Исследовательская работа "Мир стихотворений Н. В. Дуплинской, жительницы п. Гордеевский"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
Алтайский край, Троицкий район
Мир стихотворений Н. В. Дуплинской,
жительницы п. Гордеевский
Выполнила:
Кузина Алёна Сергеевна,
ученица 10 класса
Руководитель:
Савиных Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
п. Гордеевский
2021
Содержание
Введение 3
Глава 1. Биография Н. В. Дуплинской 5
Глава 2. Исследование творчества Н. В. Дуплинской 7
2.1. Общая характеристика творчества поэтессы 7
2.2. Тема Родины 8
2.3. Гражданская лирика 11
2.4. Стихотворения о любви 16
2.5. Стихи о природе и философская лирика 18
Глава 3. Результаты исследования 20
Заключение 22
Список литературы и источников 23
Приложения 24
Введение
«Краеведение учит людей не только любить свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».
Д.С. Лихачёв
Д. С. Лихачёв, знаменитый советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор, считал, что изучение истории родного края – одна из важнейших воспитательных задач. По его выражению, краеведение является путем к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины». «Родной край, его история - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества», – отмечал Дмитрий Сергеевич Лихачев1.
Мне захотелось внести свой скромный вклад в изучение истории родного посёлка. Прошлое и настоящее любого населённого пункта – это судьбы и деятельность его замечательных жителей, поэтому я обратилась к поэтическому творчеству Надежды Васильевны Дуплинской - одной из жительниц нашего посёлка.
Выбранная мною тема называется «Мир лирики Н. В. Дуплинской, жительницы посёлка Гордеевский».
Актуальность
В современном мире краеведение, литературное в том числе, становится особенно актуальным, так как способствует формированию лучших человеческих качеств – любви к своей малой Родине, гордости за её историю и культуру, гуманному отношению ко всему окружающему.
Знакомясь с творчеством местных авторов и анализируя его, мы приобретаем бесценный общечеловеческий опыт, расширяем знания об истории родного края, полнее ощущаем связь литературы и жизни.
Новизна
Новизна исследования заключается в том, что творчество Н. В. Дуплинской впервые становится предметом научного осмысления.
Цель работы:
исследовать творчество Н. В. Дуплинской.
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Познакомиться с творчеством Н. В. Дуплинской.
2. Собрать информацию о биографии поэта.
3. Раскрыть своеобразие лирики.
Объект исследования: стихотворения Н. В. Дуплинской
Предмет исследования: особенности лирики Н. В. Дуплинской
Практическая значимость
Выполненная исследовательская работа может быть использована на уроках литературы, на тематических конференциях в качестве средства расширения кругозора и формирования мировоззрения учащихся Пролетарской школы.
Собранная информация будет предоставлена в школьную библиотеку.
С презентацией творчества Н. В. Дуплинской можно будет выступить на вечере, посвящённом поэтам-землякам.
Этапы исследования
1.Встреча с Н. В. Дуплинской;
2.Изучение и анализ стихотворений Н. В. Дуплинской;
3.Обработка материала.
Методы исследования
1. Метод изучения литературных и информационных источников.
2. Интервьюирование.
3. Анализ стихотворений.
4. Обобщение.
Глава 1. Биография Н. В. Дуплинской
Надежда Васильевна Дуплинская родилась в селе Рассказиха Первомайского района Алтайского края 26 декабря 1948 года. Когда Надежде не было ещё пяти лет, родители переехали в посёлок Гордеевский ( в то время Гордеево). Отец Надежды Васильевны, Зяблинцев Василий Алексеевич, прошёл Великую Отечественную войну, всю жизнь проработал строителем: возводил сооружения в совхозе «Пролетарий», на Октябрьской птицефабрике. Мама занималась домашним хозяйством, воспитывала детей. Все в семье любили читать, выписывали несколько газет, самой любимой из которых была «Правда». Мама по вечерам рассказывала сказки, читала вслух стихи и рассказы. Она была, по словам Надежды Васильевны, очень тёплым, душевным человеком. «Читать я научилась перед самой школой, -вспоминает Надежда Васильевна. – И с тех пор чтение стало любимым моим занятием». В семь лет Надежда знала многие стихотворения А. С. Пушкина, декламировала наизусть «На смерть поэта» М. Ю. Лермонтова.
Книги, которые произвели на девочку самое яркое впечатление в школьном возрасте, - «Динка» Валентины Осеевой, «Приключения Травки» Сергея Розанова, «Дальние страны», «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. «Мама поощряла мою любовь к чтению, просила пересказывать всё, о чём я узнавала из книг», - рассказывает Надежда Васильевна. В школе Надежда одинаково хорошо успевала по всем предметам, но любимыми были всё же русский язык и литература. До сих пор Надежда Васильевна вспоминает уроки любимого учителя – Белоусовой Лидии Ивановны.
В 1966 году Н. В. Дуплинская стала студенткой Барнаульского сельскохозяйственного института. Окончив его, получила специальность агронома. В родном посёлке Надежда Васильевна работала агрономом, бухгалтером, главным экономистом в сельском совете. У Надежды Васильевны три взрослые дочери, пятеро внуков. В настоящее время Н. В. Дуплинская - участница районного литературного объединения «Вдохновение», одна из солисток вокальной группы «Околица», человек с активной жизненной позицией.
Глава 2. Исследование творчества Н. В. Дуплинской
2.1. Общая характеристика творчества поэтессы
Надежда Васильевна одарена удивительной способностью: делиться со своими читателями эмоциями, душевными переживаниями, размышлениями о жизни и находить живой отклик в их сердцах.
Как человек творческий, обладающий богатым воображением Н. В. Дуплинская умеет увидеть в будничном необыкновенное и передать своё видение, находя интересные изобразительно-выразительные средства.
Стихотворения Надежды Васильевны отличаются душевной открытостью, искренностью, граничащей с исповедальностью, жизненной конкретностью, внутренней целостностью.
Её стихотворения часто печатаются в районной газете «На земле Троицкой», в поэтических приложениях к журналу «Бийский Вестник» «Три реки», в сборниках стихов литературного объединения «Вдохновение».
Основные темы и мотивы лирики Н.В. Дуплинской
Тематика стихотворений Н. В. Дуплинской разнообразна: это стихи о природе, о любви, о родине, о войне, раздумья о смысле человеческой жизни.
2.2 Тема Родины.
В стихотворении «Утром росистым выбегу в поле…» образ родины тесно переплетается с образами родной природы.
Утром росистым выбегу в поле –
Детство на плечи скатилось на миг.
Край мой берёзовый, мир белоствольный
По-предрассветному тих.
Спряталась в ивах проказница – речка,
Негромко журчит в камышах.
Сказано много заветных словечек
Здесь, на её берегах.
Много тропинок нехоженых где-то,
Только в душе навсегда
Край мой единственный, сердцем согретый,
Счастье моё и судьба.
Жанр этого стихотворения – эклога (сентиментальное стихотворение о возвышенных чувствах, вызванных созерцанием природы или любовными переживаниями).
Настроение стихотворения светлое, спокойно-радостное. Поэтесса рисует раннее утро неяркими красками и звуками: мир белоствольный по-предрассветному тих; речка негромко журчит.
Романтическая картина мира создаётся при помощи эпитетов, олицетворений, метафор: росистое утро; заветные словечки; спряталась проказница – речка; детство скатилось на плечи; край, согретый сердцем.
Восхищение красотой природы неотделимо от светлого чувства любви к родине. Лирическая героиня остро ощущает свою духовную сопричастность к этому миру: край мой единственный, сердцем согретый, счастье моё и судьба.
В стихотворении «Мой Алтай» (Приложение11, стр37) явственно звучат гражданские нотки. Как человек неравнодушный, Надежда Васильевна не может не быть озабочена судьбой малой родины.
Стихотворение имеет чуткую структуру. Оно состоит из четырёх строф.
Первая строфа рисует совершенную картину природы. Идеальное изображение мира создаётся при помощи эпитетов: непуганые птицы, безбрежные поля, звёздные зарницы; метафор: берёзовый рай, синь небес и воды.
Дорогой мой Алтай,
Мой берёзовый рай.
Край непуганых птиц,
Звёздных летних зарниц,
Край безбрежных полей,
Синь небес и воды.
Первой строфе противопоставлены вторая и третья строфы, которые проникнуты гражданским пафосом, пропитаны настроением тревоги.
Напряжение создаётся при помощи синтаксических средств - риторических вопросов и обращений:
Почему ж ты застыл
В ожиданьи беды?
Кто же завтра умножит
Богатства твои?
Кто посадит берёзку,
Почистит пруды?
Где твой добрый хозяин,
Родная земля?
Автор использует глаголы и существительные, значение которых отражает затронутые в тексте проблемы: застыл, вырубают, зарастают, беда, свалки.
Четвёртая строфа – гимн любви родному краю.
Торжественное настроение заключительных строк создаётся изобразительно-выразительными средствами: эпитетами дивных (красот), олицетворением открывали глаза луговые цветы, метафорой бриллиантах росы; восклицательным предложением с обращением:
Будь здоров, мой Алтай,
Хорошей и цвети!
Лирическая героиня стихотворения - двойник автора - не мыслит себя вне Родины, восхищается и гордится её красотой, переживает за состояние экологии родного края.
Стихотворение «Деревенские ночи» (Приложение 1, стр. 24) стало визитной карточкой Н. В. Дуплинской. Его строчки положены на музыку Бессоновой Т. Н., талантливой вокалисткой и музыкантом, также жительницей п. Гордеевский.
Это стихотворение проникнуто лирико-романтическим настроением, которое создаётся с помощью эпитетов и олицетворений. Природа в стихотворении живая – и не просто живая, а наделённая характером и эмоциями: ласковые звёзды (эпитет), притаились дороги, шумят родники ( олицетворения).
Изумрудные (эпитет) поля, колдовские (эпитет) тальники, чуть слышно шумящие в камышах родники, нежный (эпитет) запах сирени бесконечно милы сердцу автора. Н. В. Дуплинская поэтизирует образ деревни, воспевает красоту «дорогой земли», места, «где росла и любила».
Изображение «родного уголка» удивительно соответствуют душевному состоянию лирической героини, двойника автора: всё село для меня как родная семья.
Ключевую фразу этого стихотворения можно составить из наиболее часто повторяющихся слов: дорогую/любимую землю/ уголок свой родной любовью согреем. В основе авторского понимания родной земли – дом, берёзки, родники. Именно эти слова наиболее часто используются в творчестве Н. В. Дуплинской для обозначения Родины, России.
2.3 Гражданская лирика
Н.В. Дуплинская – человек, обладающий активной гражданской позицией, многие её стихотворения наполнены глубоким смыслом, размышлениями о самых трагических страницах истории нашего Отечества, переживаниями за судьбу государства.
Стихотворение «Детям Ленинграда» (Приложение 2, стр.25) создано под впечатлением одного из событий Великой Отечественной войны» - эвакуации ленинградских детей в село Боровлянку Троицкого района Алтайского края.
Три главных образа стихотворения – образ Ленинграда, собирательный образ детей, образ села Боровлянка.
Ленинград в изображении автора – величественный город: древние мосты; неповторимость, слава города; собор Исаакия блистает; любимый город.
Жестокая война принесла в город «страшную беду – блокаду».
Трагедия Ленинграда - «неизмеримые страданья детей», которым пришлось перенести «испытанья железом, голодом, огнём».
Боровлянка, «далёкое лесное село», должно было стать местом спасения для эвакуированных из Ленинграда детей, но для многих из них стало местом последнего упокоения. Поэтесса с горечью отмечает:
Как много их в земле лежит…
Здесь в память их плита и крест
На тихой солнечной полянке.
Автор использует трагические по своей содержательной наполненности, по эмоциональному воздействию на читателей эпитеты: кровавый (снег), оборванные, измученные, испуганные, полуодетые, полуживые (дети), неизмеримые (страданья), метафору: испытанья железом, голодом, огнём.
Рефрен «И гибнут дети, гибнут дети!» усиливает экспрессивность стихотворения, подчёркивает главную мысль автора – самое ужасное, шокирующее следствие войны – гибель безвинных детей.
Событиям Чеченской войны посвящено стихотворение Н. В. Дуплинской
«О Чечне». (Приложение 9, стр.33)
По жанру оно более всего напоминает балладу, так как это сюжетное стихотворение, в основу которого положено исключительное событие.
Стихотворение построено на противопоставлении войны и мира, жизни и смерти.
Лирический герой стихотворения – молодой солдат, призванный на службу в горячую точку России - Чечню. Лирический герой здесь - абсолютно самостоятельное явление, независимое от автора.
Страшные картины войны мы видим глазами именно лирического героя:
Бой идёт жестокий, бессмысленный.
Все смешались – и друг, и враг.
Война – это смерть: «пацаны под вражьими пулями гибли в небе, не долетев до земли», «друг Алёшка уже не числится ни в погибших и ни в живых».
Мирная жизнь – это всего лишь «хороший сон о маме, младшей сестрёнке, черёмухе за окном».
Молодой солдат не хочет погибать, смысл войны, на которой он оказался, для него неясен. Но долг солдата превыше всего, и он будет верен ему до конца:
Мать – Россия моя, как же так?
Дай мне силы выстоять, Господи.
Помоги мне не свернуть с пути.
Для раскрытия темы и реализации идеи автор использует эпитеты жестокий, бессмысленный (бой).
При помощи синтаксических средств создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции. Автор использует риторические вопросы и обращения, риторические эпифоры.
Риторический вопрос
«И под чьим я погибну выстрелом?
Мать – Россия моя, как же так?»
Риторическое обращение
«Дай мне силы выстоять, Господи.
Помоги мне не свернуть с пути».
«Дай в живых мне остаться, Господи!»
Риторическая эпифора
«Дай мне маму увидеть, Господи
Ты пошли мне хороший сон,
Чтоб была в нём сестрёнка младшая
И черёмуха за окном».
Аллитерация, повторение звука Ж в строчках
«Друг Алёшка, сожжённый заживо,
Будет жить, пока память жива», выполняет, на наш взгляд, двойную функцию: усиливает мрачный смысл происшедшего – соЖЖённый заЖиво и имеет жизнеутверждающий смысл – будет Жить, пока память Жива.
Общая тональность стихотворения трагична. Поэтесса задается вопросами: кому нужна была эта война? Кто ответит за тысячи искалеченных судеб, за страдания людей? Но риторическое обращение лирического героя к богу, своеобразная молитва: «Дай в живых мне остаться, Господи! Пусть родятся мои сыновья. Дай мне маму увидеть, Господи!», а также традиционный мотив памяти «будет жить, пока память жива» привносят в стихотворение мотив духовности и надежды на лучшее.
Стихотворение «Катастрофа» (Приложение 10, стр. 35) написано под впечатлением трагического события последней недели 2016 года - падения самолёта МВД России. На борту в этом полете были 92 человека, среди которых артисты ансамбля песни и пляски имени Александрова, журналисты нескольких телеканалов, экипаж и Елизавета Глинка, глава фонда «Справедливая помощь».
Главным художественным средством этого стихотворения стала антитеза (противопоставление):
взлетел самолёт – упал самолёт
Чёрное море – синее небо
счастье и радость - горе и слёзы.
чёрная тень - солнечный Сочи
славный денёк – чёрный день.
Особенностью этого стихотворения Н. В. Дуплинской является обилие номинативных предложений, нераспространённых двусоставных предложений и двусоставных предложений с одним второстепенным членом. Подобно мазкам художника автор рисует не предвещающий беды пейзаж:
Чёрное море,
Синее небо,
Славный денёк.
С помощью номинативных предложений создаётся картина катастрофы:
Странная вспышка.
Всё в зазеркалье:
Счастье и радость,
Горе и слёзы.
Чёрный день.
Читатель как будто в замедленной съёмке, покадрово, наблюдает за совершающейся трагедией:
Стало могилой
Чёрное море.
Жизнь превратилась
В чёрную тень.
Трагический фон стихотворения создан при помощи лексического повтора, нагнетания чёрного цвета, цвета беды (чёрная тень, Чёрное море, чёрный день), парцелляции и восходящей градации:
А впереди горькие ночи.
И безысходность.
И бесконечность.
Синтаксическое средство, усиливающее эмоциональность восприятия произведения - короткие, ритмически организованные строки.
Стихотворение написано трёхсложным размером дактилем, несколько строк, в том числе первая и восьмая, нарушают ритм, подчёркивая трагизм события:
Взлетел самолёт (амфибрахий)
Упал самолёт (амфибрахий).
Заключительные строки написаны ямбом:
Летят их души…
И рядом с ними
Щебечут птицы:
Вы вечно с нами,
Вы вечно с нами…
Эти строки смягчают трагизм изображённого события, вносят в стихотворение мотив умиротворённости, вечной памяти об ушедших.
2.4 Стихотворения о любви
В большинстве стихотворений Н. В. Дуплинской тема любви переплетается с темой природы. Пейзажные зарисовки являются исходным звеном любовной лирики.
Жанр стихотворения «Осень» - элегия. (Приложение 5, стр. 29) Это стихотворение об осени - времени года, об осени жизни – периоде зрелости и мудрости, о любви.
Пейзаж автор рисует скупыми красками: серый домик промёрзший, голые ветки берёз, ненастье, побуревший покос.
К возрасту осени лирическая героиня стихотворения относится по-философски спокойно, принимает его:
Мимо осени жизни
Как проехать-пройти?
И в зрелом возрасте есть место светлым чувствам и эмоциям.
Но лирическая героиня чувствует вину за своё «запоздавшее счастье» и не уверена, имеет ли она право на любовь в «осеннем» возрасте.
Синтаксический параллелизм – стилистическое средство, с помощью которого автор сопоставляет два объекта действительности - прощание с полями (скоро наступит зима и скроет землю под снегом) и прощание с мечтой, любовью:
Я прощаюсь с полями,
Я прощаюсь с мечтой.
Потаённо-безмолвно
Я прощаюсь с тобой.
В стихотворении преобладает мотив одиночества и печали. Это настроение в первой строфе создаётся при помощи анафоры Я прощаюсь…, эпитета потаённо- безмолвно. Во второй и третьей строфах мотив печали усиливают метафора бесконечной печалью возвращенье домой, эпитет запоздавшее (счастье).
Оксюморон нежная зелень осени, используемый автором в четвёртой строфе – символ надежды на сбыточность «запоздавшего счастья».
Стихотворение «Я тобой не надышалась..» - типичный образец стихотворения о любви. (Приложение 4, стр.28)
Настроение одиночества, мотив несбывшейся любви, характерный для любовной лирики Н. В. Дуплинской, создаётся с помощью цепочки глаголов - отрицаний: « не надышалась - не насмотрелась - не согрела - не посидела», усиливается сравнением «в одиночество дорога, как протянутые руки».
Бесконечной нежностью по отношению к самому родному человеку проникнуто стихотворение Н. В. Дуплинской «Мама». (Приложение 7, стр.31) Жанр этого произведения – элегия. При помощи разговорных слов и выражений, обращений автор рисует образ пожилой деревенской женщины. Разговорные слова и выражения: картошка, немножко, стреляет в бок, что же Вовка там творит, не ругайся.
Обращения: дочка, доча.
Характер матери лирической героини помогают раскрыть односоставные определённо-личные предложения с глаголами в повелительном наклонении, содержащими советы и просьбы. Перед читателем возникает образ заботливой, доброй, очень любящей свою взрослую «дочу» женщины:
Садись скорей за стол… Достань-ка с полочки платок....
Ты потеплее одевайся…
Да на работе будь мудрей,
Смотри, с начальством не ругайся…
Ну посиди ещё немножко.
Возникающий в последних двух строчках мотив утраты родного человека усиливает эмоциональное восприятие стихотворения:
…Метелью тропку замело,
И заколочены окошки.
2.5 Стихи о природе и философская лирика
Стихотворения о природе Н. В. Дуплинской – это короткие пейзажные зарисовки, кадры, словно выхваченные фотографом из жизни. Иногда в кадре присутствует лирическая героиня, чаще - нет. Но всегда за кадром мы чувствуем присутствие автора, мудрой, взрослой женщины.
Стихотворение «Танцы под дождём» - яркая картинка из детской книжки:
двойная многоцветная радуга, лужи, босая девчонка, танцующая под дождём. (Приложение 6, стр. 30)
Скупо представлены изобразительно-выразительные средства:
Эпитет разгульный (ливень), метафора в спектакле лета.
Лето, дождь, радуга, танцующая девочка…
Казалось бы, настроение этого стихотворения должно быть радостным, праздничным, но отчего так щемит сердце у читателя? Может быть, потому что «за кадром» мы чувствуем тоску автора по безвозвратно ушедшему детству? А может, потому что танец под дождём - короткий миг, «спектакль лета», а жизнь – это не игра, и лирической героине скоро предстоит это понять.
Отличительная черта пейзажных стихотворений Н. В. Дуплинской – глубокая философичность. Тема природы переплетается с темой раздумий о смысле человеческой жизни.
В стихотворении «Калина» (Приложение 3, стр.27) пейзажная картинка, фрагмент действительности, нарисована двумя красками - красной и белой.
Белый цвет в художественном пространстве стихотворения – это не только «однообразие зимы, бескрайне-белые долины», это символ однообразия человеческой жизни, душевной пустоты.
Красный цвет – яркие ягоды калины, яркая грудка снегиря. Это активный, позитивный цвет, это движение, развитие.
