Долгосрочный социальный проект "Забота о других"; 4 класс


Долгосрочный социальный проект «Забота о других»

Доброта и милосердие являются ключевыми факторами формирования духовного мира ребенка. Если ребёнок умеет эмоционально отзываться на переживания других людей, это значит, что у него воспитано чувство милосердия. Опыт переживаний (эмоциональной отзывчивости) ребёнок получает через различные жизненные ситуации. Участвуя в социальных проектах ребёнок попадает в такую жизненную ситуацию, когда можно проявить свои человеческие качества: доброту, сострадание, милосердие.

Социальный проект – это проект, направленный на реализацию какой-то значимой идеи. Целью социального проекта является осознание ребёнком значимости своей деятельности в ходе его реализации, значимости себя, как личности, в обществе.

Рассмотрим содержание долгосрочного социального проекта духовно-нравственной направленности «Забота о других», реализованного на базе МБОУ «Средняя школа № 2» г. Гагарин Смоленской области в параллели 4-ых классов.

Технологическая карта долгосрочного социального проекта духовно-нравственной направленности

Наименование ОО: МБОУ «Средняя школа № 2» г. Гагарин

Наименование долгосрочного социального проекта: «Забота о других»

Сроки реализации проекта: 1 год

Классы: 4

Актуальность проекта: Большинство детей проявляют заботу о близких людях (родственниках), не осознавая необходимости оказывать внимание незнакомым людям.

п/п

Позиция

Краткое описание

I.Подготовка к реализации проекта.

1.

Наименование программы/плана

План классного руководителя

2.

Кем реализуется программа/план

Классным руководителем

3.

Адресаты программы/плана

Обучающиеся

4.

Формируемые ценности

Нравственные качества личности: милосердие, сострадание, бескорыстная помощь, внимание к людям, человечность.

5.

Преимущественные формы реализации с указанием тематики мероприятий

1.Акция «Благородное сердце» (подари игрушку ребёнку, оставшемуся без попечения родителей).

2.Операция «Поздравь пожилого человека» (изготовление открыток и дарение их пожилым людям на улицах города ко Дню пожилого человека).

3.Праздник «День учителя» (изготовление и дарение открыток ветеранам-учителям).

4.Акция «Открытка ко Дню матери» (изготовление открыток и их дарение пожилым женщинам на улицах города).

5.Акт милосердия «Ёлка в больницу» (изготовление ёлок своими руками к Новому году и их дарение больным людям в больнице).

6.Акция «Пасхальные дни милосердия» ( изготовление сувениров и их распространение на улицах города).

7.Литературно-музакальная композиция ко Дню Победы (изготовление и дарение открыток ветеранам).

6.

Приоритетные виды деятельности

Творческая

7.

Полученные результаты

1 уровень: Знают о том, что люди должны заботиться друг о друге.

2 уровень: осмысливают значение проявления заботы о людях, испытывают потребность в заботе.

3 уровень: начальный опыт заботы о людях разных категорий (начальный опыт милосердия).

II.Долгосрочный социальный проект.

8.

Концептуальная идея проекта

Объединить усилия детей в разных видах благотворительной деятельности для разных категорий граждан.

9.

Целевые установки

Формирование способности проявлять заботу не только о близких людях, но и совершенно незнакомых различными формами и видами деятельности.

10.

Ресурсное обеспечение

Кадровое, материально-техническая база, информационные ресурсы.

11.

Перечень социальных партнёров

ЦРБ, ДК «Комсомолец».

12.

Краткое описание содержания деятельности (по этапам)

1.Подготовительный.

Мероприятия по формированию потребности в заботе о других людях:

-анкетирование;

-беседы; (В беседах следует уделить внимание вопросу о том, какая будет форма помощи людям. Акцентировать внимание детей не на материальной помощи, а о проявлении внимания к людям, говорить детям о том, что людям часто достаточно поговорить с кем-то, и они уже чувствуют себя не одинокими. Это делает человека счастливым.)

-обсуждение и составление «Маршрута добрых дел» на год;

-распределение на группы по интересам.

2.Основной:

-организация и проведение мероприятий (по срокам).

3.Заключительный:

-создание «Фотоальбома добрых дел».

13.

Полученные результаты

Для обучающегося: Приобрели начальный опыт заботы о людях разных категорий.

Для школы: Расширились границы партнёрства.

Для социума: Адресная помощь людям.

14.

Способы измерения результатов

«Открытая трибуна». «Помогать людям – это …» (высказать своё мнение в форме мини-сочинения).

15.

Проблемы

Отсутствие отклика на подобные мероприятия со стороны родителей и детей. (Дети очень часто не хотят дарить посторонним людям сувениры, сделанные своими руками. Родители отрицательно относятся к тому, чтобы их ребёнок посещал больных людей в больнице.)

16.

Перспективы развития

Традиционное проведение проекта.



Работа над проектом осуществляется по этапам.

На подготовительном этапе проводятся мероприятия по формированию потребности в заботе о других людях: анкетирование, беседы, обсуждение и составление «Маршрута добрых дел» на год, распределение на группы по интересам.

Анкета

  1. Задумывался ли ты когда-нибудь, что твоя помощь и поддержка нужна не только твоим близким, но и посторонним людям?

  2. Как ты думаешь какая категория людей нуждается в помощи и поддержке со стороны других людей? (Обязательно нужно выяснить, как дети понимают смысл словосочетание «категория людей»)

  3. Замечал ли ты таких людей на улицах города? Где именно?

  4. По каким признакам ты определил, что эти люди нуждаются в помощи и поддержке?

  5. Какое чувство ты испытывал к этим людям?

  6. Испытывал ли ты желание помочь этим людям?

В беседах следует уделить внимание вопросу о том, какая будет форма помощи людям. Слово «помощь» дети воспринимают как оказание людям материальной помощи и задают вопросы учителю о том, как они могут помочь людям, ведь они не работают и денег не получают. А если просить деньги у родителей, то это уже будет не их помощь. Необходимо акцентировать внимание детей не на материальной помощи, а о проявлении внимания к людям, говорить детям о том, что людям часто достаточно поговорить с кем-то, и они уже чувствуют себя не одинокими. Это делает человека счастливым. Важно акцентировать внимание детей на том, что особо нуждаются во внимании пожилые люди. Многие из них оказываются одинокими и именно они нуждаются в посторонней поддержке, внимании, заботе.

При обсуждении и составлении «Маршрута добрых дел» используются приёмы технологии развития критического мышления: «Мозговой штурм», «Мозговая атака», «Тонкие и толстые вопросы». Можно использовать приём «Руки добрых дел». [1] Суть приёма заключается в том, что дети обводят на листе бумаги свои ладошки и на каждом пальчике пишут доброе дело, которое они могли бы сделать для других людей (это могут быть не только конкретные дела, но и, например, разговор с бабушкой-соседкой. В центре ладошки можно написать категорию людей, например, «люди на улице», «соседи» и др.

Например, на ладошке «Соседи», на пальчиках, дети пишут: придержу входную дверь в подъезд для соседки с коляской, помогу бабушке-соседке донести сумку до её квартиры, поздравлю соседей-стариков с Днём пожилого человека и др.

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ (чаще «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления, рассуждения.

Примеры «тонких» вопросов:

  1. В наших ли силах проявлять заботу о посторонних людях?

  2. Где мы можем встретить людей, нуждающихся в помощи и заботе?

Примеры «толстых» вопросов:

  1. Кто из людей особо нуждается в помощи и поддержке?

  2. В какие моменты жизни человек чувствует себя особенно одиноким и нуждается во внимании со стороны других людей?

  3. Каким образом мы можем позаботиться о людях, нуждающихся в поддержке?

Распределить детей на группы по интересам можно с помощью приёма «Ромашка». Суть приёма заключается в следующем. На листе ватмана рисуется ромашка. На сердцевине пишутся слова: «Наши добрые дела». На лепестках пишутся те мероприятия (акции, операции, праздники), в которых дети будут участвовать (см. описание основного этапа). Дети выбирают, в каком мероприятии они хотели бы участвовать, и пишут свои фамилии на определённом лепестке. Таким образом формируются группы, которые в дальнейшем начинают организацию работы по участию в выбранном ими мероприятии.

Основной этап включает в себя организацию и проведение мероприятий (по срокам). На данном этапе проводятся следующие мероприятия:

  • Акция «Благородное сердце» (подари игрушку ребёнку, оставшемуся без попечения родителей);

Эта акция проходила в рамках XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в октябре 2017г. Дети приносили игрушки из дома (очень много игрушек было совершенно новых).

  • Операция «Поздравь пожилого человека». Дети делают открытки и дарят их пожилым людям на улицах города.

  • Праздник «День учителя». В нашем городе ДК «Комсомолец» традиционно каждый год готовит праздничный концерт для учителей-ветеранов ко Дню учителя. И вот уже несколько лет наша школа принимает в нём участие. Дети изготавливают своими руками поздравительные открытки и дарят их ветеранам-учителям на этом празднике.

  • Акция «Открытка ко Дню матери». Дети делают открытки и дарят их женщинам на улицах города.

  • Акт милосердия «Ёлка в больницу». На подготовительном этапе работы над проектом возникла идея оказать внимание больным в городской больнице (стационаре). Дети делали новогодние ёлки, а потом шли в больницу, поздравляли больных, дарили ёлки.

  • Акция «Пасхальные дни милосердия». Дети изготавливали пасхальные сувениры и распространяли их на улицах города.

  • Литературно-музыкальная композиция ко Дню Победы. Ежегодно накануне Дня Победы перед зданием школы, на улице, проводится это мероприятие. Это торжественное зрелище видят не только обучающиеся, учителя и работники школы, но и жители города. К этому празднику дети готовят открытки и дарят их ветеранам на празднике, а потом ещё и на городском митинге 9 мая.

Заключительный этап предполагает создание «Фотоальбома добрых дел». Его мы оформляем в виде альбома или в виде плаката.

Способом измерения результатов работы над социальным проектом может служить «Открытая трибуна». Детям предлагается написать мини-сочинение «Помогать людям – это …» (высказать своё мнение об участии в этом социальном проекте). Очень важно, чтобы дети поделились своими впечатлениями в добровольном порядке. Ни в коем случае нельзя принуждать детей высказать своё мнение. Желающие высказывают свои впечатления о работе над проектом публично. Очень хорошо, если большинство детей положительно отозвались о проекте. Но если найдутся отрицательные отзывы, нужно обязательно коллективно обсудить, что именно не понравилось, почему это произошло, чтобы в дальнейшем учитель смог так построить работу детей, чтобы найти положительный отклик у каждого ребёнка.

При осуществлении проекта возникают проблемы в виде отсутствия отклика со стороны обучающихся и родителей на добрые дела по отношению к посторонним людям. Дети очень часто не хотят дарить посторонним людям сувениры, сделанные своими руками. Родители отрицательно относятся к тому, чтобы их ребёнок посещал больных людей в больнице. Поэтому, при осуществлении проекта очень важно руководствоваться принципом добровольности участия в проекте. Проблема нежелания дарить незнакомым людям сделанные своими руками подарки существует у достаточно большого количества детей. Задача учителя – пробудить добрые чувства у таких детей. Этого можно достичь разными способами, например, использовать игровые ситуации, где у каждого ребёнка своя роль, дискуссии, в которых дети отстаивают свою точку зрения по данной проблеме.

Дискуссию можно организовать следующим образом. Дети распределяются на две группы: желающие дарить посторонним людям сделанные своими руками сувениры и нежелающие этого делать (возможно, это будет 1-2 человека).

Группам предлагаются вопрос: почему ты хочешь ( не хочешь) дарить людям подарки. Дети высказывают свои мнения. Далее группе желающих детей предлагается убедить группу нежелающих в том, что заботится о других людях – это очень важно. В данном проекте очень важны чувства детей. Поэтому, когда ребята из первой группы будут говорить о важности помощи людям, нужно попросить их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда делали приятное посторонним людям.

Данный проект будет очень актуальным, если дети изучают модуль «Основы православной культуры» по предмету ОРКСЭ. Изучая этот модуль дети знакомятся с понятием «помощь ближнему» и осознают, что «ближний» - это не только родственник, но и по христианским законам любые , находящиеся вокруг тебя люди. Очень важно, если дети, помогая другим людям, понимают, что они придерживаются христианских традиций.



Список литературы

  1. Гайвас О. В, Урбанович Л. Н. От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова»: учебно-методическое пособие. В 2 ч. – Смоленск: Свиток, 2016;





Скачано с www.znanio.ru


Полный текст материала Долгосрочный социальный проект "Забота о других"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ферганова Оксана Анатольевна  ocsansh
12.04.2024 0 386 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК