Проект "Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО"


I этап - подготовительный (2022-2023 учебный год): Подбор и анализ литературы по теме; выбор подвижных игр для проекта; разработка проекта «Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО в рамках ФГОС» для 2-4 классов, начало реализации проекта на уроках физической культуры, внеурочных мероприятиях, спортивных праздниках, физкультминутках во время перемены

II этап -практический (2023-2024учебный год): Реализация проекта по влиянию подвижных игр на развитие физических качеств для выполнения норм ГТО и на взаимоотношения со сверстниками в младшей школьной группе; ведение кружка в рамках ФГОС «Играя шагаем к вершине ГТО», мониторинг физических показателей у обучающихся и эффективности реализации проекта.

III этап – обобщающий(2024-2025 учебный год):Продолжение реализации проекта, обработка результатов работы по проекту «Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО в рамках ФГОС», осуществление обработки результатов, оформление материалов и распространение опыта, полученных в результате работы.

Теоретические основы

Выдающийся русский биолог, анатом, педагог, врач Петр Францевич Лесгафт разработал оригинальную систему физического воспитания в России. Большое место в ней отводится подвижной игре. Игра определяется П.Ф. Лесгафтом как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества. Каждая игра, указывает П.Ф. Лесгафт, должна иметь определенную цель, а форма игры – отвечать этой цели.

Необходимо, чтобы действия в игре соответствовали умениям ребенка управлять собой и вызывали «возвышающее чувство удовольствия», эти действия предварительно усваиваются в систематических упражнениях. Так же он считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию». Он указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т.е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество. Все эти положения П.Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр. Далее эти положения были развиты В.В. Гориневским и Е.А. Аркиным, так же теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. 

Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. Во время игр у детей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях как бег, прыжки, метание, лазание и др. Быстрая смена обстановки приучает целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Они формируются гибкими и пластичными, развивается способность к сложному механизму движений, способствует гармоничному развитию опорно- двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений. Чередование моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями с небольшим напряжением позволяет играющим выполнять большой объем работы. Попеременный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных,  скоростных и скоростно-силовых способностей, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, которых принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Постепенно игры следует усложнять по содержанию и правилам. Рекомендуется вводить варианты игр, т.е. новые условия, упражнения, действия. Этим можно достичь повторения знакомых действий, но с более повышенными требованиями, а также систематического влияния игр на ребенка при сохранении интереса к ним. Распределение ролей и действий игра осуществляется путем самоуправления. Важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются.

Характеристика подвижных игр:

  • Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Оно исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению. 
  • Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее. Сюжет не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной. 
  • Правила обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры. 

Также по сложности подвижные игры делят на элементарные и сложные.

К элементарным играм относятся:

  • Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо, зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся в т. ч. народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Бояре», «Камушек», «Золотые ворота», «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т. д.
  • Бессюжетные игры содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели.
  • К сложным относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т. д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста детей они могут играть и по упрощенным правилам (в т. ч. в разновозрастных группах).

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности.

К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

По использованию пособий и снарядов делятся:

  • С использованием предметов (пособий)-флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др. Игры: «Удочка», «Хвостики», «Штандер» и тд.
  • С использованием снарядов-гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная рейка и др. Игры: «Выше ноги от земли», «Медведи и пчелы», «Перелет птиц» и др.

Игры группируются и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях: по форме организации занятий; характеру моторной плотности; учету места и времени года. Исходя из целей, я в своем кружке по-разному группирую подвижные игры, пользуюсь несколькими критериями в рамках одной классификации, в результате чего одну и ту же игру можно причислить к нескольким категориям. Поэтому выбор критериев классификации напрямую зависит от задач, которые должны решаться с помощью предлагаемой систематики. В нашем случае подготовка к ГТО.


Полный текст материала Проект "Подвижные игры как средство подготовки к сдаче нормативов ГТО" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Габышева Татьяна Семеновна  Публикатор
29.01.2024 0 123 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0