Урок-игра по истории: Россия на рубеже XVII-XVIII вв. 7 класс


Разработал учитель истории

и обществознания МОБУСОШ №1

г. Новокубанска Краснодарского края

Овчаренко Кирилл Павлович


Тема урока: Итоговое обобщение: Россия и мир на рубеже XVII – XVIII вв.

Класс: 7.

Тип урока: урок-игра (в форме игры “Что? Где? Когда?”).

Форма организации деятельности учащихся: работа в группах.


Цель: Повторение и обобщение изученного материала.


Задачи:

Образовательная: актуализировать знания по истории России периода XVII-XVIII вв.

Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития историко-мировоззренческой и информационно-коммуникативной компетенции учеников.

Воспитательная: создать условия для воспитания у школьников чувства гордости за своих предков, уважения и любви к Родине.


Оборудование:

- карточка с номером команды;

- задания для работы в группах (приложения 1-2);

- раздаточный материал.



Ход урока.


  1. Организационный момент.

Урок проводится в игровой форме. Класс делится на 3-4 команды, по 5-6 человек. Придумываются названия команд детьми. Двое учащихся по выбору учителя составляют жюри. Им заранее предоставляются задания, проверяются учителем. Члены жюри получают необходимый инструктаж. Им предоставляются карточки для фиксирования вариантов ответов команд. После каждого тура они подводят итоги. В заключение игры подводятся итоги, выставляются оценки.


Игра состоит из 3 туров. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Учитель выступает в роли ведущего.


  1. Первый тур: «Личности в истории России».

Командам выдаются бланки (приложение 1) с портретами деятель истории России периода XVII-XVIII вв., на которых они должны проставить правильно имя и фамилию исторического деятеля.

Правильные ответы:

    • Пётр I

    • Суворов А.В.

    • Борис Годунов

    • Екатерина II

    • Павел I

    • Алексей Михайлович

    • Степан Разин

    • Ломоносов М.В.



  1. Второй тур: «Хронологическая последовательность».

Команды получают бланки (приложение 2) с заданием: Запишите в хронологической последовательности русский правителей на протяжении 1700-1800 годов.

Правильные ответы:

    • 1682-1725 гг. Пётр I

    • 1725-1727 гг. Екатерина I

    • 1727-1730 гг. Пётр II

    • 1730-1740 гг. Анна Иоанновна

    • 1340-1741 гг. Анна Леопольдовна и Иван Антонович

    • 1741-1761 гг. Елизавета Петровна

    • 1761-1762 гг. Пётр III

    • 1762-1796 гг. Екатерина II

    • 1796-1801 гг. Павел I




  1. Третий тур: «Исторический Что? Где? Когда?».

Команды получают небольшие листочки, в них они будут прописывать правильные ответы, которые относятся на проверку жюри. На каждый вопрос у учеников есть минута для обсуждения.


Вопросы командам:

1.Этот период в истории России характеризовался: восстаниями, волнениями казаков, интервенцией других государств, частой сменой правителей. Причиной его начала послужили прекращение законной династии русских царей (Рюриковичей) и тяжёлое экономическое положением в стране. Назовите этот период.

Ответ: Смутное время.


2. Настоящее имя этого авантюриста Григорий Отрепьев. Как известно, выдавал он себя за погибшего при невыясненных обстоятельствах в 1991 г. в городе Угличе царевича Дмитрия. А под каким более известным именем он вошёл в историю? Назовите максимально точно.

Ответ: Лжедмитрий I


3. Этим двум героям и руководителям второго ополчения периода Смутного времени и сегодня стоит памятник в центре Москвы. Как их звали?

Ответ: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.


4.В первой половине XVII в. они стали свидетельством бурного развития всероссийского рынка в стране. Самые крупные из них были: Архангельская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская, Нижегородская. Назовите её.

Ответ: Ярмарка.


5. Этот свод законов, изданный в период правления Алексея Михайловича, окончательно закрепостил российское крестьянство. Как он назывался и в каком году был издан.

Ответ: Соборное уложение, 1649 г.


6. Их появление связано с церковной реформой патриарха Никона 1653-1655 годов. Название своё они получили в честь того, что являлись приверженцами старых традиций и обрядов. Кто они?

Ответ: старообрядцы (раскольники).


7. Имея тягу к военному делу, Пётр I создал два «потешных» полка. Именно они впоследствии станут основой будущей армии и гвардии. Как назывались эти два полка?

Ответ: Семёновский и Преображенский.


8. После начала Северной войны Россия оказалась в крайне сложных условиях, так как после её начала сразу же потерпела поражение под Нарвой. Так же российская армия осталась без всей артиллерии. А что приказал сделать Пётр I, чтобы исправить ситуацию?

Ответ: перелить колокола в пушки.


9. Среди всех распоряжений и реформ Петра I, это событие следует выделить особо. Его выполнение потребовало колоссальных материальных затрат, и даже человеческих жертв. Зато государство получило новую столицу. В каком году произошло её основание?

Ответ: 1703г.


10. Правление этого монарха характеризовалось идеями «просвещённого абсолютизма», в основу которого легли мысли таких просветителей как: Монтескье, Дидро, Руссо, Вольтер. Назовите этого российского монарха.

Ответ: Екатерина II.


11. Восстание под его руководством в 1773-1775 гг. стало самым крупным и кровавым за всю историю. Эта крестьянская война потрясла до основания феодально-крепостническую империю Екатерины II, заставив власти искать пути решения крестьянского вопроса. Назовите его.

Ответ: Емельян Пугачёв.


12. Несмотря на всю противоречивость этой фигуры в отечественной истории, нельзя не отметить такие его заслуги как: захват крепости Очаков в 1788 г., создание черноморского казачьего войска, создание черноморского флота, присоединение и освоение Крыма или как его ещё называют – Тавриды. За что он и получил приставку к своей фамилии - Таврический. Назовите его.

Ответ: Потёмкин.


  1. Подведение итогов урока.

Жюри подсчитывает итоговые результаты и оглашает их ученикам. Учитель выставляет оценки.
















Список используемой литературы и Интернет ресурсов:

  1. История России (IX-XXI)/ Под ред. А.Ю. Дворниченко, В.С. Измозика. М., 2005.

  2. История России: с начала XVIII до конца XIX / Под ред. А.Н.Сахаров. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2001.

  3. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

  4. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России.- М.: Правда, 1990.

  5. http://www.picture-shop.ru/page3-a1042.html

  6. http://www.licey1525.ru/gallery/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=9&AJAX_CALL=Y

  7. http://historydumai.ru/?page_id=278

  8. http://knowlg.com/taxonomy/term/11

  9. http://www.bahmatova.ru/index.php?id=7

  10. http://my.mail.ru/community/artpainting/38E945169AE93DC5.html

  11. http://biograf-book.narod.ru/personalii/16/stepan_razin.html

  12. http://nobelru.narod.ru/Lomonosov/1.html


  1. 2. 3. 4.


5. 6. 7. 8.












Запишите в хронологической последовательности русский правителей на протяжении 1700-1800 годов.




























Запишите в хронологической последовательности русский правителей на протяжении 1700-1800 годов.












Полный текст материала Урок-игра по истории: Россия на рубеже XVII-XVIII вв. 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Овчаренко Кирилл Павлович  Ov4arenko
22.03.2012 1 12253 2337

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК