нас в груди все то, что дорого и свято».
В заключении организационно-подготовительного этапа определи способ представления результата, т.е. в какой форме будет отчет - концертные и конкурсные выступления.
Педагог – хореограф на данном этапе является консультантом групп и одновременно сочиняет и работает над постановкой. Его деятельность позитивно направляющая, корректирующе регулирующая.
Композиционный план
№ |
Компоненты |
Содержание |
1 |
Название номера |
«Всё что дорого и свято» |
2 |
Хронометраж |
3 мин 37 сек |
3 |
Автор музыки, слов |
Сергей Трофимов |
4 |
Тема |
«Вечная тема» отношения к своей Родине: чувства любви к родному краю, гордости за прошлое и настоящее, чувство ответственности за будущее. |
5 |
Идея |
Воспитывать в обучающихся активную творческую самостоятельность, позицию идейности, сплоченности коллектива. |
6 |
Количество участников и их образная характеристика |
Количество и возраст исполнителей в номере - 26 человек: 15-17 лет - 10 чел;12-14 лет – 8 человек; 9-10 лет – 8 человек. Изменение количественного состава невозможно. Три возрастные группы детей олицетворяют молодость России. |
7 |
Хореографическая форма и жанр танца |
Массовый, бессюжетный, тематический танец |
8 |
Лексика танца |
Основные танцевальные движения: шаги и элементы деми-классики, эстрадного и народно-стилизованного танца |
9 |
Время действия (исторический период, время года, суток) |
Настоящее время |
10 |
Место действия (страна, берег реки, помещение и т.п.) |
Образ: «Я иду по родной земле» |
11 |
Характеристика образа в целом |
Юные танцоры сконцентрированы на передаче психологического состояния человека, его эмоциональное отношение и переживания к своей родной земле. |
12 |
Драматургия (бессюжетная, в соответствии с музыкальной драматургией)
|
|
13 |
Анализ музыкального произведения |
Музыка с четкой ритмической структурой, удобная для танцевальных движений. Музыкальный размер 4/4. Жанр – песня. Запевно - припевная форма. |
14 |
Художественное оформление: свет, декорации, костюмы, аксессуары. |
Костюм старшей группы: белая рубаха свободного кроя (ткань «под лён»), брюки белые свободного кроя (ткань лайкра) Костюм средней группы: светло-бежевая сорочка (ткань лён), длина середина голени. Тонкий пояс. Костюм младшей группы: белый купальник для танца, короткая юбка и накидка-плащ из белой органзы. Сценический грим и прическа: макияж сдержанный концертный, «молодое лицо». Волосы у девушек убраны в узел. Реквизит: георгиевская лента 8 шт. длина 30 см; цветы искусственные – алая гвоздика 8шт. Световое оформление: полный свет. |
2. Этап реализации проекта
Работа непосредственно над постановкой композиции танца начинается с анализа музыкального произведения. Музыка дает пластике ритмическую основу, она определяет ее эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Поэтому изучение музыкального материала важно для всех участников проекта: педагога как хореографа-балетмейстера и обучающихся, как участников рабочих групп и будущих исполнителей композиции.
После совместного прослушивания предлагается задание:
- определить характер музыкального произведения, музыкальной формы,
темпа, ритма;
- выявить характер и эмоциональность, имеющихся в произведении;
- назвать «образ», рожденный в процессе прослушивания музыки. Далее составили ритмическую схему песни, разбили на музыкальные фразы и предложения, внесли дополнения в композиционный план. Ещё раз скорректировали работу каждой творческой группы, определив объём работы более конкретно.
Группе 3 была поставлена задача отобрать выразительные средства (движения) которые войдут в комбинации, сориентировав обучающихся по лексике; соединить движения в хореографические композиции 16 или 32 такта; показать связки в классе для корректировки и утверждения.
Группа 2 выполняла задание по сбору и изучению материалов по рисунку танца, а также сочиняла рисунок и перемещения танцоров в третьем куплете всех возрастных групп.
Четвертая группа подобрала в Интернете в виде фотографий возможные образы, которые могли бы стать основой для конструирования костюма. Выбор костюма зависит от множества факторов: стиля танца, музыкального материала, драматургии, образа, хореографической лексики. Участники группы получили консультацию у художника-модельера сценического костюма. Был определен белый цвет ткани, так как этот цвет символизирует добро, чистоту мыслей и побуждений, является цветом согласия и мира.
Первая группа на протяжении всего этапа на репетициях и занятиях делилась выбранным материалом (фотографии, футажи) по теме, что позволило всем участникам проекта глубже прочувствовать основной замысел проекта и успешнее реализовать свои идеи.
Каждая группа представляла результат своей работы на обсуждение по мере готовности. В результате выстраивается образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации.
Постановочные репетиции начались с началом второго этапа. Разучивались движения и элементы постепенно, частями. Каждый новый фрагмент разводился только после того, как усвоен предыдущий. В результате формировалась механическая двигательная и образная память. Велась работа с реквизитом (георгиевская лента и гвоздика), использование которого помогает ярче донести до зрителя главную мысль постановки.
Разучивание движений и элементов вначале проходило по учебным группам, затем приступили к сводным репетициям. Параллельно постановочной и репетиционной работе осуществлялось создание костюмов. Совместными усилиями собирается вся гамма танцевального произведения - музыка, движения, рисунок, костюм.
Юным танцорам предстояло исполнить постановку для зрителей и членов жюри, а это возможно только тогда, когда танец отработан, отшлифован. Поэтому достижение выразительного, точного и осмысленного исполнения танца очень ответственный и кропотливый труд. Применялись следующие приемы, помогающие достигнуть качественного исполнения танца: повторение отдельных частей танца и всей постановки; дополнительные пояснения руководителя о необходимости правдивого воспроизведения танцевального образа; исполнение одной и той же части несколькими учащимися с критической оценкой образа, созданного каждым из них; привлечение к просмотру других педагогов с последующим обменом мнениями. На этой стадии работы хореограф выступает в качестве репетитора.
Работа над созданием видеоролика проходила в конце этапа. Творческая группа обучающихся совместно с педагогом разработала сценарий и составила видео презентацию для сопровождения выступления коллектива.
Второй этап подытожила организация репетиций на сцене в костюмах.
Роль педагога-хореографа на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности подростков, создание условий, позволяющих им самостоятельно определять содержание своей деятельности, выбирать способы работы над проектом, организовывать ее и реализовывать творческие идеи.
3. Заключительный этап
В первый раз на большую сцену хореографическая композиция «И пусть звенит у нас в душе все то, что дорого и свято» была представлена на торжественном мероприятии, посвященном старту Года памяти и славы в Камчатском крае. Выступление получилось ярким и оценено положительно зрителями разных возрастных категорий.
На краевом конкурсе - фестивале «Весенняя капель» коллектив получил высокую оценку жюри и завоевал Гран При.
Номер оказался востребованным и последовали выступления в Благотворительном проекте - концерте «За други своя» в рамках Всероссийской акции «Храним историческую память», в открытом театрализованном уроке «Я выбираю жизнь» и других.
Подводя итог работы над творческим проектом, юные танцоры и педагог дали положительную оценку своей работе и полученному результату. Проанализировали сложные моменты, с которыми пришлось столкнуться – повышенное чувство ответственности за результат вызывало неуверенность в правильности выбора движений для комбинаций. Обучающиеся высказали желание участвовать в подобных проектах и впредь. На итоговом занятии ребята ответили на вопросы теста изучения сформированности личностных качеств
Заключение
Использование проектного метода позволило охватить творческим процессом всех обучающихся старшей группы ансамбля, помогло ребятам стать живым участником образовательного процесса. В ходе работы над проектом обучающиеся смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход. В своей деятельности поддерживали друг друга, подсказывали пути решения возникающих проблем, сумели распределить этапы своей работы, внимательно прислушивались к мнению педагога. И, в результате, добились хорошего результата. Ощутили эмоциональный подъем, получив положительные отзывы зрителей и жюри.
Анализируя итоги тестирования сформированности личностных качеств можно заключить, что 80% обучающихся участвующих в проекте, более высоко оценили степень своего согласия с содержанием предложенных суждений.
Педагог и обучающиеся в хореографическом ансамбле на практике убедились в том, что проектная деятельность - это эффективное средство всестороннего развития. Залогом успеха явилась атмосфера взаимопонимания и творческого поиска между всеми участниками проекта.
Список использованных источников
-
Богданов Г.Ф. Основы хореографической драматургии: учебное пособие. – Изд.2-е, доп. – М.: МГУКИ, 2010.
-
Вахромеев В. В. Элементарная теория музыки. М., 1975.
-
Зарипов Р.С., Валяева А.Р. От замысла к сюжету. Новосибирск, 2009.
-
Захаров Р.В. Сочинение танца. - М.: "Искусство", 1983.
-
Эльяш Н. Образы танца. - М., 2002.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соколова Елена Викторовна
→ Публикатор 13.02.2022 0 1020 160 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы