Рабочая программа по истории; 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Фокино»
Согласовано на Методическом совете
протокол №1 от_28.08.2019
зам.директора по УВР
И.А.Валяева_________________
Утверждаю:_______________
Директор МБОУ «СОШ №1 г.Фокино» О.В. Попович
Приложение №1 к приказу №265 от 28.08.2019г.
Рассмотрена на заседании
МО гуманитарного цикла
Протокол № 1от 27.08.2019
__________________________
(Подпись руководителя МО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА
количество часов – 68 (2 часа в неделю)
разработана учителем Шуповой Т.В.
срок реализации 1 год
2019-2020 уч.год
Рабочая программа по истории для 5 класса разработана в соответствии со следующими документами:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 18 97 от 17.12.2010 г.);
-
Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «СОШ №1 г.Фокино» (приложение №2 к приказу № 222 от 01.09.2015 г., приложение № 2 к приказу № 224 от 28.08.2019 г.)
-
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол № 1/15 от 08.04.2015 г. )
-
Примерной программы основного общего образования по истории (Просвещение,2010) и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2015г.
-
Историко-культурного стандарта.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5х классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Цели курса истории 5 класса:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
1. формирование исторического мышления учащихся;
2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Учебный план школы выделяет в 5 классе – 68 ч (2 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение
Всеобщая история.История Древнего мира.5 класс : учеб.для общеобразоват. организаций/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая, под ред.А.А.Искандерова .- 6-е изд.-М.:Просвещение , 2016.-303 с.:ил,карт.
Тесты по истории Древнего мира.Ю.И. Максимов.
Контурные карты.История Древнего мира.5 класс .ФГОС
Атлас.История Древнего мира.5 класс.ФГОС
Презентации к курсу истории 5 класс
Материально – техническое обеспечение:
Компьютер
Текущий контроль: тест, проверочные работы. В конце триместра – тест.
Промежуточная итоговая аттестация – тест.
Годовую работу считать промежуточной итоговой аттестацией.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты изучения
истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Предметные результаты изучения
истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
-уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников историии культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимсяфрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
I Раздел «Что изучает история» призван способствовать приобретению знаний об исторических источниках и фактах, о жизни первобытных людей. Занятия и орудия труда. Возникновение искусства и религиозных верований. Он служит базой для всего дальнейшего изучения истории.
II Раздел «Древний Восток» нацелен на формирование представлений о соседской общине, переходе от собирательства к земледелию и скотоводству, развитии ремесла, зарождении неравенства и знаний. Знакомит школьников с жизнью людей в Древнем Египте, Передней Азии, Индии и Китае.
III Раздел «Древняя Греция» позволяет расширить систему сведений о природных условиях Древней Греции, населении, его занятиях и древнейших государствах (Крит, Микены).
IV Раздел «Древний Рим» призван способствовать приобретению знаний обприродныхусловиях и населении древней Италии. Возникновение Римской республики. Падение Западной Римской империи.
В соответствии с учебным планом программа предполагает также обобщающие уроки по отдельным разделам, повторению всего изученного за курс «История Древнего мира», которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за формированием УУД учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).
Что изучает история(7ч)
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток (20 часов)
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.
Культурное наследие Древнего Востока.цивилизаций
Древняя Греция (21 час)
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед.Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим (18 часов)
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Промежуточная итоговая аттестация – тест – 1 час.
Итоговое повторение (1 час)
Тематическое планирование
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Что изучает история |
7 |
2 |
Древний Восток |
20 |
3 |
Древняя Греция |
21 |
4 |
Древний Рим |
18 |
5 |
Промежуточная итоговая аттестация |
1 |
6 |
Итоговое повторение |
1 |
4.Календарно-тематическое планирование.
№ п\п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Дата |
|
план |
факт |
|||
1 |
Введение. Что изучает история. |
1 |
|
|
2 |
Древнейшие люди. |
1 |
|
|
3 |
Родовые общины охотников и собирателей. |
1 |
|
|
4 |
Возникновение искусства и религиозных верований. |
1 |
|
|
5 |
Возникновение земледелия и скотоводства. |
1 |
|
|
6 |
Появление неравенства и знати. |
1 |
|
|
7 |
Счет лет в истории. |
1 |
|
|
8 |
Государство на берегах Нила. |
1 |
|
|
9 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. |
1 |
|
|
10 |
Жизнь египетского вельможи. |
|
|
|
11 |
Военные походы фараонов. |
1 |
|
|
12 |
Религия древних египтян. |
1 |
|
|
13 |
Искусство Древнего Египта. |
1 |
|
|
14 |
Письменность и знания древних египтян. |
1 |
|
|
15 |
«Древний Египет».Тест. |
1 |
|
|
16 |
Древнее Двуречье. |
1 |
|
|
17 |
Вавилонский царь Хаммурапи, его законы. |
1 |
|
|
18 |
Финикийские мореплаватели. |
1 |
|
|
19 |
Библейские сказания. |
1 |
|
|
20 |
Древнееврейское царство. |
1 |
|
|
21 |
Ассирийская держава. |
1 |
|
|
22 |
Персидская держава «царя царей». |
1 |
|
|
23 |
Природа и люди Древней Индии. |
1 |
|
|
24 |
Индийские касты. |
1 |
|
|
25 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций. |
1 |
|
|
26 |
Первый властелин единого Китая. |
1 |
|
|
27 |
«Открытия и изобретения народов Древнего Востока». |
1 |
|
|
28 |
Греки и критяне. |
1 |
|
|
29 |
Микены и Троя. |
1 |
|
|
30 |
Поэма Гомера «Илиада». |
1 |
|
|
31 |
Поэма Гомера «Одиссея». |
1 |
|
|
32 |
Религия древних греков. |
1 |
|
|
33 |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. |
1 |
|
|
34 |
Зарождение демократии в Афинах |
1 |
|
|
35 |
Древняя Спарта |
1 |
|
|
36 |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей |
1 |
|
|
37 |
Олимпийские игры в древности |
1 |
|
|
38 |
Победа греков над персами в Марафонской битве |
1 |
|
|
39 |
Нашествие персидских войск |
1 |
|
|
40 |
В гаванях афинского порта Пирей |
1 |
|
|
41 |
В городе богини Афины |
1 |
|
|
42 |
В афинских школах и гимнасиях |
1 |
|
|
43 |
В афинском театре |
1 |
|
|
44 |
Афинская демократия при Перикле |
1 |
|
|
45 |
Города Эллады подчиняются Македонии |
1 |
|
|
46 |
Поход Александра Македонского на Восток |
1 |
|
|
47 |
В Александрии Египетской |
1 |
|
|
48 |
«Древняя Греция».Тест. |
1 |
|
|
|
Раздел 4 Древний Рим |
1 |
|
|
49 |
Древнейший Рим |
1 |
|
|
50 |
Завоевание Римом Италии |
1 |
|
|
51 |
Устройство Римской республики |
1 |
|
|
52 |
Устройство Римской республики |
1 |
|
|
53 |
Вторая война Рима с Карфагеном |
1 |
|
|
54 |
Установление господства Рима во всем Средиземноморье |
1 |
|
|
55 |
Рабство в Древнем Риме |
1 |
|
|
56 |
Рабство в Древнем Риме |
1 |
|
|
57 |
Земельный закон братьев Гракхов |
1 |
|
|
58 |
Восстание Спартака |
1 |
|
|
59 |
Единовластие Цезаря |
1 |
|
|
60 |
Установление империи |
1 |
|
|
61 |
Соседи Римской империи |
1 |
|
|
62 |
В Риме при императоре Нероне |
1 |
|
|
63 |
Первые христиане и их учение. |
1 |
|
|
64 |
Расцвет империи во II веке н.э. |
1 |
|
|
65 |
Вечный город и его жители |
1 |
|
|
66 |
Римская империя при Константине. |
1 |
|
|
67 |
Взятие Рима варварами |
1 |
|
|
68 |
Тест в рамках промежуточной итоговой аттестации. |
1 |
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
Методические пособия:
-
Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. — М.: Просвещение, 2016.
-
Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2017.
-
Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. – М. : ВАКО, 2017
-
Зверева Л.Н., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
-
Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012
-
Г.А.Цветкова Дидактические материалы по истории Древнего мира. - М., «Владос –пресс» 2004
Список литературы для учителя
-
Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
-
Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. -СПб., 1994.
-
Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. —М., 2005.
-
Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. — М., 2008.
-
История Востока. В 6т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
-
История Древней Греции: учеб. / под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. — М., 1972.
-
Никольский В. К. Детство человечества / В. К. Никольский. — Ленинград, 1939.
-
Немировский А. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
-
Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта/ Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.
10. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер. с венг. — М., 1990.
10. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. - М., 2010.
Список дополнительной литературы для обучающихся:
Учебные пособия:
-
Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2010 – 2012 гг.
Литература для дополнительного чтения по истории Древнего мира. 5 класс:
-
Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира.5 класс
-
Энциклопедия для детей. Аванта+, Всеобщая история, часть 1
Интернет ресурсы
-
Яndex-энциклопедии.- http://encycl.yandex.ru
-
Рубрикон. - http://www.rubricon.ru/
-
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.- http://www.megabook.ru/
-
http://www.lib.ru - Библиотека Максима Мошкова
-
Каталог археологических ресурсов -http://www.archaeology.ru/
-
Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki
-
Мифологическая энциклопедия - http://www.myfhology.narod.ru/
-
Всемирная история - http://historic.ru/
-
Древний мир - http://err.h18.ru/error500.shtml
-
http://www.rusedu.ru – презентации по истории Древнего мира
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шупова Татьяна Владимировна
→ Публикатор 22.10.2019 0 5644 123 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.