Жанр стихотворения – элегия. Эмоциональный фон ровный, спокойный.
Душу автора не тревожат тягостные мысли: на все вопросы даны ответы.
Жизнь, в понимании автора, - непрерывная череда разнообразных взаимопроникающих событий, и оптимизм, жизнерадостность всегда побеждают пустоту, холод и безмолвие. Жизнеутверждающий вывод содержат заключительные строки стихотворения:
Здесь, в белизне, ликует жизнь.
Всё в жизни – красное на белом.
В стихотворении «Цветы» (Приложение 8, стр.32) автор размышляет о сущности человеческого бытия, о смерти и бессмертии.
Присутствие «высокой» лексики создаёт настроение торжественной грусти:
невзгоды; завершив круг жизни; всё сущее в мире; истины воплощенье; прах; многословье истин.
Рисуя драматизм и конечность жизни, автор использует олицетворение:
Цветы цветут молчаливо,
Терпят все невзгоды.
И, завершив круг жизни,
Падают лепестки.
Утверждая, что цветение – это кульминация жизни, автор использует метафору:
В этом цветении буйном
Слилось всё сущее в мире…
Но всё живое имеет начало и конец, поэтесса с горечью констатирует истину:
Но не вернутся на стебли
Завянувшие цветы.
Молча и незаметно всё превратится в прах.
Но есть и другая, жизнеутверждающая, высокая истина, поэтесса уверенно о ней заявляет:
…радость нетленной жизни
Неизменно живёт в стихах.
По мнению автора, творчество, поэзия – это то, что остаётся после ухода человека, дарит ему бессмертие.
Глава 3. Результаты исследования
Проанализировав стихотворения Н. В. Дуплинской, мы отметили ряд особенностей, характерных для её творчества.
1. Автор поднимает в своих произведениях вечные нравственные и философские проблемы: поиск смысла человеческого существования, жизни и смерти, любви и одиночества.
2.Поэтический мир поэтессы связан с элегической традицией.
3. Некоторые стихотворения о малой родине, о деревне перекликаются с «тихой» лирикой Н. Рубцова.
4. Тема природы переплетена с философской темой.
5. Лирическая героиня находится в гармонии с природой и с самой собой. Образ лирической героини тождествен образу автора, создателя произведения.
6. Для любовной лирики характерен мотив одиночества, несбывшейся любви.
7.Стихотворения, представляющие гражданскую лирику, более всего близки по жанру к балладе, лишены плакатности и лозунговости, наполнены глубоким смыслом, размышлениями о самых трагических страницах истории нашего Отечества. Судьба Отечества и судьбы людей, оказавшихся в трагических обстоятельствах, переплетены. Автор искренне сопереживает героям свих стихотворений, принимая их трагедию как собственную.
8. Н.В. Дуплинская использует в своих стихотворениях художественно-выразительные средства, которые делают её произведения яркими, образными.
9. Многие стихотворения воспроизводят картину мира фрагментарно.
10. Лирику Н. В. Дуплинской отличает глубокий психологизм, смысловая ёмкость.
11. Стихи ритмически организованы. Представлены и двухсложные, и трёхсложные размеры. Иногда заданный в стихотворении размер нарушается в отдельных строках.
«Деревенские ночи» |
анапест |
«Цветы» |
ямб |
«Я тобой не надышалась…» |
хорей |
«Осень» |
анапест |
«Танцы под дождём» |
ямб |
«Калина» |
ямб |
«Мама» |
ямб |
«Катастрофа» |
дактиль, 1 и 8 строки –амфибрахий. Заключительные - ямб |
«Дорогой мой Алтай!» |
анапест |
«Детям Ленинграда»
|
ямб ( с пропущенным в некоторых строках первым ударным и третьим ударным слогом) |
Заключение
Выполнив поставленные в работе задачи, я могу сделать следующие выводы:
1.Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я лично познакомилась с Н.В. Дуплинской, поэтессой, жительницей п. Гордеевский, получила бесценный опыт общения с интересным, талантливым человеком.
2.Выполненная работа расширила мой литературный кругозор, потому что, анализируя стихотворения Н.В. Дуплинской, я обращалась к лирике других поэтов, созвучной её творчеству.
3.Я научилась определять стихотворный размер стихотворений, приобрела навыки исследовательской деятельности.
4. Поработав с информационными и литературными источниками, я познакомилась с новыми для меня приёмами анализа поэтического текста и, попытавшись проанализировать стихотворения Н. В. Дуплинской, отметила характерные особенности её лирики.
5. Мне хотелось бы не останавливаться на достигнутом и, продолжив исследовательскую работу, сопоставить стихотворения Н. В. Дуплинской с лирикой других поэтов (Н. Рубцова, В. Тушновой, М. Агашиной и др.), близкой по проблематике.
Список литературы
1.Богомолов Н. А. Краткое введение в стиховедение: учеб. Пособие для студентов. – М: Фак. журн. МГУ, 2017, стр. 12-15.
2. Каганович С. Л. Ещё раз об анализе поэтического текста.
3.Лихачёв Д. С. Русская культура. Краеведение как наука и как деятельность.
М.: Искусство, 2000, стр. 169-173
4.Смирнов В. Теоретические основы стихосложения. Лекция.
5.Теория стихосложения для начинающих
поэтов. Вступительная статья для Антологии поэзии школы №7 г. Новосибирска,
Издательский дом "Вертикаль", г. Новосибирск, 2011 г. ,составитель
С. Л. Трегубов
Приложения
Приложение 1
Деревенские ночи
В деревеньке родной я росла и любила.
Всё село для меня как родная семья.
Здесь в просторах полей вольный воздух России.
Здесь в беде нас спасёт дорогая земля.
Деревенские ночи, я за них всё отдам.
Жаль, что ночи короче, чем хотелось бы нам.
Деревенские ночи…Никому не понять
То, что сердце так хочет и не может сказать.
Россыпь ласковых звёзд подержи на ладонях.
В тёмных окнах домов вновь зажглись огоньки.
В колдовских тальниках притаились дороги,
И чуть слышно шумят в камышах родники.
Над любимой землёй нежный запах сирени,
Необъятный простор изумрудных полей.
Уголок свой родной мы любовью согреем –
Ничего нет дороже, ничего нет милей.
Приложение 2
Детям Ленинграда
Всё будет: древние мосты,
Неповторимость Ленинграда.
Здесь слава города и боль,
И страшная беда - блокада.
Толпа оборванных детей
Неизмеримые страданья.
Железом, голодом, огнём –
За что им эти испытанья?
В лучах заката, как мишень,
Собор Исаакия сияет.
Его бомбят, и гибнут все
И снег кровавый скорбно тает.
Детей по Ладоге везут.
Измучены, полуодеты…
Летит снаряд, ещё снаряд.
И гибнут дети, гибнут дети!
А выживших, полуживых,
Испуганных: А где же мама?
Ночами долгими везут
В неведомую Боровлянку.
Шли эшелоны за Урал,
За Каму, на Алтай, за Волгу.
Кто был постарше, тот мечтал
Вернуться в свой любимый город
Спасение уже вот-вот.
В большую жизнь им дан билетик.
Блокада, голод вслед идут.
И гибнут дети, гибнут дети.
Как много их в земле лежат
В лесной далёкой Боровлянке.
Здесь в память их плита и крест
На тихой солнечной полянке.
Приложение 3
КАЛИНА.
Через заснеженный забор
Калина клонится несмело
Зима ей выткала убор
Природный: красное на белом.
Однообразие зимы:
Бескрайне – белые долины
И вдруг сквозь снежные цветы
Пронзительно блеснёт калина.
И вдруг, откуда ни возьмись.
Снегирь в ветвях заиндевелых
Здесь, в белизне, ликует жизнь.
Всё в жизни – красное на белом.
Приложение 4
…
Я тобой не надышалась,
На тебя не насмотрелась
И, совсем такая малость,
Твои руки не согрела.
У затопленной печурки
Я с тобой не посидела.
Первый зубик у дочурки не с тобой я разглядела.
Слишком поздно нам достались
Радость встреч и боль разлуки…
В одиночество дорога
Как протянутые руки.
Приложение 5
ОСЕНЬ
Я прощаюсь с полями,
Я прощаюсь с мечтой.
Потаённо-безмолвно
Я прощаюсь с тобой.
Серый домик промёрзший –
Это стан полевой.
Бесконечной печалью
Возвращенье домой.
Запоздавшее счастье
В голых ветках берёз.
Грустный признак ненастья –
Побуревший покос.
Мимо осени жизни
Как проехать-пройти?
Нежной зеленью осень
Мне прошепчет: «Прости».
Приложение 6
ТАНЦЫ ПОД ДОЖДЁМ.
Танцую под дождём,
Раскинув руки.
Под радугой двойной,
Под многоцветьем.
По лужам босиком,
А дождь всё круче:
Разгульный ливень
В спектакле лета.
Приложение 7
МАМА
Мне кажется: вот постучу,
И мама выйдет в серой шали,
И скажет: Мы ещё вчера
Тебя к обеду, дочка, ждали.
Давай, садись скорей за стол,
Пока горячая картошка,
Да испекла я пирожков,
Сметаны есть ещё немножко.
Ах, доча, доча,
Зуб болит,
Стреляет в бок, нога не ходит,
И что же Вовка там творит,
Второй уж месяц не приходит.
Достань-ка с полочки платок,
Да вот носки тебя связала.
Когда на улицу пойдёшь.
Ты потеплее одевайся.
Да на работе будь мудрей,
Смотри, с начальством не ругайся.
Куда так быстро собралась?
Ну посиди ещё немножко.
…Метелью тропку замело,
И заколочены окошки.
Приложение 8
ЦВЕТЫ
Цветы цветут молчаливо,
Терпят все невзгоды.
И, завершив круг жизни,
Падают лепестки.
В этом цветении буйном
Слилось всё сущее в мире,
Но не вернутся на стебли
Завянувшие цветы.
В этой траве пожухлой
Истины воплощенье:
Молча и незаметно всё превратится в прах.
Вопреки многословью истин
Звучит и поёт их молчанье,
И радость нетленной жизни
Неизменно живёт в стихах.
Приложение 9
О ЧЕЧНЕ.
Бой идёт жестокий, бессмысленный.
Все смешались – и друг, и враг.
И под чьим я погибну выстрелом?
Мать – Россия моя, как же так?
Дай мне силы выстоять, Господи.
Помоги мне не свернуть с пути.
Друг Алёшка, куда ты? Там враги.
Больше тебя мне не увидеть и не найти.
Дай мне маму увидеть, Господи
Ты пошли мне хороший сон,
Чтоб была в нём сестрёнка младшая
И черёмуха за окном.
Самолёты кружились в воздухе,
Нам на помощь десант везли.
Пацаны под вражьими пулями
Гибли в небе, не долетев до земли.
Дай в тебя мне поверить, Господи!
Почему ты отвернулся от них?
Друг Алёшка уже не числится
Ни в погибших и ни в живых.
Дай в живых мне остаться, Господи!
Пусть родятся мои сыновья.
Друг Алёшка, сожжённый заживо,
Будет жить, пока память жива.
Дай мне маму увидеть, Господи!
Ты пошли мне хороший сон.
Чтоб была в нём сестрёнка младшая
И черёмуха за окном.
Приложение 10
КАТАСТРОФА
Взлетел самолёт.
Чёрное море,
Синее небо,
Славный денёк.
Что происходит?
Странная вспышка,
Жизнь наразрыв:
Упал самолёт.
Всё в зазеркалье:
Счастье и радость,
Горе и слёзы.
Чёрный день.
Стало могилой
Чёрное море.
Жизнь превратилась
В чёрную тень.
Рядом смеялся
Солнечный Сочи,
Ещё не знавший
Ухода в вечность.
А впереди горькие ночи,
И безысходность,
И бесконечность.
В вечность шагнули
Певцы и танцоры,
Пилоты, штурман.
И доктор Лиза
Несёт в ладонях
Их Чёрное море
Летят их души
Над облаками.
И рядом с ними
Щебечут птицы:
Вы вечно с нами,
Вы вечно с нами….
Приложение 11
МОЙ АЛТАЙ
Дорогой мой Алтай,
Мой берёзовый рай.
Край непуганых птиц,
Звёздных летних зарниц,
Край безбрежных полей,
Синь небес и воды.
Почему ж ты застыл
В ожиданьи беды?
Вырубают леса,
Зарастают поля.
Где твой добрый хозяин,
Родная земля?
Кто же завтра умножит
Богатства твои?
Кто посадит берёзку,
Почистит пруды?
Чтобы свалки исчезли
Из центра села,
Чтобы в кране вода
Только чистой была.
Чтобы летом в лесу
В бриллиантах росы
Открывали глаза
Луговые цветы.
Среди дивных красот
Довелось мне расти.
Будь здоров, мой Алтай,
Хорошей и цвети.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савиных Наталья Викторовна
→ Публикатор 09.03.2022 0 1033 108 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы