Рабочая программа по обществознанию для 11 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Б-Кочинская СОШ»
"Утверждаю" Директор школы __________А.И.Теплоухова "_____"___________2010 г. |
"Согласовано" Заместитель директора школы по УВР___________ ________________________
|
Рассмотрена на заседании МО Протокол №______ от "_____" ___________2010 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
В 11 КЛАССЕ
Разработал:
учитель истории
и обществознания
Гагарин В.И.
2010 -2011 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова «Программы общеобразовательных учреждений История. Обществознаний 5-11/ М. «Просвещение 2008») Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Из них 6 часов запланированы на проведение зачетов. Дополнений и изменений в программе не имеется. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный зачет (по карточкам, самостоятельные, тестовые, контрольные работы).
Используемый учебно-методический комплект:
1) Человек и общество. Обществознание: часть 2 11 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2003;
3)Методические рекомендации по курсу «Обществознание»: 10-11 классы / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановского. - М.: Просвещение, 2005;
4)Дидактические материалы по курсу «Обществознание»: 10-11 классы / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2006.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основах социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как «социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений: ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения:
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и вседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно - тематический план
Содержание образования по учебному предмету |
Дата проведения урока |
№ п./п. Тематическое планирование |
Цели, вопросы изучаемые на данном уроке |
Формируемые компетенции учащихся, основные термины и понятия |
Контроль (контрольные, проверочные, самостоятельные, практические, лабораторные работы и т.д.) |
Проектная деятельность |
Используемые средства обучения (ИКТ, ТСО, наглядность, дидактический материал) |
Домашнее задание |
РАЗДЕЛ I. На пути к современной цивилизации Тема 1. (Глава I) Страницы истории общества и общественной мысли Соотношение понятий «формация» и «цивилизация». Признаки цивилизации. Цивилизация и культура. Перспективы цивилизационного развития человечества. Особенности древних цивилизаций. Переход от доклассового, дописьменного, догосударственного и до-городского состояния общества к цивилизации. Изменение взаимодействия человека и природы. Вклад народов в достижения цивилизации древности. Единство и взаимосвязь мира древних цивилизаций. Проблема современного понимания древности. Древние цивилизации Европы. Специфические особенности древнегреческой цивилизации: классическое рабство, полис как единство политической структуры и гражданского общества. Достижения древнегреческой культуры. Возникновение философии. Цивилизация эллинизма — своеобразный синтез восточных и античных элементов общества. Гражданские ценности Рима. Римское право. Римское красноречие. Европейская цивилизация эпохи средневековья. Образ жизни и мышления эпохи. Сословия средневекового общества. Характеристика их ценностей. Связи сословий и непреодолимые психологические барьеры между ними. Роль монархии и церкви в средневековом обществе. Город — колыбель новой цивилизации. Переход к индустриальной цивилизации. Предпосылки ускорения общественного прогресса в Европе. Первоначальное накопление и формирование экономического суверенитета собственников. Ценности эпохи Возрождения: гуманизм, свобода личности. Слом духовного единовластия церкви в ходе Реформации. Добродетели раннего капитализма: хозяйственность, бережливость, умеренность. Зарождение и развитие парламентаризма. Значение промышленного переворота и буржуазных революций в переходе к индустриальной цивилизации. Цивилизация России (дискуссии о ее специфике). Российский путь: переломные моменты. Особенности развития России. Крестьянская община. Самодержавие. Роль бюрократии. Православие и его значение. Российская империя. Россия между Востоком и Западом. |
|
1. Введение |
Актуализация необходимых знаний учащихся из курса обществознания в 10 классе, формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы, работать с учебником |
Знание терминов, формирование общих представлений об обществознании |
|
|
|
|
|
2. Парламентский урок (по материалам Законодательного собрания Пермского края)
|
Актуализация необходимых знаний учащихся по избирательному праву и законотворчеству |
Избирательное право, законотворчество, политическое право, пассивное избирательное право, активное избирательное право |
тестирование |
|
ИКТ по материалам ЗС Пермского края |
|
|
|
3.Смысл и направленность общественного развития
|
Может ли историк нам сказать, «как было на самом деле»? Существует ли «лестница» исторического прогресса? Чем отличается формация от цивилизации? Что такое ценности? Бывает ли «бескультурная» цивилизация? |
Основные понятия Цивилизация. Общественно-экономическая формация. Ценности. Стадиальный подход к истории. Цивилизационный подход к истории. Термины Историческая реконструкция. Социальная картина мира. Культурно-исторический тип. |
|
|
|
§ 1 |
|
|
4.Восток и Запад
|
Сколько цивилизаций было в истории? Возможна ли типология цивилизаций? Различия Востока и запада в историческом процессе. Возможна ли встреча миров? |
Основные понятия: ценности Востока, ценности Запада, традиционное общество, мировая цивилизация Термины: Типология, иерархия, теократическое государство |
Составление сравнительной таблицы «Восток и Запад» |
|
|
§ 2. |
|
|
5.Особенности древних цивилизаций
|
Что представляет собой мир древних цивилизаций? Почему понимание этого мира сложно для понимания современным человеком? Как в древности происходил обмен достижениями цивилизации? |
Характеризовать
основные Термины: ритуал, табу
|
|
|
|
§ 3 |
|
|
6.Древние цивилизации Европы
|
Подвести учащихся к пониманию закономерности возникновения западной цивилизации из эллинистической |
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
|
Составить кластер «Эллинизм», таблицу «Полис и государство»
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 4 |
|
|
7.Древние мыслители о мире и человеке
|
Верили ли древние греки в существование кентавров? О чем рассказывают древнеиндийские Веды? Кого древние китайцы считали «благородным мужем»? Хотели бы мы жить в идеальном государстве Платона? |
Основные понятия; мифологическое сознание, закон воздаяния, карма, даосизм, конфуцианство Термины: мифология, ведическая литература, дао |
|
|
|
§ 5, 1-5 |
|
|
8. Зачет № 1
|
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученному разделу, способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ |
Знать основные положения темы. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Уметь работать с тестами. |
Проверочная тестовая работа по подтеме «Страницы истории общества» |
|
|
|
|
|
9.Цивилизации эпохи Средневековья |
Почему средневековое общество отказывало в уважении крестьянам — своим основным кормильцам? Была ли жена рыцаря для него Прекрасной Дамой? О ком говорили в Средние века: он первый среди равных? Чем простонародное христианство отличалось от церковного? Можно ли считать город «могильщиком» средневековой цивилизации? |
Основные понятия: эпоха Средневековья, федеральное общество, вассальные отношения, христианство, сословие Термины: религиозный догмат, теология, корпорация |
|
|
|
§ 6 |
|
|
|
10.Переход к индустриальной цивилизации |
Какие технические изобретения прокладывали дорогу новой цивилизации? Как становились капиталистами? В чем состояла «мирская этика» пуритан? Чем завершалась борьба английского парламента с королем? Буржуазная революция: начало или конец перехода к капитализму? |
Основные понятия: капитал, товар – рабочая сила, парламентаризм Термины: гегемония, внеэкономическое принуждение |
|
|
|
§ 7 |
|
11.Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху |
Кто и с кем подписывает общественный договор? Когда экономические интересы отдельного человека совпадают с интересами общества? Является ли революция средством разрешения общественных противоречий? Как сложились судьбы марксизма в XX в.? Кто такие технократы? |
Основные понятия: разделение властей, труд как источник богатства, социалистический идеал, производительные силы общества, производственные отношения, закон общественного развития Термины: утопия, социология, технократизм, конвергенция |
|
|
|
§ 8 |
|
|
12. Российская цивилизация |
Откуда и куда идет земля Русская? Можно ли понять Россию умом? Менялся ли цивилизаци-онный тип российского общества в ходе исторического развития? Почему послепетровскую Русь исследователи часто называли «расколотой цивилизацией»? Есть ли сегодня западники и славянофилы? |
Основные понятия: национальное самоопределение, общественный раскол, модернизация, интеллигенция Термины: консолидация, официальная идеология, революция сверху
|
|
|
|
§ 9, 6-9 |
|
|
13. Зачет № 2 |
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученному разделу, способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ |
Знать основные положения темы. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Уметь работать с тестами. |
Письменная работа по теме «Страницы истории общества и общественной мысли»
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ II. Современное общество Тема 2. (Глава II). Современный этап мирового цивилизационного развития
Современные цивилизации. Многообразие путей и форм общественного развития. Типы цивилизаций. Особенности развития «традиционного общества». Достижения и противоречия западной цивилизации. Переход к постиндустриальному обществу. Целостность и взаимозависимость современного мира. Наше общество в современном мире. Необходимость обновления общества. Экономический и социально-политический кризис. Пути выхода из кризиса. Глобальные проблемы современности. Происхождение глобальных проблем и их взаимосвязь. Научно-технический прогресс и глобальные проблемы. Угроза экологического кризиса. Проблемы войны и мира в современных условиях. Отставание стран «третьего мира» от развитых государств. Пути разрешения глобальных проблем. |
|
14. Многообразие современного мира |
Почему сохраняется цивилизационное многообразие мира? Каким выглядит сегодня традиционное общество? Выдержит ли Восток натиск ценностей западной цивилизации? Есть ли будущее у индустриального общества? Каким будет мир в постиндустриальную эпоху? Какой путь выбирает Россия? |
Основные понятия: многообразие мира, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, переходный период Термины: историческая среда, аборигены, вестернизация, реформа, гражданское согласие, конституционный порядок |
|
|
|
§ 10 |
|
15.Целостность и противоречия современного мира |
Мы сегодня связаны со всем миром теснее, чем когда-либо: хорошо это или плохо? Какие проблемы ставят под угрозу будущее всего человечества? Решать общие проблемы можно лишь совместными усилиями: готовы ли правительства и народы к такому международному сотрудничеству, что требуется от каждого из нас? |
Основные понятия: глобализация мира, экономическая глобализация, международная торговля, глобальные проблемы, экологический кризис Термины: стандарт потребления, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Всемирный банк |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 11 |
|
|
16.Научно-технический прогресс
|
Дать определение НТП и показать его влияние на жизнь общества |
Основные понятия: научно-технический прогресс, Научно-техническая революция, экологический кризис Термины: техника, технология, ноосфера |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 12, 10-12 |
|
|
17.Зачет № 3 |
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученному разделу, способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ |
Знать основные положения темы. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Уметь работать с тестами. |
Тестирование по теме Современный этап мирового цивилизацион-ного развития |
|
|
|
|
Тема 3. (Глава III). Современная экономика Экономика и ее роль в жизни современного общества. Зависимость уровня жизни от состояния экономики. Производство. Отношения собственности. Многообразие форм собственности. Распределение, его зависимость от форм собственности. Источники доходов различных групп населения. Рыночные отношения в современной экономике Понятие рынка. Различные варианты организации экономической жизни. Роль рынка в экономическом жизни. Закон стоимости. Закон спроса и предложения Рынки товаров, труда и капитала. Рыночный механизм и государственное регулирование. Сущность научно-технической революции. Новый этап НТР, компьютерная революция. Изменение положения человека в процессе производства. Воздействие НТР на различные сферы деятельности. Экологическая угроза. Новое качество экономического роста Социальные последствия НТР. Человек в системе отношений собственности. Изменение в условиях и содержании труда. Отношение человека к труду. Распределение по труду. Возможности увеличения личного дохода. Потребности и потребление. Экономические реформы в нашей стране. Необходимость экономической реформы. Значение перехода к рыночной экономике. Условия перехода к рынку Дискуссия о путях и последствиях перехода к рынку Необходимость создания системы социальной зашить: Обострение кризисной ситуации в экономике. Пути, стабилизации экономики. |
Глава изучается по курсу «Экономика» и изучается самостоятельно |
|||||||
Тема 4. (Глава IV). Социальное развитие Социальная структура общества. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Социальная мобильность. Семья в современном обществе. Тенденции в развитии социальных отношений. Маргиналы и люмпены. Науки и межнациональные отношения. Национальное самосознание. Развитие наций и межнациональных отношений в современном мире. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Социальный статус личности и социальной группы. Оценка общественной значимости тех или иных социальных позиций, занимаемых людьми; авторитет, престиж. Социальные роли человека. Социальные гарантии. Социальные отношения в нашей стране. Изменения социальной структуры общества, происходящие в настоящее время. Новые социальные группы. Понижение статуса интеллектуальных профессий. Правовые предпосылки решений социальных проблем. Социальные программы защиты населения. |
|
18.Социальная структура и социальные отношения
|
Можно ли устранить социальное неравенство? Что помогает занять более высокую социальную позицию в обществе? Утратили ли семейные ценности свое значение в современном мире? Кто такие люмпены и маргиналы? |
Основные понятия: социальная сфера, социальная дифференциация, социальное неравенство, класс, страта, социальная мобильность, семья как социальный институт, социальная политика Термины: социальный лифт, люмпенство, маргиналы, утечка мозгов |
|
|
|
§ 17 |
|
19. Молодежь в современном обществе |
Кого считать молодым? Что означает гражданское совершеннолетие? Новые социальные роли: дополнительные обязанности или возросшие возможности? Сохраняет ли образование свой престиж в глазах молодых? Есть ли будущее у платного образования? Почему сегодня трудно устроиться на работу выпускнику вуза? Молодежная культура: быть похожим или отличаться? |
Основные понятия: молодежь как социальная группа Термины: тинэйджеры, инфантилизм, субкультура, контркультура |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 18 |
|
|
20. Нации и межнациональные отношения
|
Чем обусловлено существование нации? Какую роль в становлении личности и нации играет национальное самосознание? Что характерно для межнациональных отношений в современном мире? В чем причины межнациональных конфлик шов и каковы пути их цивилизованного преодоления? Какой должна быть национальная политика? |
Основные понятия: этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм Термины: геноцид, толерантность |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 19 |
|
|
21. Социальный статус личности
|
Чем определяется наше положение в обществе? Прав ли был Шекспир, назвав весь мир театром? Престиж и авторитет — в чем различие? Кто учит «правилам игры»? |
Основные понятия: социальный статус, социальная роль, социализация, социальная адаптация Термины: авторитет, престиж, манипуляция |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 20, 17-20 |
|
|
22.Зачет № 4.
|
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученному разделу, способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ |
Знать основные положения темы. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Уметь работать с тестами. |
Тестирование |
|
|
|
|
Тема 5. (Глава V). Политическая жизнь современного общества Роль политической системы в жизни общества. Структура политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Политический режим. Политическое управление. Правовое государство. Верховенство закона — основополагающий принцип правового государства. Равноправие граждан. Защита прав человека. Взаимная ответственность государства и личности. Разделение властей. Политический монополизм и плюрализм. Формы разрешения политических конфликтов в условиях правового государства. Многопартийность. Парламентская демократия. Парламентаризм — классическая форма представительной демократии. Принцип двойной ответственности парламентариев. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности. Роль избирателя. Критерии оценки предвыборной программы и личных качеств кандидатов в депутаты. Политическая культура. Реформы политической системы в нашей стране. Конституция РФ. Учреждение поста президента. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Обновление избирательной системы. Права и свободы человека и гражданина. Противоречия процесса демократизации политической системы. |
|
23. Политическая система и ее роль в жизни общества |
Почему люди независимо от их социального статуса проявляют живой интерес к политике? Почему, скажем, рядовому инженеру или врачу, рабочему или сельскому труженику небезразлично, кто работает в высшем органе государственной власти? Почему многие часами сидят у экранов телевизоров, наблюдая за парламентскими дебатами, обсуждают законопроекты, участвуют в референдумах, ходят на митинги? |
Основные понятия: политическая система, политическое управление, функции государства, государственный аппарат, политический режим Термины: государственный орган, государственный служащий, компромисс, консенсус |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 21 |
|
24. Правовое государство и гражданское общество |
Почему люди хотят жить в правовом государстве? Какими правами обладает каждый человек и как он может их защитить? Каким образом гражданин может повлиять на развитие гражданского общества и как в нем организована публичная власть? |
Основные понятия: государство, президентская республика, парламентская республика, права человека, правовое государство, гражданское общество, местное самоуправление, защита прав Термины: декларация, референдум |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 22. |
|
|
25. Отрасли российского права: основные понятия и нормы |
Какие виды общественных отношений и как регулируют конституционное, административное, гражданское и другие отрасли российского права? Имеют ли права по российскому законодательству несовершеннолетние? Какие виды юридической ответственности возложены на совершеннолетних и почему? |
Основные понятия: конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право Термины: обязательство, поощрение, сделка, договор |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 23. |
|
|
26. Демократия |
Что такое демократия? В чем ее достоинства и недостатки? Может ли и как российская молодежь способствовать утверждению демократии в стране? |
Основные понятия: демократия, представительная демократия, непосредственная (прямая) демократия, политический плюрализм, многопартийность, партийная система, парламентаризм, референдум Термины: свобода, равенство |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 24. |
|
|
27. Политический статус личности |
Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Зависит ли от каждого из нас выбор компетентных и честных политиков? Любой ли человек может стать политическим лидером? Каковы возможные пути политического совершенствования личности? |
Основные понятия: политический статус личности, демократическая политическая культура, политический лидер Термины: политическая роль, популизм, охлократия, политический маркетинг, политический имидж |
|
|
Мультимедийная презентация по теме |
§ 25., 21-25 |
|
|
28. Зачет № 5 |
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученному разделу, способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ |
Знать основные положения темы. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Уметь работать с тестами. |
Проверочная работа по параграфам 21-25 |
|
|
|
|
Тема 6. (Глава VI). Духовные ценности современного общества Духовная культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство в культуре. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этика науки. Образование. Религия в современном мире. Понятие религии. Многообразие-религий. Роль религии в России и современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности. Духовный мир личности. Интеграция личности в системе национальной и мировой культуры. Духовные ценности. |
|
29. Духовная культура |
Как накапливаются культурные ценности? Творцы культуры: кто они? Что читают, слушают и смотрят широкие массы? Нужна ли обществу элитарная культура? Как сохранить отечественные культурные ценности? |
Основные понятия: Культура. Духовная культура. Материальная культура. Культурная традиция. Новаторство в культуре. Массовая культура. Элитарная культура. Национальная культура. Интернационализация культуры. Диалог культур. «Экранная культура». Термины Поп-культура. Кич. Культурный ландшафт. Национальная идея. |
|
|
|
§ 26 |
|
30. Наука, образование, искусство |
Есть ли разница между этическими нормами обычного человека и ученого? Почему образование приобретает все большую ценность в современном обществе? Можно ли прожить без искусства? Зачем физику знание живописи, а художнику — математики? |
Основные понятия: форма культуры, этика науки, гуманизация, гуманитаризация, интернационализация, интернализация образования, искусство Термины: авторское право, социокультурная среда, эстетика |
|
|
|
§ 27 |
|
|
31. Религия в современном мире |
Почему в современной России становится все больше верующих? Справедлива ли русская народная пословица «Бог один, да молельщики неодинаковы»? Совпадают ли десять заповедей с современными нравственными нормами? Будет ли XXI век временем преобладания ислама? |
Основные понятия: Религия. Религиозное мышление. Мировые религии. Буддизм. Христианство. Ислам. Нравственные заповеди. Веротерпимость. Свобода совести. Термины Нирвана. Исламизация. Религиозные конфессии. |
|
|
|
§ 28 |
|
|
32. Средства массовой информации и культура |
Почему современный человек чаще смотрит телевизор, чем читает книгу? Все ли газеты вредно читать перед обедом? Содействуют или препятствуют прогрессу культуры средства массовой информации? |
Термины Массовая коммуникация. Средства массовой информации. Средства массового воздействия. Технические средства коммуникации. |
|
|
|
§29 |
|
|
33. Духовный мир человека |
Есть ли кормчий у корабля по имени личность? Когда мы становимся инициативными? Почему в обществе так ценятся люди, наделенные чувством ответственности? Интеллигент и интеллектуал: можно ли поставить знак равенства? |
Основные понятия: духовный мир, духовность, сознание, инициатива, ответственность, интеллект, интеллигентность Термины: достижения, удовлетворенность, притязания, микрокосмос |
|
|
|
§30 |
|
|
34. Путь к духовной личности |
Что мешает духовному развитию личности? Нужно ли пройти через трудности, чтобы обрести духовную силу? Что может дать человеку чувство свободы и уверенности? Обладаем ли мы социальным мышлением? |
Основные понятия Реальная личность. Социальное мышление. Менталитет. Термины Двойная блокада. Кросскультурные исследования. Харизматический лидер. |
|
|
|
§31, 26-31 |
|
|
35. Итоговый зачет № 6. |
Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изученному разделу, способствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ЕГЭ |
Знать основные положения темы. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Уметь работать с тестами. |
Тестирование на электронном тренажере |
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гагарин Василий Иванович
→ Ягморт 11.09.2011 1 4154 1048 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.