Программа по сплочению классного коллектива "Давайте жить дружно!"; 1 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В.Камышева»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ педагогического совета школы директор______ Н. И. Чипенюк Протокол № 1 от 31.08.22 Приказ №111 от 31.08.22 |
Программа по сплочению классного коллектива
«Давайте жить дружно!»
Автор-составитель программы:
Пан Рая Рашидовна
воспитатель группы продленного дня
город Гагарин
Пояснительная записка
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его общение со сверстниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру.
В любом учебном коллективе возникает вопрос, который связан со сплоченностью его членов. Вопрос этот очень важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность дальнейшей работы класса, а также психологический комфорт каждого из его членов.
Поэтому в настоящее время перед воспитателем группы продленного дня возникает необходимость практического решения актуальной проблемы – формирование коллектива, сплочение его членов, предупреждение и преодоление разногласий между детьми.
Программа «Давайте жить дружно!» рассчитана на детский коллектив, находящийся на стадии образования, направлена на развитие коммуникативных качеств учащихся, повышение сплоченности класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.
Программа ориентирована на учащихся 1 класса, т.к. переход из ДОУ в школу является для них кризисным периодом и поэтому необходимо облегчить преодоление трудностей в период адаптации.
Цель программы: способствовать сплочению классного коллектива.
Задачи:
-
формирование благоприятного психологического климата в классе;
-
помочь ученику найти свое место в коллективе, осознать свою роль, функцию в группе;
-
развитие умения работать в команде;
-
сплочение детского коллектива;
-
профилактика конфликтного поведения в коллективе;
-
развитие уважительного отношения между членами коллектива.
Планируемые результаты:
-
овладение младшими школьниками умениями и навыками эффективного взаимодействия;
-
улучшение социально-психологического климата класса;
-
повышение социального статуса отдельных учащихся.
Содержание программы
В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 9 занятий продолжительностью 40 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю по следующей схеме:
-
Вводная часть (Разминка).
-
Основная часть (Рабочая).
-
Заключительная часть (Рефлексия).
Методы, используемые в программе: основное содержание занятий составляют упражнения и игры, психогимнастика.
Принципы, реализуемые в программе:
-
-
принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в игры, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
-
принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга (не позволяется наносить удары «ниже пояса», загонять человека «в угол» и т.п.);
-
принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.
-
Тематическое планирование
№ |
Количество часов |
Планируемые результаты |
Вид деятельности |
1 |
1 |
Научиться работать в команде, оказывать |
|
|
|
поддержку друг другу |
«Заколдованная тропинка» «Паровозик» «Продолжи движение» 3. Рефлексия |
2 |
1 |
Сплочение, установление доверительного контакта между детьми |
«Гусеница» «Скульптура» «Путешествие»
|
3 |
1 |
Научиться согласовывать свои действия с действиями своих товарищей |
«Ласковые имена» «Угадай меня» «Броуновское движение»
|
4 |
1 |
Развитие партнерских отношений, взаимопомощи |
«Помоги другу» «А я сегодня вот такой!» «Заводные игрушки»
|
5 |
1 |
Научиться договариваться, согласовывать свои желания с общими интересами группы |
«Прятки с игрушкой» «Я хочу с тобой дружить» «Слепой и поводырь»
|
6. |
1 |
Сплочение, формирование единства в коллективе |
«Как ты себя чувствуешь?» «Отгадай» «Пересядьте все, кто…»
|
7 |
1 |
Развитие |
1. Разминка |
|
|
внимательного |
2. Игры: |
отношения друг к |
«Это я, узнай меня» |
||
другу, социального |
«Похлопаем в ладоши» |
||
доверия |
«Найди свой дом» |
||
|
3. Рефлексия |
||
8 |
1 |
Развитие |
1. Разминка |
|
|
внимательности, |
2. Игры: |
|
|
эмпатии, умения |
«Что мы делали, не скажем, а покажем» |
|
|
чувствовать |
«Подарок» |
|
|
настроение других |
«Рука в руке» |
|
|
членов группы |
3. Рефлексия |
9 |
1 |
Создание |
1. Разминка |
|
|
положительного |
2. Игры: |
|
|
эмоционального |
«Паучки и комары» |
|
|
фона. Научиться |
«Волк, волчище» |
|
|
сосредотачиваться |
«Пузырьки» |
|
|
на слуховой |
3. Рефлексия |
|
|
информации. |
|
|
|
Взаимодействовать в |
|
|
|
группе |
|
Содержание программы
№ занятия |
Цель |
Виды деятельности |
1 |
Научить работать в команде, оказывать поддержку друг другу. |
«Заколдованная тропинка» Один ученик из группы – ведущий, он показывает остальным участникам игры, как пройти по заколдованной тропинке через дремучий лес. Дети должны с максимальной точностью повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с дороги, превращается в «елочку». Основная задача группы – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему приятные слова, обнять, погладить. |
|
|
«Паровозик» Учащиеся разбегаются по игровой комнате и каждый выбирает себе место – это их «станция». Ведущий (один из учеников) – «паровозик». Он обходит всех и под звучание песни «Мы едем, едем, едем в далекие края…» «прицепляет» все вагончики к поезду. «Продолжи движение» (автор Е.О. Смирнова): Учащиеся становятся по кругу. Водящий (один из учеников) начинает выполнять какое-либо движение. По сигналу водящий останавливается – замирает, а его движение должен подхватить сосед слева. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли водящего. 3. Обсуждение и рефлексия. |
2 |
Сплочение, установление доверительного контакта между детьми |
«Гусеница» Ученики становятся цепочкой друг за другом и кладут руки на плечи своему товарищу. Таким образом, они начинают двигаться по игровой комнате, обходят различные предметы и преодолевают различные препятствия. «Скульптура» Все участники игры разбиваются на пары. Ведущий предлагает им договориться, кто из них будет скульптором, а кто – «глиной», какого сказочного героя будет лепить скульптор. Затем скульптор начинает лепить, бережно и аккуратно прикасаясь к «глине». «Глина» - очень послушный материал, поэтому во всем слушается скульптора, но не может говорить. Когда скульптор закончит свою работу, он оживляет свою скульптуру. Та начинает двигаться так, чтобы другие дети смогли отгадать, что это за сказочный герой. Затем дети меняются ролями. «Путешествие» |
|
|
Все участники делятся на пары. Ведущий говорит: «Мы отправляемся сегодня в далекое путешествие!» Дети в паре договариваются, куда они отправляются, и по сигналу ведущего (свисток) вместе озвучивают свое решение. Варианты продолжения игры: «Мы возьмем с собой в путешествие…», «Этот предмет …. цвета», «По дороге мы встретили…» т. д. 3. Обсуждение и рефлексия. |
3 |
Научиться согласовывать свои действия с действиями своих товарищей |
«Ласковые имена» Педагог предлагает ученикам: «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно». Примечание: в игре можно использовать какой-нибудь предмет (например: игрушку, мяч, волшебную палочку). Передавая его своему соседу, ребенок называет того ласковым именем. «Угадай меня» Дети сидят на стульях. Водящий (один из учеников) с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи сидящих и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я…(имя)». Игра продолжается, пока все дети не побывают в роли водящего. «Броуновское движение» Дети сидят в кругу. Ведущий выкатывает в круг мяч, который дети начинают перекатывать друг другу, без остановок. Затем водящий постепенно увеличивает количество мячей: одновременно дети катают в кругу 2, 3, 4, 5 мячей. Примечание: важно, чтобы мячи не выкатились за пределы круга.
|
4 |
Развитие партнерских отношений, взаимопомощи |
«Помоги другу» Все учащиеся делятся на пары. Одному из ребят |
|
|
завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставляют большие игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести своего партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы он не сбил ни одной игрушки. «А я сегодня вот такой!» Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая эту фразу каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение (например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны). Все дети повторяют это движение и мимику, произнося: «(ИО) сегодня ВОТ ТАКАЯ!». Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в кругу. «Заводные игрушки» (автор Е.О. Смирнова): Дети делятся на пары: один из них – заводная игрушка, второй – ее хозяин. Дети по команде педагога начинают двигаться по комнате. Ребенок-игрушка следит за действиями хозяина и в точности повторяет все его движения. Затем ребята в парах меняются местами. 3. Обсуждение и рефлексия. |
5 |
Научиться договариваться, согласовывать свои желания с общими интересами группы |
«Прятки с игрушкой» Игра проводится с какой-либо игрушкой. Вариант 1. Дети закрывают глаза, а педагог прячет игрушку в комнате. Спрятать игрушку надо так, чтобы ее было видно (на уровне глаз детей). Дети ищут. Вариант 2. Игрушка «уходит» за дверь, а дети прячутся в комнате. Игрушка «возвращается» и ищет детей, находит и каждого называет ласковым именем. «Я хочу с тобой подружиться» Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с…», а дальше |
|
|
описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он. Игра продолжается, пока все участники не выступят в роли водящего. «Слепой и поводырь» Участники игры делятся на пары. Один – «слепой», другой – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» - провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут. 3. Обсуждение и рефлексия. |
6 |
Сплочение, формирование единства в коллективе |
«Как ты себя чувствуешь?» Все дети стоят в кругу. Один из участников внимательно смотрит на своего соседа справа и пытается по каким-то внешним признакам определить, как тот себя чувствует. Затем рассказывает об этом. Игрок, настроение которого описывается, слушает, а после соглашается или не соглашается со сказанным, дополняет рассказ участника. «Отгадай» Дети делятся на три команды. Одна отходит в сторону и договаривается, какой предмет они взяли с собой в путешествие. Затем возвращается и говорит: «В поезд взяли мы предмет. Угадаете, иль нет? Хором вы не говорите, лучше вы у нас спросите». Участники команд по очереди начинают задавать наводящие вопросы: Какого размера этот предмет? Какой формы этот предмет? Какого цвета этот предмет? Команда, отгадавшая предмет, становится водящей. «Пересядьте все, кто…» |
|
|
Дети сидят в кругу. Педагог говорит, что мы все очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом, говоря: «Пересядьте все, кто любит мороженое (купаться в море, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки, играть в снежки, читать книги и т.д.)». 3. Обсуждение и рефлексия. |
7 |
Развитие внимательного отношения друг к другу, социального доверия |
«Это я, узнай меня» Участники игры сидят на стульях. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. В роли водящего должен побывать каждый ребенок. «Похлопаем в ладоши» Дети сидят на стульях. Ведущий говорит: «Похлопайте в ладоши те, кто: сегодня веселый (грустный, злой, сердитый и т.д.); любит веселиться, смотреть мультфильмы, слушать сказки, играть в игры; у кого в одежде есть желтый (или любой другой) цвет; у кого светлые (темные) волосы; у кого дома живет попугай (кошка)». «Найди свой дом» Дети сидят на стульях. У всех участников в руках разные игрушки. На слова ведущего «Пойдем гулять» все дети оставляют игрушки «дома» (на стульях) и идут за ним. Несколько минут все участники ходят, прыгают, бегают по помещению, а ведущий в это время незаметно меняет местами их игрушки. Затем он говорит: «Дождь начинается!» и все бегут в свои «домики». Но так как на их стульях сидят не их игрушки, дети должны найти свою и «переехать» к ней – сесть на стульчик со своей игрушкой.
|
8 |
Развитие |
1. Разминка |
|
внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение других членов группы |
«Что мы делали не скажем, а покажем» Вся группа делится на команды численностью 4-6 человек. Каждой команде педагог шепотом говорит задание – разыграть сценку, которую затем участники должны показать группе. Дети в команде договариваются, кто какие движения будет показывать, репетируют, а затем все по очереди показывают свои сценки. Задача остальных участников – отгадать, что же им показали. Темы для инсценировок: накрываем на стол, сажаем цветы, убираем игрушки, поем песни, играем в футбол, наряжаем елку и т.д. «Подарок» Дети делятся на пары. Ведущий говорит: «На День рождение Ване подарили…». Дети в паре договариваются и по сигналу педагога одновременно называют подарок. Варианты продолжения игры: «Этот подарок был…»; «Он больше всего любил…». «Рука к руке» Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке!» и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться с товарищем руками. Тот, кто не успел найти себе свободного партнера, становится водящим. Варианты команд: «Нога к ноге»; «Нос к носу»; «Плечо к плечу»; «»Голова к голове» и т.д.
|
9 |
Создание положительного эмоционального фона. Научиться сосредотачиваться на слуховой информации. Взаимодействовать в группе |
«Паучки и комары» Все участники игры комарики, они под спокойную и тихую музыку двигаются по игровой комнате. Два ученика, взявшись за руки, изображают паучков. Задача паучков – двигаясь под музыку, заляпать как можно большее количество комариков. Те дети, до которых заляпали паучки, садятся на стулья. Когда все комарики |
|
|
пойманы, выбирается следующая пара паучков и игра возобновляется. «Волк, волчище» Дети стоят в кругу с закрытыми глазами, их руки спрятаны за спиной. Ведущий проходит за кругом и незаметно вкладывает в руку одного ребенка игрушку волка. Дети открывают глаза и произносят: «Волк- волчище, серый хвостище, где ты?». Ребенок с игрушкой волка должен выпрыгнуть в круг и громко крикнуть: «Вот я!». Дети разбегаются, стараясь занять свои стулья, а волк догоняет. «Пузырьки» Все дети - маленькие пузырьки, водящий – большой пузырь. Большой пузырь, двигаясь важно, неторопливо, старается дотронуться до маленьких пузырьков. Задача маленьких пузырьков – двигаясь легко и быстро, избегать столкновения, как с большим пузырем, так и с остальными маленькими пузырьками. 3. Обсуждение и рефлексия. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пан Рая Рашидовна
→ vesn20 14.01.2023 0 1174 45 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.