Статья "Проектная технология на уроках русского языка и литературы"
Проектная технология на уроках русского языка и литературы
Содержание
-
Введение
-
Основная часть
-
Из истории метода проектов
-
Понятие проектной деятельности, её цели и задачи
-
Ведущие идеи организации проектной деятельности
-
Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности
-
Классификация проектов
-
Структура учебного проекта
-
Организация работы над проектом
-
Модель работы над проектом
-
Требования к использованию метода проектов
-
Оформление проектной папки
-
Формы продуктов проектной деятельности
-
Система оценки проектных работ
-
Роль учителя в проектной деятельности
-
Проектная работа на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
-
Заключение
-
Библиографический списо
Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
-
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
-
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
-
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
-
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
-
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
-
повышение мотивации учащихся при решении задач;
-
развитие творческих способностей;
-
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
-
формирование чувства ответственности;
-
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
-
Ведущие идеи организации проектной деятельности учащихся:
-
-
1.В центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
-
2. Образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
-
3. Каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
-
4. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
-
5. Проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
-
6. Проектированию можно научиться.
4.Умения, формируемые у учащихся посредством проектной деятельности
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
-
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
-
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
-
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
-
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
-
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
-
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
-
умение выдвигать гипотезы;
-
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-
умение коллективного планирования;
-
умение взаимодействовать с любым партнером;
-
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-
навыки делового партнерского общения;
-
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
-
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
-
умение вести дискуссию;
-
умение отстаивать свою точку зрения;
-
умение находить компромисс;
-
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
-
навыки монологической речи;
-
умение уверенно держать себя во время выступления;
-
артистические умения;
-
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
-
умение отвечать на незапланированные вопросы.
-
Классификации проектов
А)Классификация проектов по количеству участников
-
Персональные (индивидуальные).
-
Парные.
-
Групповые.
Б) Классификация проектов по доминирующей деятельности (Сергеев Е. С.)[9]
Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ. в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой - творческий,
ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-участников проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо помнить, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
В) Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты(презентации) могут укладываться в один урок. Этот вид проектов приемлем для проведения уроков в 5-6 классах.Как показывает практика, не реально осуществление компьютерной проектной деятельности в младшем и среднем возрасте, поэтому здесь учителя сориентированы на презентации.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Данная разработка трансформируется под любой тип урока, поскольку учитель может снимать и добавлять слайды, менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности. При создании слайдов особое внимание обращается на логику изложения материала. Так возникают и складываются возможности проектной деятельности учащихся по созданию собственных программ.
Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края».
Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.
Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.
-
Структура учебного проекта
Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».
Проект — это «пять «П»»:
Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
Проектирование (планирование деятельности).
Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
Продукт (изготовление, оформление продукта).
Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).
Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.
-
Организация работы над проектом
(по И. В. Кругловой, начальника Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы)
1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
-
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
-
обсуждение возникших идей;
-
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
-
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
-
уточнение намеченной цели и задач;
-
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
-
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.);
-
интерпретация данных;
-
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
-
систематизация полученных данных;
-
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
-
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
-
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, города и т. д.).
-
Модель работы над проектом
(базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат) [5]
-
Установочное занятие. Стендовая информация.
-
Консультации по выбору тематики, формулирование идей и замыслов, формирование проектных групп.
-
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы.
-
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов
-
Исследовательский этап. Промежуточные отчеты учащихся.
-
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
-
Обобщающий этап. Предзащита проектов.
-
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите.
-
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
-
Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
-
Заключительный этап: публичная защита проектов.
-
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
-
Требования к использованию метода проектов.
Основные требования к использованию метода проектов:
-
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
-
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
-
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
-
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
-
Оформление проектной папки
Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
-
четко организовать работу каждого участника проектной группы;
-
стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
-
объективно оценить ход работы над завершенным проектом;
-
судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
-
сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.
В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:
-
паспорт проекта;
-
планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
-
промежуточные отчеты группы;
-
вся собранная информация по теме проекта, в том числе необ
ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
-
результаты исследований и анализа;
-
записи всех идей, гипотез и решений;
-
отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;
-
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
-
эскизы, чертежи, наброски продукта;
-
материалы к презентации (сценарий);
-
другие рабочие материалы и черновики.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
11. Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Перечень возможных выходов проектной деятельности:
-
Web-сайт;
-
Анализ данных социологического опроса;
-
Видеофильм;
-
Видеоклип;
-
Выставка;
- Газета;
- Журнал;
- Игра;
- Инсценировка;
- Карта;
- Мультимедийный продукт;
- Оформление кабинета;
- Пакет рекомендаций;
- Письмо в ... ;
- Праздник;
- Публикация;
- Серия иллюстраций (диафильм)
- Сказка;
- Сочинение;
- Справочник и др
12.Система оценки проектных работ
Выработка системы оценки проектных работ требует предварительного ответа на следующие вопросы:
- Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?
- Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номинаций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?
- Предполагается ли оценка проектов по предметным секциям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?
Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:
- предметная компетентность жюри (жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);
- все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.
В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проектанты, которые не удостоились наград.
Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.
Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.
Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.
Критерии оценок проекта:
1) важность темы проекта;
2) глубина исследования проблемы;
3) оригинальность предложенных решений;
4) качество выполнения продукта;
5) убедительность презентации.
13.Роль учителя в проектной деятельности
Учитель-руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями и, конечно, фантазией. Он является инициатором интересных начинаний, но при этом не лишает учащихся самостоятельности в осуществлении проектной деятельности, чтобы каждый участник проекта мог с гордостью сказать: «Я сделал это сам!»
Учитель берет на себя тьютерские функции:
— является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
— инициирует рождение и развитие проекта, поддерживает огонь любознательности в учениках;
— предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (вместе с учеником «проживает» его проект);
— помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
— «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);
— он координатор всего группового процесса;
— является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевидно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.
Необходимо для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту.
Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, какая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В крайнем случае допустим выбор одной из предложенных тем. Еще лучше — совместная выработка темы в группе « учащиеся + учитель » по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми.
III. Проектная работа на уроках русского языка и литературы
Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.
Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные либо мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока.
Так при изучении малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся работают над индивидуальным мини-проектом «Книжка - малышка». Подбирая материал для своих книжек, ребята учатся различать малые фольклорные жанры, лучше запоминая их особенности. Подбираются загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Ребята работают с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал, опрашивая своих бабушек, родителей. Книжки красочно оформляются, продумывается обложка, название сборника, иллюстрации. Приветствуются рукописные работы. Обязательной является презентация проекта, на которой ребята рассказывают, как они собирали материал, какие трудности встретили, оценивают, была ли для них полезна эта работа, чему они научились, что надо было сделать по-другому, что из задуманного получилось, а что нет. Все вместе выбирают лучшую книжку малышку с точки зрения содержания, оформления и представления её одноклассникам.
В 6 классе, при изучении календарно-обрядового фольклора, ребята создают сборник «Календарно-обрядовые песни». Это групповой краткосрочный проект. Ребята узнают, что данный вид народной поэзии связан прежде всего с циклом полевых работ, а так же с важными годовыми праздниками, такими как Рождество, Масленица, Троица. Каждая группа работает над определенным видом обрядовых песен
1 группа- «колядки» (зима)
2 группа – «веснянки»,
3 группа – «летние песни»
4 группа – «осенние песни»
Ребята работают с разными источниками, кратко описывая традиции, которые связаны с исполнением обрядовых песен, подбирают материал, при этом обязательно обращаются к представителям старшего поколения, стараясь узнать, известны ли им календарно-обрядовые песни, записывают их. Все группы вместе обсуждают, каким будет оформление сборника. Свои странички каждая группа «верстает» сама, но при этом соблюдая определенные договоренности (будет ли это машинописный или рукописный вариант, что будет общего в оформлении, ведь в итоге должен получиться единый сборник). Каждая группа представляет свою работу, рассказывает о своих успехах и трудностях. Возможна презентация сборника учащимся других классов.
Еще один пример выполнения группового краткосрочного проекта – создание юмористической газеты. При изучении творчества В.М.Шукшина в разделе «Писатели улыбаются» учащимся 6 класса предлагается попробовать себя в роли писателя, создать свои юмористические рассказы. Ребята сами обсуждают написанное, отмечают положительные моменты и то, что не получилось. Делают вывод, что написать так, чтобы читатель улыбнулся – очень сложно, это не всегда получается. Поэтому необходимо знакомство с некоторыми приемами, которые позволяют писателю создавать юмористические ситуации. Происходит распределение обязанностей между детьми: роли редакторов, художников-оформителей, ответственного за верстку и т.д. Рукописи дорабатываются, рецензируются, проверяются, итог – оформление газеты и ее представление на суд читателям – учащимся школы. В процессе подобной работы формируются коммуникативные учебные действия (умение создавать свое речевое произведение, общаться с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность с целью получения наилучшего результата), познавательные (умения использовать полученные знания о творчестве писателя, литературоведческие знания при создании своих произведений);регулятивные УУД (выполнение работы в срок, самоорганизация и самоконтроль, взаимоконтроль, умение исправлять свои ошибки и др), личностные (осознание своих возможностей, желание участвовать в творческом созидательном процессе, приобретать новые знания и умения).
Проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказам из цикла И.С.Тургенева «Записки охотника»), над которым работала группа учащихся, выполнен в форме компьютерной презентации. Создание презентации –вид деятельности, отвечающий и требованиям времени, и интересам учащихся. Поэтому часто ребята (индивидуально или в парах) разрабатывают компьютерные презентации о творчестве писателей: «Лицейские годы А.С.Пушкина», «Басни дедушки Крылова», «Жизнь и творчество В.П.Астафьева» и др., которые используются учителем на уроке. Таким образом учащиеся выполняют роль помощника учителя.
Мини-проекты или краткосрочные проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный, если найдутся ученики, особенно заинтересовавшиеся данной темой. В 6 классе при изучении темы «Имя существительное» ученики знакомятся со словарями личных имен. При этом они выполняют индивидуальный мини-проект «Тайна моего имени» . Выполнен он может быть как дома(в качестве домашнего задания), так и на уроке, с использованием словарей личных имен, интернет-источников и другой литературы. Ребята узнают о происхождении и значении своего имени. Как правило, очень интересно детям узнать о происхождении своих фамилий. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников.
Работа по фразеологии началась с небольшого задания «История одного фразеологизма», которую получили учащиеся в процессе изучения данной темы. Она предполагала рассказ о значении и происхождении фразеологизма, употреблении, его синонимах и антонимах. Нашлись желающие продолжить предложенную учителем работу по этой теме. В процессе работы ученик пришел к выводу о том, что многое о фразеологизмах мы не знаем, а ведь они зачастую хранят в себе сведения об истории нашей страны.
Ученикам 5 класса во время изучения произведений о Великой Отечественной войне предлагалось составить небольшой рассказ о своих прадедушках и прабабушках, участвовавших в тех событиях. На уроке оговорили цели, задачи, ход работы и сроки выполнения. Ребята узнали, как задавать вопросы родственникам, какие сведения записывать, что может стать источником информации, как и с какими Интернет-ресурсами работать. Надо отметить, что несколько человек из класса не смогли выполнить эту работу, так как никто из родственников им не мог помочь, они ничего не знают об участниках войны. И наоборот, были те, кто собрал много интересных сведений.
Применяя метод проектов, учу детей ставить цели к заданиям, упражнениям, определять конечный результат, уметь его сформулировать устно. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.
Элементы проектной деятельности можно использовать на разных этапах уроков, если в этом есть педагогическая целесообразность.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Конечно, в освоении технологии неизбежно столкновение с различного рода трудностями.
Во-первых, это загруженность учителя и учащихся. Работа по организации проектной деятельности требует серьезной подготовительной работы учителя, для которой необходимо много времени.
Не хватает времени и на окончательное оформление проекта, составление проектных папок. Вся организационная работа зачастую проводится в устном виде, цели и задачи выполнения небольших проектов также оговариваются устно. Например, при оформлении газеты результат работы был достигнут, была проведена рефлексия деятельности учащихся, но этапы работы, промежуточные результаты (проектная папка) оформлены не были.
Часто учащиеся не укладываются в оговоренные сроки, выполнение заданий затягивается, падает познавательная активность, не все могут довести начатое до конца.
Во-вторых, есть методические трудности в организации работы над проектом, в разработке подобных уроков.
В-третьих, не всегда получается вовлечь в проектную деятельность всех учащихся. Если проект групповой, в группе обязательно найдутся ученики, которые постараются отсидеться или выполнят работу проще и меньше остальных.
В-четвертых, есть трудности, связанные с материально-техническим обеспечением. Большинство проектов предполагает поиск информации, работу с разными источниками, а на уроке нет необходимого количества компьютеров, доступа к Интернету. Некоторые учащиеся не имеют компьютера дома. В сельской местности трудно найти нужную литературу.
В-пятых, часто ученики пользуются Интернетом, чтобы просто скачать готовую работу, например, презентацию или сообщение.
Несмотря на указанные трудности, проект – это интересный вид деятельности, способ взаимодействия учащихся и учителя. Решающее значение в применении этой технологии играет заинтересованность учителя, который сможет передать её своим ученикам, вовлечет их в активный процесс получения и переработки информации, творчества, общения. Это способствует раскрытию возможностей учащихся, подготовке их к жизни в современных условиях.
IV. Заключение
Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе.
Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, под которыми в современной педагогике подразумеваются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.
Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.
В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.
В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования
V. Библиографический список
-
Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [ Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.
-
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
-
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3
-
Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.
-
Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.
-
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.
-
Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
-
Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.
-
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.
-
Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998.
-
Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.
-
Якиманская И.С. Технология личностно - ориентированного образования [Текст] // Журнал "Директор школы". - 2000. - № 7. - 145 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кухарева Виктория Алексеевна
→ v1ka17 22.04.2022 0 1792 121 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы