Статья "Роль педагога при работе с учащимися над проектом"


Роль педагога при работе с учащимися над проектом

В последнее время в образовании широко используется проектная деятельность. Современный школьник, приобретая знания, стремится применять их на практике, чему способствует создание проектов. Востребованной становится деятельность учителя в качестве наставника.

При работе с детьми учитель-наставник выступает в разных ролях: коуч, ментор, фасилитатор. Для обеспечения организационной составляющей работы наставник помогает разобраться с содержанием проекта, подбором средств для его реализации, планируемым результатом и формой представления продукта, а также обеспечивает поддержку продуктивной деятельности. Сопровождение проектной деятельности осуществляется через регулярные очные встречи с учащимися или в дистанционном формате, своевременной обратной связи.

Жизненный цикл любого проекта состоит из нескольких этапов. Первый этап – выдвижение идей. Наставник разъясняет порядок работы над проектом, направляет обсуждение, какой продукт проектной деятельности будет представлен к защите. При взаимодействии с командой помогает детям распределить зоны ответственности. Нужно отметить, что учитель постоянно поддерживает мотивацию детей на реализацию предложенной идеи на данном этапе и последующих.

К промежуточным этапам относится критика и разбор содержания, проектирование, планирование, реализация. Наставник контролирует текущее состояние работы над проектом. Учащиеся соотносят полученные результаты с поставленной целью, при необходимости разбираются в причинах отставания. Участники договариваются, что нужно сделать к следующей встрече. При работе в команде возможно перераспределение ролей.

 На завершающем этапе наставник обсуждает с детьми полученные результаты, помогает подготовиться к защите проекта; акцентирует внимание на моментах, способствующих успешной презентации проектного продукта, оказывает помощь в рефлексии и присвоении полученного опыта. Во время представления результатов работы наставник не вмешивается в ход защиты проекта, а только оказывает детям эмоциональную поддержку.

На учебных занятиях в основном используются мини-проекты, целью которых является формирование у учащихся различных компетенций, в первую очередь, метапредметных УУД. Учитель-наставник, организуя проектную работу на уроке, опирается на принципы развивающего обучения, направляет деятельность школьника на решение конкретной учебной проблемы. Рамки учебного занятия ограничены, поэтому промежуточные этапы проходят в сжатом виде.

В качестве примера рассмотрим характеристику этапов работы над проектом при групповой форме организации на уроке литературы в 6 классе при изучении повести А.С. Пушкина «Метель». Планирование работы над проектом начинается с коллективного обсуждения учащимися цели урока (метод мозговой атаки), формулировки задач. Создание групп учащихся для работы над проектом желательно провести заранее, исходя из особенностей коллектива. На данном этапе инициатива предоставляется учащимся. Учитель разъясняет порядок защиты проекта; помогает определиться с тем, какой продукт проектной работы каждая команда сможет представить к защите; выполняет роль консультанта при составлении вопросов для анализа эпизода.

Этап самостоятельного проведения исследования начинается в группах с распределения ответственности каждого учащегося за поиск материала для анализа по конкретному вопросу. Затем ребята перечитывают эпизод повести, собирая необходимую информацию и делая записи в тетрадях. Наставник помогает учащимся в распределении ролей, в определении критериев отбора материала, обучает навыку конспектирования.

Далее каждый член группы делится результатами своих наблюдений, полученная информация объединяется, выстраивается общая логическая схема ответа, ребята определяются с последовательностью выступающих для презентации общей работы. Формой представления результатов становится устный ответ группы на поставленные вопросы с опорой на текст произведения и обязательным выводом в итоге. Для шестиклассников консультативная помощь учителя на данном этапе наиболее значима, так как умение брать на себя ответственность недостаточно развито. Нужно помочь учащимся определить участников презентации, выбрать ответственного.

На заключительном этапе группы по очереди рассказывают о проделанной работе, затем учащиеся уже в индивидуальном порядке обобщают результаты и делают вывод по теме занятия в соответствии с целями и задачами, поставленными в начале.

В своей практике используем проектирование не только на уроках, но и во внеурочной деятельности учащихся. Чаще всего это командные долгосрочные проекты, жизненный цикл которых реализуется в полном объёме. Наставник здесь выступает в роли куратора, который помогает организовать коммуникацию со стейкхолдерами проекта и поддерживать её в дальнейшем. На первый план выдвигается продукт и его презентация.

В рамках работы школьной литературно-лингвистической студии «Открытая книга» в качестве наставников нами курировался проект учащихся старших классов «Давайте делать паузы в словах». Результатом данной работы стал социально направленный проект, целью которого было развитие интереса к культуре, литературе, формирование уважения к родному языку. На организованном ребятами мероприятии учителя и дети получили возможность поделиться со зрителями своими любимыми стихотворными и музыкальными произведениями.

Таким образом, деятельность учителя в качестве наставника проектной работы с учащимися является важной и актуальной.

 


Полный текст материала Статья "Роль педагога при работе с учащимися над проектом" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воднева Валентина Викторовна  Публикатор
27.04.2023 0 522 24

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК