Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"


Проектнаяиисследовательскаядеятельностькакспособформированияметапредметныхрезультатов обученияв условиях реализацииФГОС.

(изопытаработынадитоговыминдивидуальнымпроектом.)

С.В.ХромченковаМБОУСШ№4

 

«Выживает не самый сильный, не самый умный, а тот, кто лучше всех откликаетсянапроисходящие изменения»./Чарльз Дарвин/

В последнее время в школах широкую популярность приобрёл метод проектов.Современный ученик должен уметь понимать смысл своей работы, грамотно ставитьцели,последовательно идти к ихдостижению

Важнойзадачейявляетсяобучениешкольниковумениюпланироватьсвоидействия,тщательновзвешиватьпринимаемыерешения,сотрудничатьсосверстникамиистаршими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельностидолжны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Предполагается, чтовыполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными,повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию.ПоэтомуобретениеопытапроектнойдеятельностиявляетсяоднимизтребованийФГОС.

 

Вчемотличиипроектаотисследовании?

Исследование-творческийпроцессизученияобъектаилиявлениясопределеннойцелью,нос изначально неизвестным результатом.

Проект-этоцельнаяработа,еенельзянезакончить,остановитьсяпосередине,так

какоценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание илиопыт.

2. Проект - сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности:составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученныхматериалов, составление рекомендаций - каждый подвид деятельности представляетсобой целый пласт ЗУН, при этом все составные части проектной деятельностиобъединеныцельностью.

З. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (анепросто ее моделирование)

  1. Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующейдоначала работы), которая реально учитделать умозаключения.

Новымстандартомпредполагаетсяобязательнаяподготовкаи защитаитоговогопроекта за курс основной и среднейшколы предметного или метапредметного характера.Данное требование ФГОС предполагает определённую последовательность деятельностивсехучастников образовательного процесса.

ВООПОООиСООэтоотражено

Системаоценкидостиженияпланируемыхрезультатовосвоенияосновнойобразовательнойпрограммы основногообщегообразования

Особенностиоценкиметапредметныхрезультатов

Основной процедуройитоговой оценкидостижения метапредметных результатовявляетсязащита итоговогоиндивидуальногопроекта.

Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимсяв рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать своидостижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/иливидовдеятельностииспособностьпроектироватьиосуществлятьцелесообразнуюирезультативнуюдеятельность(учебно-познавательную,конструкторскую,социальную,художественно-творческую,иную).

Опыт такой работы уже есть во всех школах .Наверно, ничего нового я вам нескажу.Поделимся своим опытом.

Ужев8классеклассныйруководительнапоминаетобучающимся,чтов9классеим предстоит защита итогового индивидуального проектаи о необходимости подуматьнадтемойпроекта.

Темы проектов предлагаются как педагогами, так и учениками. Обучающиеся самивыбираютсеберуководителей.Главноечтобытемабылаинтересна,авидеалесоответствовалабыисклонностямученика.Наиболеепредпочтительнытемыузкойнаправленности, в которых звучат конкретные имена, адреса. Неплохо разработать проектнаосновеличногоопытаучащихся,такаятема будетблизка,понятнаиинтересна.

    1. В СЕНТЯБРЕ классные руководители составляют список обучающихся класса сназваниемвыбранной темы проекта.

Желательнотемыпроектовобсудитьназаседаниишкольныхметодическихобъединенийстилистически грамотноформулируютее название

Послеэтогопишетсяприказдиректораобутверждениитемпроектовионазначениируководителей.Классныйруководительсоставляет«Листознакомленияродителей с темой проекта, датой выполнения и предварительной датой защиты. Подросписьродителей.ЭтоСЕНТЯБРЬ.

    1. В ОКТЯБРЕ - НОЯБРЕ начинается второй этап- планирование (формулировкапроблемы,подбористочниковинформации,определениеспособапредставлениярезультата,составление плана работы над проектом).

    2. С НОЯБРЯ по ФЕВРАЛЬ – основной этап работы над проектом.Издесь мыпроводим следующуюработу:

-назаседанииМСшколыклассныеруководителисообщаютоработеобучающихсянад проектами-январь

- в феврале заместители директора, согласно графика проводят предварительныйконтрольготовностипроектов,накоторомруководителипроектовзнакомятадминистрациюсрезультатами,возникшимипроблемами(собеседованиеипредварительныйпросмотрработ,еслинеобходимоторекомендацииподоработке).

Работа руководителей проектов и учащихся строиласьв консультационном режиме вовнеурочноевремя.

    1. В МАРТЕ промежуточная защита в классе. Ее организовывают руководителипроектови администрация здесь не присутствует.

    2. Последний этап – АПРЕЛЬ – защита проектов. Проводить защиту на школьномДнеНаукииТворчестваоченьнеудобно,потомучтовсеучителяивсеклассыучаствуютвнем.Мыпроводимееводинизднеймесяцавовторойполовинедня..Создаетсякомиссия,всоставкоторойвходятпреподаватели,администрация,руководителипроектов. Состав комиссии и график утверждается приказомдиректором школы.( В этомгоду мы защиту провели в марте, в связи с экзаменом по литературе).Было подготовлено 4кабинета, , обучающиеся были распределены по предметам. Время, отводимое на защитуне более 5-7 минут и ответы на вопросы по теме проекта 2-3 минуты. Оценивание проектаосуществлялось на основании оценок поставленных руководителем проекта и членамиэкспертнойгруппы.Итоговаяотметкапокаждомукритериюиитоговаяотметкавцеломзапроектопределяетсякаксреднееарифметическоеотметок,выставленныхруководителемпроектаичленамиэкспертнойкомиссии.Приэтомитоговаяотметкавыставляетсявпользуучениканаоснованииправилматематическогоокругления.

Накаждогоученикаоформляем«ОЦЕНОЧНЫЙЛИСТПРОЕКТА».

Всоставматериалов,которыедолжныбылибытьподготовленыпозавершениюпроектадляегозащиты, в обязательном порядке включаются:

  • подготовленныйучащимсяпаспортпроекта;

  • описаниепроекта,выносимогоназащиту(пояснительнаязаписка);

  • презентацияпроекта,продукт;

  • краткийотзывруководителя,содержащийкраткуюхарактеристикуработыучащегосявходевыполнения проекта.

Взаключениисоставляемпротоколзащитыитоговыхиндивидуальныхпроектов.

Оценкавстроке«Итоговыйиндивидуальныйпроект»вличномделе.Вклассномжурналев столбце «Итоговый проект» в строке «Экзамен».

Работанадиндивидуальнымитоговымпроектомвстаршейшколеделитсянадваэтапа:

  1. этап(10класс)включаетвсебя:

самостоятельныйвыбортемы;

изучениевопроса;

составлениеплана работынадпроектом;

непосредственная работанадпроектом в соответствии спланом;

публичная защита темыпроекта.

Контрольнымисрокаминаэтомэтапеявляютсядатыутверждениятемыпроектаи

публичнойзащиты.

Выбор темы проекта осуществляется учащимися до 1 декабря учебного года 10 класса иутверждаетсяприказом директора.

Предварительная защита темы проекта проводится в конце учебного года (апрель-май).В ходе защиты темы проекта должны быть выявлены недостатки работы, которыенеобходимо устранить до заключительного этапа. В отдельных случаях возможнакорректировкаформулировки темыпроекта, а иногдаи ееизменение.

  1. этап(11класс)включаетвсебя:

  • окончательнаяформулировка темы;

  • окончаниеработынадпроектом(исследованием);

  • представление проекта (исследования) на различных конференциях или конкурсах (этожелательнодля проектов, заслуживающихвысокуюоценку)

  • публичнаязащитареализованногопроекта.

Контрольнымисрокаминаэтомэтапеявляютсядатаокончательнойформулировкитемы

(до середины сентября 11 класса) и дата публичной защиты реализованного проекта(декабрь-январьучебногогода 11 класса).

В учебном плане 10 класса выделен 1 час на проектную работу, которую ведет собучающимися Лысодед В.В.Есть рабочая программа по которой она проводит занятия.Сегодня она выступала на секции учителей литературы. Опытом работы над проектамив10-11 классе делиласьи учитель английскогоязыка Юшакова Т.Ф.

 

Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становитсядействительныморганизатором совместнойработы с учащимися, способствуяпереходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. Самая большаяпроблема для учителя – не превратиться в человека, диктующего свое мнение, иливзвалитьна себявсю работу,оставив детямсамый минимум.

«Нужно, чтобы дети,повозможности,училисьсамостоятельно,

аучительруководилэтимсамостоятельнымпроцессом»

К.Д. УшинскийПри выборе тем проектов, учитывать возможность практического применения результатовпроекта.

Впоследующейработеследитьзасоблюдениемвыполненияединыхтребованийкоформлениюпроекта.

Сегодня у нас сформирован банк проектов по предметным областям, подготовленыэлектронныеверсии проектов.

Оказать помощь учащимся, планирующим продолжить обучение в 10-м классе, сопределениемпредметнойобластиинаправленияисследовательскойпроектнойработы.

В помощь обучающимся и руководителям проектов собранапапка«Анатомия проекта»куда помещены материалы, которые могут понадобиться при работе над проектами,алгоритм работы над проектом, индивидуальныйплан выполнения проекта, примернаяструктура проекта, требования к оформлению, требования к защите проектной работыотзыв на проект, возможные формы продуктов проектной деятельности, паспорт проекта,щаблоныфраздляподготовкиписьменногоотчета.,ведомостиоценивания.

На стендах вклассных уголках тоже помещается информацияо сроках, требованиях коформлению,защите и др.

За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимальноразвить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной,заинтересованнойдеятельности учащихся.

На мой взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая,позволяетпревратитьребёнка вактивного субъектасовместнойдеятельности.

Помня правило: «Бесталантных нет, а есть занятые не своим делом», использованиеданного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабымученикамиспользовать свои сильные стороны.

Еще многое надо додумывать, что- то менять, дорабатывать, совершенствовать и делаяпониматьс каждым разом все больше.

ЕщёКонфуцийговорил:

«Я слышу – и забываю,Я вижу – и запоминаю,Яделаю–ипонимаю».


Полный текст материала Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хромченкова Светлана Васильевна  svh1om
05.11.2022 0 448 54

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК