Статья "Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности"
«Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности»
Подготовила:
учитель начальных классов
Штебнер Елена Валентиновна
I квалификационная категория
«Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности».
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны
вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира,
а учебное заведение стать школой радости. Радости
познания, творчества, общения».
В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство наполнено движением, игрой, которая является ведущим видом деятельности дошколят, свободой выбора (хочу – играю, не хочу – не играю). Приобретая гордое и долгожданное звание «ученик», ребенок часто теряет намного больше - свою непосредственность, возможность свободного творчества, занятие любимым делом. Но ведь, по сути, он совсем недалеко ушёл от дошкольника – он также любит играть, двигаться, задавать вопросы. В этой ситуации только от нас, педагогов, зависит, сможем ли мы вырастить пытливого, любознательного, стремящегося к самообразованию творца или же взрастим ещё одного равнодушного исполнителя.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит главной целью развитие личности учащегося, раскрытие потенциала каждого ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Главная задача каждого учителя –не только рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Тема моего выступления «Использование активных методов обучения на уроке и во внеурочной деятельности».
Как говорится в китайской притче: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.Объяснение простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимо использовать активные методы обучения на уроке и во внеурочной деятельности (далее АМО).
Они помогут учителю эффективно начать урок или внеурочное занятие, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока или занятия. АМОпомогают развить мотивацию к обучению, учат учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес, а также развивают коммуникативные навыки.
Главная задача каждого педагога – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного и внеурочного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет исполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное) общение.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.
А для младших школьников – это, прежде всего игры во всём их многообразии.Именно вигре ребёнкупредоставляетсяуникальнаявозможностьбытьсамимсобой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным иестественным. Игра занимает особое место в системе активного обучения: онаявляетсяодновременноиметодом,иформойорганизацииобучения.
Являясьметодомобучения,играформируетактивнуюитворческуюучебнуюдеятельность.
Какформаобученияиграобеспечиваетразвитиекоммуникативныхспособностей–необходимоеусловиеактивнойитворческойдеятельностиучащихся.
АМО я постепенно ввожу в свою практику с 1 классана различных уроках иво внеурочной деятельности. Использование активных методикукрепляет мотивациюкобучениюиразвиваетнаилучшиестороныученика.
Присистемномиспользованииактивныхметодовобучения(АМО)рольучителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником,старшим партнером. Меняется и роль ученика – из послушного запоминающегоустройстваонпревращаетсявактивногоучастникаобразовательногопроцесса.
Естественнаяигроваясреда,вкоторойотсутствуетпринуждениеиестьвозможностьдлякаждогоребенканайтисвоеместо,проявитьинициативуисамостоятельность, свободно реализовать свои способности. Включение АМО вобразовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и вовнеурочнойдеятельности.ИспользованиеАМОпозволяетсделатьуроки и внеурочные занятиясовременными,насыщенными,творческими,отвечающимипотребностямобучающихся,родителей,общества.
Для каждого этапа урока или внеурочного занятия используются свои активные методы,позволяющиеэффективнорешатьконкретныезадачи. АМОподразделяютсяна:
-методыначалаурока или внеурочного занятия;
-методывыясненияцелей,ожиданий,опасений;
-методыпрезентацииучебногои внеурочного материала;
-методыорганизациисамостоятельнойработы;
-методыподведенияитогов;
-методырелаксации.
Остановлюсь на некоторых из них подробнее. Далее подобные примеры можно посмотреть в Приложении.
АМОначалаурока или внеурочного занятия.
Цель:настроитьдетейнапродуктивнуюработу.
Динамичноиэффективноначатьурок (занятие),активизироватьвниманиеучащихся,задать
нужныйритм,обеспечитьпозитивныйрабочийнастрой,пожеланиедобрапомогают
следующийметод:
«Улыбнемсядругдругу»
-
Я улыбнулась вам,и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, чтомы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другухорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседуруку.Улыбнитесьдругдругу.
Подобные методывоспитываюткоммуникативныекачества,доброжелательность,
устанавливаютконтактмеждуучениками.
АОМвыяснениецелей,ожиданийиопасений
Цель:выяснениеожиданийиопасений,постановкацелейобучения.
Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почемуважновыяснить
цели,ожиданияиопасения.Приветствуется,когдаучитель(классныйруководитель)также
участвуетвпроцессе,озвучиваясвоицели,ожиданияиопасения.
Метод«Солнышкоитуча»
Необходимыематериалы:Карточкисизображениемсолнышкаитучидлякаждого ученика.
Проведение:дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощьюмагнитов солнышко,не уверенные –тучу.
Оценкарезультата:поколичествутучеквначалеурокаможноотследитьнеуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в концеурока можно судить о качестве усвоениянового материала; имена, записанные накартинкахсизображениямитучек,позволятьпланироватьиндивидуальнуюработунаследующихурокахпоэтойтеме.
Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце )Проведение:каждыйученикподходитксвоемусолнышкуинакладываетсверхутучу,еслиунеговозниклитрудностиввосприятииматериалаинаоборот,накладываетсолнышконатучу,еслиегоопасениябылинапрасны.
Оценкарезультата:преобладаниесолнышекнадтучамипозволяетсделатьвыводотом,что урок или занятие былиплодотворными,интереснымиицелибылидостигнуты.
АОМпрезентацииучебногои внеурочного материала
Цель:представлениеновогоматериала.
Вотздесь-тоитребуетсяпроявлениетворчестваучителя.Чемярче,интереснейиобразнейбудетпрезентацияновогоматериала,тембыстрееипрочнеебудетусвоенановая тема.
Вместопривычногоустногорассказаучителяоновойтемеможноиспользовать следующийметодпредставления новогоматериала:
Метод«Магазин» ( пример для использования наурокерусскогоязыка)
Необходимыематериалы:предметныекартинкисизображениямиживотных,фруктов,овощей,игрушек.
Проведение:надоскекартинкисизображениямипредметов.Каждыйученикподходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово,обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчикапотому,чтослово,обозначающееэтотпредмет,отвечаетнавопроскто?»Ученик,правильнозадавшийвопрос,забираеткартинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купилбольшекартинок).
Активныеметодыорганизациисамостоятельнойработы
Цель:закреплениепройденногоматериала.
Чемразнообразнее и интереснее самостоятельная работа, темпродуктивнеепрошел урок (занятие). При организации самостоятельнойработы над новой темой важно,чтобыучащимсябылоинтереснопроработатьновыйматериал.
Метод «Пометка на полях»
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая ужеизвестна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученикставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается спрочитанным заданием, текстом.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику итребует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.
Данный прием требует от ученика не просто читать, авчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание впроцессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Вопросы,заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разнымисточникам информации: можно спросить у родителей, что они думают поэтому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можнополучить ответ от учителя на следующем уроке или занятии.
Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.
Активныеметодыподведенияитоговзанятия.
Цель:Подвестиитогурока или внеурочного занятия.Выяснить, чтодетиусвоилихорошоиначтообратить внимание.
Упражнение«Комплименты»
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорятнесколько слов, хвалят зато,какониработалинауроке,желаютдальнейшихуспехов.
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итогиурока или занятия. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, чторебята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующемуроке или занятии.
Активныеметодырелаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы илисложнаязадача,сделайтепаузу,вспомнитеовосстанавливающейсилерелаксации! Иногда достаточно 5-7 минут веселойи активной игры для того,чтобывстряхнуться, веселоиактивнорасслабиться, восстановитьэнергию.
«Делайкакя».
Детиимитируютдвижениязаучеником,которыйявляетсяведущим.
Можноиспользоватьлюбыеигрыиупражнения,способствующиеразвитиюсамоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечноерасслабление.
У методики активные методы обучения есть много плюсов и минусов.
НедостаткиАМО
-
-
Детинемогутсовладатьсосвоимиэмоциями,следовательнонаурокахсоздаётсявполнедопустимыйрабочийшумприобсуждениипроблем.
-
Несмотрянавыслушиваниеразныхмнений,привыступленииможетдоминироватьмнениеодного,есливыступающийпсихологическидоминируетвгруппе.
-
Длянекоторыхучастниковработавкомандесиспользованиемактивныхметодов- толькоспособничегонеделать.
-
Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, топроцессобученияможетпревратитьсявобычнуюанархию.
-
ЭффектыАМО
Активныеметодыобеспечиваютрешениеобразовательныхзадачвразныхаспектах:
-
-
-
формированиеположительнойучебноймотивации,
-
повышениепознавательнойактивностиучащихся,
-
активноевовлечениеобучающихсявобразовательныйпроцесс,
-
стимулированиесамостоятельнойдеятельности,
-
развитиепознавательныхпроцессов-речи,памяти,мышления,
-
эффективноеусвоениебольшогообъемаучебнойинформации,
-
развитиетворческихспособностейинестандартностимышления,
-
развитиекоммуникативно-эмоциональнойсферыличностиобучающегося,
-
раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося иопределение условийдля ихпроявленияиразвития,
-
развитиенавыковсамостоятельногоумственноготруда,
-
развитиеуниверсальныхнавыков.
-
-
Уроки с их использованием интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке или занятии.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Приложение
АМОначалаурока или внеурочного занятия.
"Здороваемсяглазами"
-
Сейчасяскаждымизваспоздороваюсь.Но поздороваюсьне словами,амолча-глазами.Приэтомпостарайтесьглазамипоказать,какоеувассегоднянастроение.
«Улыбнемсядругдругу»
-
Я улыбнулась вам,и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, чтомы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другухорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседуруку.Улыбнитесьдругдругу.
«Приветствие»
Учащиесяповорачиваютсяиприветствуютдругдруга,говоряприэтомимена,тех ккомуобращаются исловаприветствия.
«Самолётикпожеланий»
Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать этонеобычным способом - написав своё пожелание классу на крыльях бумажногосамолётика. Обучающимся раздаются листочки, и учитель показывает, как делаетсясамолётик. Затем все складывают самолётики и на их крыльях записывают своипожелания классу(можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе,учитель) запускают самолётики в полёт и хлопают в ладоши! Когда самолётикиприземляются,каждыйподымает находящийсярядомсамолётикизачитываетнаписанноенаегокрыльяхпожелание.
«Дерево Дружбы»
- Это дерево появилось на светв тот момент, когда один человекулыбнулсядругому. Этаулыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхностипоявилисьтриростка:доброта,взаимовыручкаиискренность.Этиросткисрослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось,нанемнабухалиновыепочки,лопались,превращаясьвизумрудныелистья.Некоторые листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились.Ноеслина этом местепоявляласьноваяпочка–друзья мирились!
Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается,если люди дружат. И сегодняшний наш урок (занятие) пройдет под девизом о дружбе ивзаимовыручке:“Одинза всехивсезаодного”.
За активную работу на уроке (на занятии), за хорошие ответы вы будете получать листочки, а вконце урока (занятия) посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоватьсянашимзнаниям.
АОМвыяснениецелей,ожиданийиопасений
«Чтоуменя насердце»
Подготовка:ученикамраздаютсявырезанныеизбумагисердечки.
-
Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легкона сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеетожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, аопасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке или занятии можетбыть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на однойстороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, ипричины,отчегоувас насердцелегко.
-
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ливашиопасенияили вамбылоуютноикомфортнонауроке.
«Деревоожиданий»или«Разноцветныелисты»
Подготовка:дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные ижёлтыелисточки,разноцветныестикеры.
Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых листочках написать, чегоони ждут на уроке, а на красных листочках – чего опасаются. В конце занятияучащиесязаклеиваютпринеобходимостицветнымилисточками:сбывшиесяожиданияинесбывшиесяопасения–желтымиинесбывшиесяожиданияиподтвердившиесяопасения–красными.
Оценка результата урока или занятия: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, кронагустая,ждёмплодов.Красноедеревовыросло– вырослонето,чтоожидали.
Этотметодможноиспользоватьпрактическинавсех уроках или занятиях.
«Полянаснежинок»
Этотметодпобуждаетучащихсяксамооценке.
-
Уваснапартахлежатснежинкибелыеиголубые,(цветочкиитучки).Ктоуверенвсвоихсилах, неиспытывает страхапередуроком или занятием
АОМпрезентацииучебногои внеурочного материала
Наначальнойстадииурокаприорганизациигрупповойииндивидуальнойработы учащихся, можно использовать метод «Корзина идей»для актуализацииимеющихсяунихзнанийиопыта.Надоскепомещаетсякорзина,вкоторойусловно будет собрано всё то,что ученики вместе знают об изучаемой теме –понятия,термины(формируютсяпознавательныеУУД:умениесопоставлять,отбирать информацию,полученнуюизразличных источников).
Метод«Ковёридей».«Ковёридейодинизметодоврешенияпроблемы.Проходитв три этапа.Учащиеся делятсяна3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить навопрос,почему существуеттакая проблема.Каждая группаполучаетцветныелистыбумагиималенькиецветныеклейкиелисточки.Ученикиотвечаютнавопроспроблемы,например,почемутрудноучитьсявшколе?Ответгруппазаписываетналистахцветнойбумагиразмеромсальбомныйлист,затемвывешиваетсянаплакат«Ковёридей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группапредлагаетсвоиответы изаписываетих на листах цветнойбумаги.
Третийэтап–индивидуализациядеятельности.Чтоличносделаюя,чтобыизменить существующую ситуацию.
Четвёртыйэтап–оцениваниеидей.Индивидуальноепринятиерешения:чтосмогуделать длярешенияпроблемы ичтопостараюсьсделать.
«Составлениекластера»
Смыслэтогоприемазаключаетсявпопыткесистематизироватьимеющиесязнанияпотой или инойпроблеме.
Кластер-это графическаяорганизация материала,показывающая смысловыеполятогоилииногопонятия.Словокластервпереводеозначаетпучок,созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисуетстрелки-лучивразныестороны,которыесоединяютэтословосдругими,откоторых в своюочередь лучирасходятся далееидалее.
Кластерможетбытьиспользованнасамыхразныхстадияхурока.
Настадиивызова-длястимулированиямыслительнойдеятельности.Настадииосмысления-дляструктурированияучебногоматериала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.Кластерможетбытьиспользовантакжедляорганизациииндивидуальнойигрупповойработыкак вклассе,так идома.
«Написаниесинквейна»
Впереводесфранцузскогослово«синквейн»означаетстихотворение,состоящееизпятистрок.Данноестихотворениепишетсяпоопределённымправилам. Составление синквейна требует умения находить в учебном материаленаиболееважныеэлементы,делатьвыводыивыражатьвсёэтовкраткихзаключениях.Какжепишется синквейн?
Условияегонаписаниятаковы:
Напервойстрокезаписываетсяоднослово–существительное.Этоиестьтема синквейна.
На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.Третьястрока–триглагола,описывающихдействия,относящиесяктемесинквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которогонужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатоевыражение,цитата,пословицаилисоставленнаясамимученикомфразавконтекстестемой.
Пятая строка включает слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы,выражаетличноеотношениеавторасинквейна ктеме.
Составляясинквейн,каждыйреализуетсвоиталантыиспособности:интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, тосинквейнобязательнополучитсяэмоциональным.
Например:(последниеизученныесловарныеслова)
Сорока. Собака.
Длиннохвостая,пёстрая. Любимая,верная.
Летает,стрекочет,вертится. Ласкается,кусается,сторожит.
Болтлив,каксорока. Вотгдесобаказарыта!
Птица. Друг.
Активныеметодыорганизациисамостоятельнойработы
Метод“Творческаямастерская”
Этотметод можно применять на обобщающих уроках литературного чтения иокружающегомира.
Дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения,стихи,рассказы,подбираютпословицы,наурокахтрудаизготавливаютблокноты,книгинеобычныхформ.Даетсязаданиеразделитьсянагруппы,создатьипрезентоватьгрупповойпроектназаданнуютему.Предварительнонеобходимосоставитьпланразмещенияпринесенногонаурокматериала,оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истеченииэтого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свойпроект.Входепрактическойдеятельностиучениковучебныйкабинетпревращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляютсязамечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научитьсядружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективносоздавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместематериалов–главная цельэтогоурока.
Метод«Налинииогня»
Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за»,другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемомувопросуилитезису.Каждаягруппапытается убедитьдругдругавсвоейправоте.
Активныеметодыподведенияитоговзанятия.
«Снежинки-балеринки»
Побуждаетучениковкоценкерезультатовсвоейработы.
Посмотритенавашипартынамелоснежинок.Вовремявьюгиснежинкикружатся, танцуют. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что оноченьхорошопотрудилсястаньтеволшебниками,превратитеснежиноквбалеринок иподнимитеих.
«Ромашка».
Детиотрываютлепесткиромашки,покругупередаютразноцветныелистыит.д.иотвечаютнаглавныевопросы,относящиесяктемеурока,мероприятия,записанныенаобратной стороне.
«Итоговыйкруг»
Учитель дает минуту! Подготовленныепредставители группы встают в круг,задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают покругу).
«Мудрыйсовет»
Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли темуурокаилинеизучалитему(младшим).Советанализируетсягруппой-соседкой.
Активныеметодырелаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы илисложнаязадача,сделайтепаузу,вспомнитеовосстанавливающейсилерелаксации! Иногда достаточно 5-7 минут веселойи активной игры для того,чтобывстряхнуться, веселоиактивнорасслабиться, восстановитьэнергию.
«Делайкакя».
Детиимитируютдвижениязаучеником,которыйявляетсяведущим.
Упражнение«Четырестихии».
Цель–повыситьуровеньэнергиивклассе.
-
"Четырестихии"-этоземля,вода,воздух, огонь.
Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками допола.Еслияскажу"вода"-вывытягиваетерукивпередисовершаетеплавательныедвижения.
Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх,глубоковдыхаете.
Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.Тот,ктоошибется,можетисправить ошибку.
Упражнение«Пантомима»
Даётсязадание, детидолжны изобразитьпредмет или какое-либодействие.Приэтомнельзяничегоговорить,аможнопоказыватьтолькомимикой,жестамиили действиями.
«Кулачки»
Дети(можносидя)крепкосжимаютпальцывкулачок.Считаютдо10.Легкоприподнимаютироняютрасслабленную кисть.
Руки на коленях,Кулачкисжаты,
Крепко, с напряжением,Пальчикиприжаты.
Кулачкиупали.
Пальчикиразжали.
''Шарик''
Положить руку на живот. Надуть живот как будто это воздушный шар. Мышцыживотанапрягаются.Сделатьспокойныйвдохживотомтак,чтобырукойпочувствоватьнебольшоенапряжениемышц.Плечиподниматьнельзя.Вдох-выдох. Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новыйвдох. Воздухсамлегковходитвнутрь. Выдохсвободный,ненапряжённый.
Воткакшарикнадуваем! Надуваем быстро шарик,Арукоюпроверяем/вдох/ или Онстановитсябольшой.
Шариклопнул,выдыхаем, Вдруг шар лопнул, воздух вышел –Нашимышцырасслабляем. Сталон тонкийихудой.
''Солнышкоитучка''
Учитель произносит слово«Тучка» - дети представляют, чтосолнце зашло затучку,сталосвежо,прохладно–сжатьсявкомок,чтобысогреться/задержкадыхания/.Прислове«Солнышко»-солнцевышлоиз-затучки,сталожарко–расслабиться,разморилона солнце/навыдохе/.
«Солдатикитряпичнаякукла»
Движенияпомогаютосознаватьнапряженноеиненапряженное состояниямышцтела.
Учительдаёткомандыто«Солдатик»,то«Кукла».
Покоманде«Солдатик»детинапрягаютвсемышцы–«встаютпостойкесмирно».Ступникрепкои неподвижностоятнаполу.
По команде «Кукла».Ониснимаютизлишнеенапряжениевплечахи корпусе,рукивисятпассивно.Втакомположениидетибыстрым,короткимтолчкомповорачиваюттелотовлево,товправо.Приэтомрукивзлетают иобвиваютсявокругпояса.
«Морскиеволны»
Команда«Штиль»-всезамирают.
При команде «Волны» - дети встают по очереди, с интервалом в 2 сек. Сначала-все сидящие за 1-ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние партывстав, хлопаютв ладоши.Затем в таком жепорядкекласссадится.
«Шторм»-выполняюттежедействия, нобыстро, без пауз, друг задругом.Завершить игрулучшекомандой«Штиль».
Можноиспользоватьлюбыеигрыиупражнения,способствующиеразвитиюсамоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечноерасслабление.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Штебнер Елена Валентиновна
→ Публикатор 17.03.2022 0 1677 122 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.