Статья "Формирование у младших школьников основ милосердия посредством реализации социальных проектов"
Ферганова О. А.
Юрьева Е. Г.
ГАУ ДПО СОИРО
г. Смоленск
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ МИЛОСЕРДИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
В статье раскрывается проблема формирования у младших школьников одной из духовных ценностей человечества – милосердия, описывается содержание долгосрочного социального проекта духовно-нравственной направленности «Забота о других».
Ключевые слова: милосердие, духовно-нравственное развитие, забота о других, нравственные качества личности.
Ferganova O.A.
Yur’eva E.G.
Smolensk Regional Institute of Education Development
Smolensk
FORMATION AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS OF BASES OF MERCY BY MEANS OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL PROJECTS
In article the formation problem at younger school students of one of cultural wealth of mankind – mercies reveals, the contents of the long-term social project of spiritual and moral orientation "Care of others" are described.
Keywords: mercy, spiritual and moral development, care of others, moral qualities of the personality.
Милосердие состоит
не столько в вещественной
помощи, сколько в
духовной поддержке
ближнего.
Л. Н. Толстой
В настоящее время в нашем обществе произошла смена ценностных ориентиров. Это связано с произошедшими в 90-е гг. прошлого столетия экономическими и политическими изменениями в нашей стране. Эти изменения оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, а главное, на отношение человека к человеку.
В наши дни трудные социально-экономические условия требуют от взрослого человека быть целеустремлённым, активным, успешным, настойчивым, инициативным, что позволяет ему как сейчас говорят «устроиться в жизни», т. е. иметь высокооплачиваемую работу, занимать престижную должность и т. д. Того же родители требуют и от своих детей, говоря им о том, что данные качества необходимы им во взрослой жизни. А воспитанию нравственных качеств у детей родители часто не придают значения. Поэтому в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда каждый сам за себя.
Конечно же ценности личности формируются в семье. Но именно школе отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.» [3]
Младший школьный возраст – это период, когда у ребёнка формируются основные нравственные понятии: совесть, достоинство, милосердие, особую значимость приобретают понятия добра и зла.
Одним из наиболее важных в человеческих взаимоотношениях понятий является понятие милосердия.
Милосердие – это сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т. п. («Большой энциклопедический словарь»)
Доброта и милосердие являются ключевыми факторами формирования духовного мира ребенка. Если ребёнок умеет эмоционально отзываться на переживания других людей, это значит, что у него воспитано чувство милосердия. Опыт переживаний (эмоциональной отзывчивости) ребёнок получает через различные жизненные ситуации. Участвуя в социальных проектах ребёнок попадает в такую жизненную ситуацию, когда можно проявить свои человеческие качества: доброту, сострадание, милосердие.
Социальный проект – это проект, направленный на реализацию какой-то значимой идеи. Целью социального проекта является осознание ребёнком значимости своей деятельности в ходе его реализации, значимости себя, как личности, в обществе.
Рассмотрим содержание долгосрочного социального проекта духовно-нравственной направленности «Забота о других», реализованного на базе школьной «пилотной площадки» в 2017-2018 учебном году в МБОУ «Средняя школа № 2» г. Гагарин Смоленской области в параллели 4-ых классов.
Актуальность проекта заключается в том, что большинство детей проявляют заботу о близких людях (родственниках), не осознавая необходимости оказывать внимание незнакомым людям.
При реализации социального проекта у обучающихся формируются ценности – нравственные качества личности: милосердие, сострадание, бескорыстная помощь, внимание к людям, человечность.
Проект «Забота о других» относится к категории воспитательных проектов, способствует формированию способности обучающихся проявлять заботу не только о близких людях, но и совершенно незнакомых различными формами и видами деятельности.
Результатами социального проекта являются:
1 уровень – знание о том, что люди должны заботиться друг о друге.
2 уровень – осмысление значения проявления заботы о людях, способность испытывать потребность в заботе.
3 уровень - начальный опыт заботы о людях разных категорий (начальный опыт милосердия).
Концептуальной идеей проекта выступает идея объединения усилий детей в разных видах благотворительной деятельности для разных категорий граждан.
Работа над проектом осуществляется по этапам.
На подготовительном этапе проводятся мероприятия по формированию потребности в заботе о других людях: анкетирование, беседы, обсуждение и составление «Маршрута добрых дел» на год, распределение на группы по интересам. В беседах следует уделить внимание вопросу о том, какая будет форма помощи людям. Слово «помощь» дети воспринимают как оказание людям материальной помощи и задают вопросы учителю о том, как они могут помочь людям, ведь они не работают и денег не получают. А если просить деньги у родителей, то это уже будет не их помощь. Необходимо акцентировать внимание детей не на материальной помощи, а о проявлении внимания к людям, говорить детям о том, что людям часто достаточно поговорить с кем-то, и они уже чувствуют себя не одинокими. Это делает человека счастливым. Важно акцентировать внимание детей на том, что особо нуждаются во внимании пожилые люди. Многие из них оказываются одинокими и именно они нуждаются в посторонней поддержке, внимании, заботе. При обсуждении и составлении «Маршрута добрых дел» используются приёмы технологии развития критического мышления: «Мозговой штурм», «Мозговая атака», «Тонкие и толстые вопросы». Можно использовать приём «Руки добрых дел». [1] Суть приёма заключается в том, что дети обводят на листе бумаги свои ладошки и на каждом пальчике пишут доброе дело, которое они могли бы сделать для других людей.
Основной этап включает в себя организацию и проведение мероприятий (по срокам). На данном этапе проводятся следующие мероприятия:
Акция «Благородное сердце» (подари игрушку ребёнку, оставшемуся без попечения родителей).
Операция «Поздравь пожилого человека» (изготовление открыток и дарение их пожилым людям на улицах города ко Дню пожилого человека).
Праздник «День учителя» (изготовление и дарение открыток ветеранам-учителям).
Акция «Открытка ко Дню матери» (изготовление открыток и их дарение женщинам на улицах города).
Акт милосердия «Ёлка в больницу» (изготовление ёлок своими руками к Новому году и их дарение больным людям в больнице).
Акция «Пасхальные дни милосердия» ( изготовление сувениров и их распространение на улицах города).
Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы (изготовление и дарение открыток ветеранам).
Заключительный этап предполагает создание «Фотоальбома добрых дел». Его можно оформить в виде альбома или в виде плаката.
При осуществлении проекта возникают проблемы в виде отсутствия отклика со стороны обучающихся и родителей на добрые дела по отношению к посторонним людям. Дети очень часто не хотят дарить посторонним людям сувениры, сделанные своими руками. Родители отрицательно относятся к тому, чтобы их ребёнок посещал больных людей в больнице. Поэтому, при осуществлении проекта очень важно руководствоваться принципом добровольности участия в проекте. Проблема нежелания дарить незнакомым людям сделанные своими руками подарки существует у достаточно большого количества детей. Задача учителя – пробудить добрые чувства у таких детей. Этого можно достичь разными способами, например, использовать игровые ситуации, где у каждого ребёнка своя роль, дискуссии, в которых дети отстаивают свою точку зрения по данной проблеме.
Важно, чтобы в ходе реализации проекта дети поняли, что близкие люди, это не только члены семьи, родственники, но и люди, которые находятся рядом с ними в обществе. Только тогда для ребёнка раскроется смысл понятия «помощь ближнему». Милосердие как раз и заключается в участливом отношении к людям.
Список литературы
Гайвас О. В, Урбанович Л. Н. От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова»: учебно-методическое пособие. В 2 ч. – Смоленск: Свиток, 2016;
Зевакова Н. С., Сечковская Н. В. Организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении: от требований ФГОС к практике реализации: методическое пособие. - Смоленск 2017;
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна
→ ocsansh 18.12.2023 0 454 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.