Проект "Красивый почерк - показатель интеллекта?"


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»









Индивидуальный проект.

Тип проекта: исследовательский





Тема проекта: Красивый почерк – показатель интеллекта?



Автор проекта: Куликовская Дарья,

обучающаяся 7 класса

МКОУ «Каменская СОШ»



Наставник: Ткаченко И.И.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Каменская СОШ»









п. Каменский 2023 г.

Аннотация наставника

Данный проект является исследовательским. Автора заинтересовало, является ли красивый почерк показателем интеллекта.

В теоретической части работы освещены материалы учебной литературы и интернет-ресурсов, раскрывающие понятия: почерк, графология, каллиграфия. Учащаяся познакомилась с информацией об исследовании учёными почерков, проводимыми экспериментами. Кроме этого, автор в практической части сделал анализ анкеты, в которой выяснил, как учащиеся 7х классов относятся к своему почерку, интересуются ли данным вопросом. Затем автор проекта собрал информацию об учащихся 5-11 классов, имеющих ровный, красивый почерк и сопоставил её с успеваемостью, посмотрев на почерки знаменитых гениальных людей, сделал вывод о верности или неверности гипотезы.

Значимость работы в том, чтобы школьники обратили внимание на свой почерк, результаты исследования помогут выяснить, есть ли связь между почерком и интеллектом. Продуктом работы является информационный буклет.





















Содержание


Аннотация наставника……………………………………………………………………….2

Введение………………………………………………………………………………………4

1.Теоретическая часть

1.1. Что такое почерк?..............................................................................................................5

1.2.Графология………………………………………………………………………………..6

1.3.Каллиграфия………………………………………………………………………………7

1.4.Советский эксперимент о работе над почерком школьников…………………………8

1.5.Исследования учёных о взаимосвязи интеллекта и каллиграфии…………………….9

2.Практическая часть

2.1. Результаты анкетирования…………………………………………………………….10

2.2.Анализ почерка учащихся и их успеваемости………………………………………...10

2.3.Анализ почерка знаменитых людей……………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………………………..12

Список использованной литературы………………………………………………………13

Приложение……………………………………………………………………………...14- 18



















Введение

«Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь учат в школе…», – так поётся в знаменитой песне. Всех нас в начальной школе обучают письму. Всем одинаково показывают, как пишутся буквы. Есть стандарт, как выглядят прописные и строчные буквы. Но каждый из нас обладает своим неповторимым почерком. Он абсолютно индивидуальный у всех, как отпечатки пальцев, голос. Почему так получается? Почему, обучаясь у одного учителя, по одному шаблону, люди пишут по-разному. Это довольно интересно. Много самых разных исследований, отчего зависит почерк человека и как он его характеризует. Об этом я нашла довольно много материала. Но я обратила внимание ещё на то, что у моей одноклассницы очень красивый почерк, и учится она отлично. А есть ребята, у которых почерк очень неразборчивый, и успеваемость плохая, может, это как-то взаимосвязано? Мне стало интересно попробовать выяснить: связаны ли почерк и интеллект, другими словами, обязательно ли человек, имеющий красивый почерк, умный. Думаю, выяснить это было бы многим интересно, поэтому тему своего проекта могу назвать актуальной.

Тема исследования: Красивый почерк – показатель интеллекта?

Цель: выяснить, связаны ли почерк и интеллект.

Задачи:

1.Найти информацию по теме проекта.

2.Провести анкетирование среди одноклассников

3. Выяснить, кто из учащихся 5-11 классов имеет красивый почерк, и сравнить его с успеваемостью по предметам.

4.Проанализировать почерки гениальных людей.

5.Сделать выводы.

Методы исследования:

1.Теоретический(сбор информации, работа с Интернетом, энциклопедиями)

2.Практический ( наблюдение, статистический учёт, анкетирование).

Предмет исследования:

Тетради учащихся 5-11 классов, табели успеваемости по школе, информация из интернета.

Объект исследования:

Учащиеся 5-11 классов

Практическая значимость: результаты исследования помогут выяснить, есть ли связь между почерком и интеллектом.

Гипотеза: я предполагаю, что красивый почерк- показатель интеллекта.

1. Теоретическая часть.

Как нет людей одинаково говорящих,

так нет людей одинаково пишущих.

Аристотель

    1. Что такое почерк?

ПО́ЧЕРК, -а, муж.

1.Манера писать, характер начертаний букв в письме. Крупный, мелкий, убористый п. Разборчивый п..

2.перен.Индивидуальная манера, характерные черты. Творческий п. художника.

( по словарю Ожегова)

На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых проходит процесс письма.

Основные свойства почерка

-индивидуальность,

-динамическая устойчивость,

-изменчивость.

Индивидуальность почерка – это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Проявление индивидуальности сопутствует формированию почерка. На первом этапе обучению письму ещё нельзя говорить об индивидуальности почерка, так как образ письменных знаков почти полностью соответствует нормам прописи, а автоматизм движений не выработан.













    1. Графология

Графология - это анализ почерка. Он раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв.

По почерку человека можно судить о его профессиональной ориентированности, поведении во время переговоров, совместимости с другими людьми и даже о его потенциальной опасности. Графология надежный помощник в подборе персонала, ведь она помогает выяснить компетенцию и благонадежность кандидата на должность не только по количеству ошибок в тексте.

Неслучайно благодаря почерку можно многое сказать о человеке. Исследователи выделили семь основных характеристик почерка, по которым можно создать психологический портрет. Это размер букв, их наклон и форма, направление почерка, интенсивность нажима, характер написания слов и общая оценка почерка.

Что даёт графология? Для умелой ориентировки в жизненных ситуациях просто необходимо осознать себя и свои возможности. С этой целью, конечно же, можно пройти психологическое тестирование. Так теперь часто поступают при приёме на работу в различных предприятиях и фирмах. Можно поступить и иначе. Проявив определённую настойчивость и желание, можно достаточно быстро овладеть начальными знаниями графолога. Затем использовать их для осознания своих личностных особенностей. Знание графологии позволяет каждому овладеть простейшими методами анализа почерка и применять их на практике. В первую очередь, лучше узнать самого себя, осознать свои качества и, если в этом есть необходимость, внести определённые изменения в свои действия. В случае приобретения чужих писем, записок, подписи других людей мы можем заглянуть на них и выстроить свои отношения.

По сути, нет ни одной стороны в нашей жизни, где бы графологию нельзя было бы применить с пользой. Её можно применить для коррекции отношений начальника с подчинённым, учителя с учеником. Также используется графология при диагностике спортсменов, в криминалистике, при отборе кандидатов на работу и т.д.








1.3.Каллиграфия.

Каллиграфия – это искусство красивого письма. Оно перешло в русский язык из греческого, где было составлено из элементов "каллос" – "красота" и "графо" – "писать". Каллиграфическое письмо действительно очень красиво — одинаковый размер букв, равномерность их наклона и расположения, схожий размер пробелов, общая четкость и разборчивость слов и знаков препинания. Однако красивый почерк – всего лишь приятный бонус к главным достоинствам каллиграфии.

Красивый почерк, в представлении большинства людей, вполне ожидаемо может ассоциироваться с развитыми интеллектуальными способностями. Такая характеристика письма словно говорит о прилежности человека, его вовлеченности в процессы обучения и, конечно, указывает на богатый умственный потенциал. Соответственно, некрасивый почерк вызывает противоположные ассоциации и выводы о деятельности мозга. Но справедливы ли эти суждения с точки зрения науки? Специалисты Университета штата Иллинойс в США полагают, что некрасивый почерк может быть признаком ума.





















1.4.Советский эксперимент.

В 60-е годы в СССР провели эксперимент над детьми, длиной в 6 лет.

Экспериментуемыми стали ученики 4 класса Московской школы. Цель эксперимента: выяснить, как почерк ребенка влияет на его дальнейшую жизнь. 

Каково было удивление учёных после выявления результата!

Графологи попросили детей написать небольшой текст, а после составили характеристику на каждого ребенка на основании его почерка.

Дети с нечитабельным почерком отличались беспокойным характером, отсутствием аккуратности в бытовых вопросах и даже некой агрессивностью по отношению к окружающим.

С половиной числа этих детей начали работать специалисты и корректировать их почерк по специальной методике.

В выпускном классе ученые повторили тест и выяснили, что те дети, которые до сих пор продолжали писать неаккуратно были частыми посетителями милиции, имели выговоры за хулиганское поведение и самые низкие оценки.

Причём это касалось как мальчиков, так и некоторых девочек.

В противовес этой группе учеников, те дети, которым еще в 4 классе помогли исправить почерк и сделать его аккуратным и правильным - участвовали в самодеятельности, были передовиками на общественных работах и окончили школу с хорошими оценками.

Ученым потребовалось целых 6 лет, чтобы подтвердить прямую корреляцию между почерком ребенка и его успешностью в будущем.

Именно поэтому в советских школах повсеместно так много внимания уделяли каллиграфии. 

И сейчас знающие об этом принципе люди следят за тем, чтобы их дети и подопечные учились писать каллиграфическим почерком, дабы обеспечить себе качественный пучок нейронных связей, который поможет проложить мост в счастливое будущее внимательного, аккуратного, умного и успешного Человека.








1.5.Исследования учёных о взаимосвязи интеллекта и каллиграфии

Крупный российский ученый, доктор биологических наук, профессор, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем Сергей Савельев говорит о том, что в результате занятий каллиграфией формируются и развиваются нейронные связи головного мозга, которые не формируются ни при одном ином виде деятельности, даже игре в шахматы.

Особую значимость этого занятия профессор отмечает для детей. Для подрастающего организма очень важна среда, в которой это происходит. Каллиграфия есть тот редкий случай "обогащенной среды", в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей, говорит Савельев.

Заниматься каллиграфией непросто, занятия требуют дисциплинированности, усидчивости, концентрации внимания. Но результат того стоит! Савельев говорит: "У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся, как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. По-другому этого не бывает. К сожалению, те дети, которые   все   время   увлечены   компьютером,   так   и   останутся   на   минимуме   нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные".

Вместе с тем каллиграфия— это еще и вид изобразительного искусства, где имеют значения не только буквы и их начертание, но и все детали – перо, кисти, фактура бумаги. Мы начинаем творить и, погружаясь в процесс, "вытаскиваем" из себя свой творческий потенциал. Особенно это важно для ребенка, который только ищет свой путь.

Может быть, по этой причине каллиграфии учили в советских школах на уроках чистописания, и это был единственный предмет в школе, унаследованный от времён дореволюционной России.

В современной отечественной школе каллиграфии не учат, несмотря на необходимость.





2.Практическая часть

2.1.Анализ анкетирования

Для доказательства предположения было проведено анкетирование среди учащихся 7-х классов. См.приложение 1.В опросе приняли участие 20 человек.

- только 4 из 20 считают свой почерк красивым,

- из тех, кто недоволен своим почерком лишь 7 огорчаются по этому поводу.

- над улучшением своего письма пытаются работать только 9.

-больше половины опрошенных не стараются сделать его лучше, более того, они считают, что вообще не стоит и трудиться над этим, т.е. каждый волен писать так, как он может и хочет, в объяснение приводится и тот факт, что все люди разные и все одинаково ровно писать не могут.

- 2 объясняют своё нежелание улучшать письмо тем, что в жизни это им не пригодится, сейчас можно всё напечатать на компьютере.

- только 5 человек предположили, что почерк и интеллект связаны.

- практически все захотели узнать, связаны ли интеллект и почерк.

2.2.Сравнение почерка и успеваемости учащихся 5-11 классов.

В 5-11 классах МКОУ «Каменская СОШ» обучается 134 ученика.

См. приложение 2.

- только 20 из них имеют ровный, красивый почерк. 37 учатся на «4» и «5».

- 15 из 20 имеют хорошие способности и успевают на «4» и «5».

- 5 из них учатся слабо.

Из 14 учащихся 5-11 классов, чьи тетради были проанализированы, как очень неаккуратные, с неразборчивым почерком, 10 действительно имеют проблемы с обучением, но 4 из них учатся на «4» и «5».

Можно предположить, что в большинстве случаев моя гипотеза верна, но из 37 успевающих хорошо и отлично, только 20 пишут красиво, да и почерк ребёнка формируется долго, иногда он меняется и в течение всей жизни, поэтому я решила ещё сделать наблюдения над почерком взрослых людей.

2.3.Анализ почерка взрослых.

Я обратила внимание, что далеко не у всех наших учителей почерк красивый, но все эти люди получили высшее образование, много лет ведут преподавательскую деятельность, следовательно, в их интеллектуальных способностях не стоит сомневаться.

Ещё хочу обратить внимание на то, что почерки врачей всегда были предметом шуток. Они многие просто не читаемы. Но кто посмеет сомневаться в интеллекте врача, если даже для того, чтобы поступить в Медицинскую академию, необходимы хорошие знания.

В гениальности Пушкина, Дарвина, Менделеева, Энштейна сомневаться не приходится, поэтому я решила посмотреть в интернете на копии их рукописей. Я увидела, что их почерк не только не каллиграфический, но вообще очень неразборчивый. А ещё работая над проектом, я встретила такую информацию, что у умных людей мозг работает быстрее, чем они пишут, то есть рука просто не успевает за мыслями. См.приложение 3.

Из всего рассмотренного и проанализированного могу сделать вывод: красивый почерк - не показатель интеллекта.

Неслучайно Вишакхадатта, драматург 7 века, подметил: «Почерк учёных неразборчив, даже когда они пишут со старанием».
























Заключение


В ходе проведённого исследования, целью которого было выявить связь почеркаи интеллекта, мною был найден материал о почерке, о науке «графологии», которая занимается его исследованием. Я нашла информацию о том, что можно узнать о человеке по почерку, узнала, что этот вопрос давно интересует учёных, что проводились исследования по этой теме. Я нашла интересный советский эксперимент о работе над каллиграфией в школе и связи этой работы с дальнейшим развитием человека. Также я провела сравнительный анализ почерка школьников и их успеваемости, нашла информацию о почерках гениальных людей, это позволило мне сделать свои выводы. Сравнив аккуратные почерки школьников и их успехи в учёбе, я сначала решила, что моя гипотеза верна. Но это всего лишь отчасти. Ведь естественно, что учащиеся школ стараются писать красиво или хотя бы разборчиво, потому что этого требуют преподаватели. А вот когда люди становятся взрослыми, то их письмо никто уже, кроме их самих, не контролирует, поэтому почерк большинства портится. Но это вовсе никак не связано с их интеллектом, большинство талантливых и умных людей не успевали писать за своими гениальными мыслями. Поэтому могу сделать вывод, что моя гипотеза не подтвердилась.


















Список использованной литературы



1.ТолковыйсловарьОжегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.





Ссылки на источники из интернета

1.https://litlife.club/books/275/read?page=164&ysclid=ldysfimn8v596919251( цитата о почерке)

2.https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA+%D1%8D%D1%82%D0%BE+%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&lr=143749&clid=2313439-125&src=suggest_B

3.https://region03.ru/articles/professor-savelev-kalligrafiya-i-mozg.html?ysclid=ldyt5nko16749498226

Каллиграфия и мозг. Лекция Савельев С.В. (НИИ морфологии человека РАМН).

4.Источник: https://region03.ru/articles/professor-savelev-kalligrafiya-i-mozg.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA























Приложение 1


Вопросы анкеты


1)Красивый ли у тебя почерк (ровный, разборчивый)_____________________________

2)Огорчает ли тебя то, как ты пишешь?_________________________________________

3)Делаешь ли ты что-нибудь, чтоб его улучшить?____________________________
4)Должны ли люди писать красиво, разборчиво? Почему?_________________________

5)Считаешь ли ты, что почерк и интеллект человека связаны?_____________________

6) Интересно ли тебе узнать, как связаны интеллект и почерк?_____________________



























Приложение 2



















Учащиеся с плохим почерком



























































Приложение 3

Почерки знаменитых людей

Екатери́на II — императрица и Самодержица Всероссийская (1762—1796). Монарх просвещённого абсолютизма.





Галилео Галилей — итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени.

Александр Сергеевич Пушкин  — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик и теоретик литературы, историк, публицист, журналист.



Карл Маркс -немецкий философ, социолог, экономист, писатель, поэт, политический журналист, лингвист, общественный деятель, историк.





Чарлз Ро́бертДа́рвин — английский натуралист и путешественник, учёный -исследователь одним из первых пришедший к выводу и обосновавший идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют со временем и происходят от общих предков. Создатель теории о происхождении человека.



Энштейн- физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист.






Полный текст материала Проект "Красивый почерк - показатель интеллекта?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ткаченко Ирина Ивановна  Публикатор
01.11.2024 0 57 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК