Статья "Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе"
Черепанова Анна Анатольевна
учитель начальных классов
Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г.Э. Лессинг
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвития. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
-
умение вести диалог, монолог;
-
координировать свои действия
-
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
3. Формирование социально адекватных способов поведения.
Я работаю по программе «Школа России». В учебниках математики с 1 по 4 класс предложена общая рубрика «Наши проекты» с указанием темы проекта, соответствующих комментариев, советов, плана выполнения проектной работы.
Проекты в 1 классе по темам:
1). «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего полугодия.)
2). «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Проекты во 2 классе.
Математика.
1). « Математика вокруг нас. Узоры на посуде».
2). « Оригами».
Проекты в 3 классе.
Математика.
1). «Математические сказки».
2). «Задачи – расчёты».
Проекты в 4 классе.
Математика.
1). «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».
2). «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.
Учащиеся вместе обсуждают и формулируют цель работы над заявленной в проекте темой, план своих действий, промежуточные и итоговые результаты работы. Некоторые из этих проектов направлены на организацию сотрудничества со взрослыми. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием.
Классификация проектов по продолжительности:
· Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее. Работа над проектом ведётся в группах.
· Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
· Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
· Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
По количественному составу различают:
-индивидуальные;
- парные;
- групповые проекты.
Начиная с 1 класса, учитель должен постепенно формировать у младших школьников умения работать над проектом (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности? Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:
-
необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;
-
специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.
С 1-ого класса основное внимание уделяем развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.
В рамках традиционных учебных занятий использую следующие этапы работы над проектами:
1. Погружение в проект. ( Определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся.)
2.Планирование деятельности. (Определение источников информации, форм презентации результатов, сроков выполнения, распределение обязанностей.)
3.Осуществление деятельности по решению проблемы. (Самостоятельная работа над проектом, промежуточные обсуждения полученных данных.)
4.Оформление результатов. ( Анализ и синтез данных, формулирование выводов.)
5.Презентация результатов. ( Демонстрация материалов, представление результатов.)
6.Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (Коллективное обсуждение результатов проекта, самоанализ.)
Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги;
спросить у взрослых;
обратиться к компьютеру;
понаблюдать;
проконсультироваться со специалистом;
провести эксперимент.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. За время учёбы с 1 по 4 класс ребята защитили по математике следующие проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты», «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», «Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата», «Математические сказки», «Задачи-расчёты», «Числа вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)в числах и величинах». Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, т. е. показать свою презентацию и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетенций учащихся, подготовке их к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Литература
1.Анащенкова С.В. Сборник рабочих программ «Школа России» 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2011.
2.Бачурина Л.А., Кремер О.Б., Ярчикова Н.В. Начальная школа: ИКТ и стандарты второго поколения. Методические рекомендации. - Воронеж, 2011. - 168 с.
3. Шубина Г.В. Как подготовить проект? // Начальная школа. - 2009. - №13
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черепанова Анна Анатольевна
→ Публикатор 10.11.2022 0 1103 56 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.