Образовательная программа проектной деятельности "Я живу в России"
Образовательная программа
по проектной деятельности
«Я живу в России».
Срок реализации программы: 4 года.
Возраст обучающихся: младший школьный возраст
Пояснительная записка.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…
Понятие «проект» имеет в нашей культуре разные значения. В данном случае мы используем это понятие в его педагогическом, несколько отличающемся от традиционного, смысле. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Они направленны на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
В то же время проекты, выполняемые учащимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации компетентностного, системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:
• позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• учит ученика размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
• даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;
• позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Классификационными признаками проектов в образовании могут быть:
• характер доминирующей проектной деятельности – исследовательский, прикладной (практико-ориентированного характера), творческий и т.д.;
• предметно-содержательная область проекта – монопроект, междисциплинарный (содержание которого должно быть интегрированным – например, объединять вопросы учебного предмета и вопросы здоровьесбережения; проект по ряду учебных предметов, практическому аспекту проблемы, рассматриваемому в нескольких учебных дисциплинах и т.д.);
• по продолжительности выполнения – долгосрочный (реализуется в срок от одного месяца и более), средней продолжительности (от одной недели до одного месяца), краткосрочный (реализуется в течение одного урока или серии уроков – до одной недели) .;
• по количеству участников проекта - индивидуальные, парные, групповые и т.п.
Примерные этапы проведения проекта:
-
Представление проблемной ситуации (вербально, т.е. в устной речи; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств и пр.).
-
Мозговая атака (поиск идей решения проблемы).
-
Обсуждение.
-
Выдвижение гипотез.
-
Определение типа проекта.
-
Организация «малых групп сотрудничества», распределение ролей.
-
Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
-
Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
-
Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в мастерских, в медиатеке).
-
Оформление результатов проектной деятельности.
-
Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
-
Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
-
Самооценка, внешняя оценка.
Исходя из опыта работы с учебными содержаниями, следует подчеркнуть важное значение выбора формулировки темы проекта. При выборе темы необходимо учесть указанные выше требования к сути проектной деятельности, содержанию проекта, а также критерии оценки проектов, изложенные ниже – ведь именно по этим критериям будет оцениваться качество представленной работы.
Требования к учебному проекту — совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.
Ученикам важно в самом начале пояснить, какой возможный продукт может быть создан в итоге проекта (т.е. каков итог проектной деятельности). Примерный перечень может быть следующим:
-
Реферат, доклад, сообщение по теме проекта
-
Представление репортажа, компьютерной презентации (буклета, листовки), выполненной силами учащихся
-
Бизнес-план;
-
Видеофильм;
Выставка рисунков, поделок, и т.д.;
Газета; -
Журнал;
Законопроект; -
Праздник;
-
Статья;
Сценарий; -
Учебное пособие;
Чертеж; -
Альбом с материалами по какому-либо предмету, краеведению своего региона, населённого пункта;
-
Изготовление какого-либо материального объекта, имеющего практическую (или эстетическую) ценность и т.п.;
Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Вместе с этим формируется новый круг представлений и понятий теории и практики школьного проектного обучения, ведется широкий поиск способов реализации возможностей для организации эффективных форм научно-исследовательской деятельности учащихся.
Данная образовательная программа направлена на улучшение нравственной атмосферы, развитие духовной культуры среди учащихся образовательных учреждений, способствует становлению личности, помогает формированию твердой гражданской позиции, устойчивого
самосознания у подрастающего поколения. Исследовательские работы, представленные в программе, направлены на расширение кругозора детей в этнической области. Они помогают убедиться в неповторимости, уникальности культуры каждой национальности, формируют ответственность за судьбу своего народа, толерантность к иному образу жизни. В настоящее время важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями, поэтому программа способствует повышению уровня социальной, эстетической и образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Цели программы:
-Усвоить определенный минимум историко-обществоведческих понятий;
- Заложить основу для формирования личностно-гражданской позиции.
- Сформировать представление о национальном самосознании;
- Воспитать гражданина, любящего свою малую Родину, свою страну;
Человека культуры и нравственности;
Задачи:
- Привлечь детей к изучению истории России
- Расширить общественно значимые знания учащихся о самих себе;
- Пополнить знания о стране, о крае в котором живем;
- Познакомиться с национальными традициями и обычаями разных народов;
Развитие общеучебных умений и навыков:
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
•Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
Принципы:
1.Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребенка.
2.Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.
3. Принцип связи сознательности и эмоциональности.
Ожидаемые результаты:
Программа способствует:
-
повышению образовательного и культурного уровня развития учащихся, формированию коммуникативной и социальной компетентности.
-
воспитанию нравственно здоровой, уникальной, свободной и ответственной личности, почитающей и уважающей традиции и обычаи своего народа, знающей свои корни, оберегающей природу.
-
формированию гражданственности, патриотизма, любви к Родине, социальной культуры этнических отношений, толерантности к иному образу жизни и стилю мышления.
Данная образовательная программа Деминой Елены Владимировны, учителя начальных классов с. Красноармейское, Самарской области адаптирована на младших школьников и рассчитана на 4 года обучения.
Каждый год обучения имеет свое направление:
1 класс «Кузовок русской культуры» - 33ч.
2 класс«Путешествие по родной стране» - 34ч.
3 класс «Край родной» - 34ч.
4 класс «Диалог культур» - 34ч.
Учебно – тематический план: «Я живу в России» 135ч.
Тематика блока |
Название проекта |
Количество часов |
Предполагаемый продукт проектной деятельности |
«Кузовок русской культуры» 1 класс 33ч. |
1.«Календарь главных праздников»
2. «Праздник урожая»
3. «Цветик –семицветик»
4. «Ярмарка народной мудрости»
5. «Рождественские колядки»
6. «Деревенские посиделки» 7. «Шкатулка народных игр»
8. «Кукольный театр»
9. «Праздник русской березки»
|
3ч.
5ч.
2ч.
2ч.
2ч.
5ч.
3ч.
7ч.
4ч. |
Альбом –календарь российских праздников. Праздник.
Журнал малых жанров устного народного творчества. Создание рукописного журнала с народными пословицами и поговорками. Показ народного обряда. Инсценирование. Фольклорный праздник. Представление и разучивание народных игр. Кукольный спектакль «Лиса и волк».
Фольклорный утренник. |
«Путешествие по родной стране» 2 класс 34ч. |
1.«По родной России».
2. «Дорогая моя столица»
3. «Золотое кольцо России»
4. «Удивительное рядом». 5. «Путешествие в мир искусства».
6. «Вернисаж».
7. «Музыкальная мозаика».
8. «Поэтический ручеек».
9. «Заповедные уголки России»
|
9ч.
3ч.
4ч.
5ч.
3ч.
2ч.
2ч.
2ч.
4ч.
|
Изготовление самодельной карты России. Сообщение по теме. Альбом с фотографиями.
Коллаж из фотографий. Сообщение о городах Золотого кольца. Пресс-конференция.
Выставка народного прикладного искусства. Доклады о русских художниках. Репродукции известных картин. Презентация музыкальной копилки.
Конкурс стихов русских поэтов.
Электронная презентация. «Красная книга России»
|
«Край родной» 3 класс 34ч. |
1.« Мурманская губерния»
2. «История моего города»
3. «Мысли моего двора» 4. «Мои земляки»
5. «Наши традиции»
6. «Природа родного края».
7. «Будущее моей малой родины».
|
8ч.
8ч.
2ч.
3ч.
4ч.
6ч.
3ч. |
Конференция.
Исследовательская работа. Альбом.
Сочинение. Публикация в газете.
Галерея фотографий. Электронная презентация. «Экологический журнал» Творческая работа. |
«Диалог культур» 4 класс 34ч. |
1.«Мы одна семья».
2. «Народные песни».
3. «Народные костюмы». 4. «Народные праздники и обряды».
5. «Скатерть самобранка».
6. «Разноцветная ярмарка».
7. «Праздник всех культур».
|
5ч.
3ч.
4ч.
4ч.
2ч.
4ч.
12ч. |
Исследовательская работа об этническом составе села. Мини концерт. Презентация народных костюмов. Сценарий праздника или обряда. Презентация национальных блюд.
Выставка поделок.
Фольклорный праздник. |
Список использованной литературы
1. Н.В.Матяш «Проектная деятельность младших школьников» Москва Вентана-Граф 2002г.
2. И.С.Серов «Как организовать проектную деятельность учащихся» Москва 2004г.
3. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №5 Москва 2003г.
4. Научно – методический журнал «Классный руководитель» №4 Москва 2005г.
5. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №4 2004г.
6. Научно - практический журнал «Завуч начальной школы» №5 2005г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михайлова Инна Анатольевна
→ Публикатор 20.05.2022 0 745 75 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.