Статья "Формирование у младших школьников основ милосердия посредством реализации социальных проектов"


В настоящее время в нашем обществе произошла смена ценностных ориентиров. Это связано с произошедшими в 90-е гг. прошлого столетия экономическими и политическими изменениями в нашей стране. Эти изменения оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, а главное,  на отношение человека к человеку.

В наши дни трудные социально-экономические условия требуют от взрослого человека быть целеустремлённым, активным, успешным, настойчивым, инициативным, что позволяет ему как сейчас говорят «устроиться в жизни», т. е. иметь высокооплачиваемую работу, занимать престижную должность и т. д. Того же родители требуют и от своих детей, говоря им о том, что данные качества необходимы им во взрослой жизни. А воспитанию нравственных качеств у детей родители часто не придают значения. Поэтому в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда каждый сам за себя. 

Конечно же ценности личности формируются в семье. Но именно школе отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России  говорится: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.» [3]

Младший школьный возраст – это период, когда у ребёнка формируются основные нравственные понятии: совесть, достоинство, милосердие, особую значимость приобретают понятия  добра и зла. 

Одним из наиболее важных в человеческих взаимоотношениях понятий является понятие милосердия.

Милосердие – это сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т. п. («Большой энциклопедический словарь»)

Доброта и милосердие являются ключевыми факторами формирования духовного мира ребенка. Если ребёнок умеет эмоционально отзываться на переживания других людей, это значит, что у него воспитано чувство милосердия. Опыт переживаний (эмоциональной отзывчивости) ребёнок получает через различные жизненные ситуации. Участвуя в социальных проектах ребёнок попадает в такую жизненную ситуацию, когда можно проявить свои человеческие качества: доброту, сострадание, милосердие.

Социальный проект – это проект, направленный на реализацию какой-то значимой идеи. Целью социального проекта является  осознание ребёнком значимости своей деятельности в ходе его реализации, значимости себя, как личности, в обществе.

Рассмотрим содержание долгосрочного социального проекта духовно-нравственной направленности «Забота о других», реализованного на базе школьной «пилотной площадки» в 2017-2018 учебном году в МБОУ «Средняя школа № 2» г. Гагарин Смоленской области в параллели 4-ых классов.

Актуальность проекта заключается в том, что большинство детей проявляют заботу о близких людях (родственниках), не осознавая необходимости оказывать внимание незнакомым людям. 

При реализации социального проекта у обучающихся формируются ценности – нравственные качества личности: милосердие, сострадание, бескорыстная помощь, внимание к людям, человечность.

Проект «Забота о других» относится к категории воспитательных проектов, способствует формированию способности обучающихся проявлять заботу не только о близких людях, но и совершенно незнакомых различными формами и видами деятельности. 

Результатами социального проекта являются:
1 уровень – знание о том, что люди должны заботиться друг о друге.
2 уровень – осмысление  значения проявления заботы о людях, способность испытывать потребность в заботе.
3 уровень -  начальный опыт заботы о людях разных категорий (начальный опыт милосердия).

Концептуальной идеей проекта выступает идея объединения усилий детей в разных видах благотворительной деятельности для разных категорий граждан.

Работа над проектом осуществляется по этапам. 

На подготовительном этапе проводятся мероприятия по формированию потребности в заботе о других людях: анкетирование, беседы, обсуждение и составление «Маршрута добрых дел» на год, распределение на группы по интересам. В беседах следует уделить внимание вопросу о том, какая будет форма помощи людям. Слово «помощь» дети воспринимают как оказание людям материальной помощи и задают вопросы учителю о том, как они могут помочь людям, ведь они не работают и денег не получают. А если просить деньги у родителей, то это уже будет не их помощь. Необходимо акцентировать внимание детей не на материальной помощи, а о проявлении внимания к людям, говорить детям о том, что людям часто достаточно поговорить с кем-то, и они уже чувствуют себя не одинокими. Это делает человека счастливым. Важно акцентировать внимание детей на том, что особо нуждаются во внимании пожилые люди. Многие из них оказываются одинокими и именно они нуждаются в посторонней поддержке, внимании, заботе. При обсуждении и составлении «Маршрута добрых дел» используются приёмы технологии развития критического мышления: «Мозговой штурм», «Мозговая атака», «Тонкие и толстые вопросы». Можно использовать приём «Руки добрых дел». [1] Суть приёма заключается в том, что дети обводят на листе бумаги свои ладошки и на каждом пальчике пишут доброе дело, которое они могли бы сделать для других людей.

Основной этап включает в себя организацию и проведение мероприятий (по срокам). На данном этапе проводятся следующие мероприятия:

  • Акция «Благородное сердце» (подари игрушку ребёнку, оставшемуся без попечения родителей).
  • Операция «Поздравь пожилого человека» (изготовление открыток и дарение их пожилым людям на улицах города ко Дню пожилого человека).
  • Праздник «День учителя» (изготовление и дарение открыток ветеранам-учителям).
  • Акция «Открытка ко Дню матери» (изготовление открыток  и их  дарение   женщинам на улицах города).
  • Акт милосердия «Ёлка в больницу» (изготовление ёлок своими руками к Новому году и их дарение больным людям в больнице).
  • Акция «Пасхальные дни милосердия» ( изготовление сувениров и их распространение  на улицах города).
  • Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы (изготовление и дарение открыток ветеранам).

Заключительный этап предполагает создание «Фотоальбома добрых дел». Его можно оформить в виде альбома или в виде плаката.

При осуществлении проекта возникают проблемы в виде отсутствия отклика со стороны обучающихся и родителей на добрые дела по отношению к посторонним людям. Дети очень часто не хотят дарить посторонним людям сувениры, сделанные своими руками. Родители отрицательно относятся к тому, чтобы их ребёнок посещал больных людей в больнице. Поэтому, при осуществлении проекта очень важно руководствоваться принципом добровольности участия в проекте. Проблема нежелания дарить незнакомым людям сделанные своими руками подарки существует у достаточно большого количества детей. Задача учителя – пробудить добрые чувства у таких детей. Этого можно достичь разными способами, например, использовать игровые ситуации, где у каждого ребёнка своя роль, дискуссии, в которых дети отстаивают свою точку зрения по данной проблеме.

Важно, чтобы в ходе реализации проекта дети поняли, что близкие люди, это не только члены семьи, родственники, но и люди, которые находятся рядом с ними в обществе. Только тогда для ребёнка раскроется смысл понятия «помощь ближнему». Милосердие как раз и заключается в участливом отношении к людям.


Полный текст материала Статья "Формирование у младших школьников основ милосердия посредством реализации социальных проектов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна  ocsansh
18.12.2023 0 205 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0