Рабочая программа по истории; 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Фокино»

 

 

Согласовано на Методическом совете

протокол №1 от_28.08.2019

зам.директора по УВР

И.А.Валяева_________________

Утверждаю:_______________

Директор МБОУ «СОШ №1 г.Фокино» О.В. Попович

Приложение №1 к приказу №265 от 28.08.2019г.

Рассмотрена на заседании

МО гуманитарного цикла

Протокол № 1от 27.08.2019

 

__________________________

(Подпись руководителя МО)

 

 


 


 


 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

количество часов – 68 (2 часа в неделю)

разработана учителем Шуповой Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

срок реализации 1 год

2019-2020 уч.год

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории для 5 класса разработана в соответствии со следующими документами:

 

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 18 97 от 17.12.2010 г.);

  • Основная образовательная программа основного общего образования ФГОС ООО МБОУ «СОШ №1 г.Фокино» (приложение №2 к приказу № 222 от 01.09.2015 г., приложение № 2 к приказу № 224 от 28.08.2019 г.)

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол № 1/15 от 08.04.2015 г. )

  •  Примерной программы основного  общего образования  по истории (Просвещение,2010)   и   авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательство «Просвещение», 2015г.

  • Историко-культурного стандарта.

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

 В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

         Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5х классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.


 

Цели курса истории 5 класса:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

1.    формирование исторического мышления учащихся;

2.    развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;

3.    формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

4.    формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;

5.    формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

6.    формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;

7.    формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).

Общая характеристика учебного предмета.

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Учебный план школы выделяет в 5 классе – 68 ч (2 часа в неделю).

Учебно-методическое обеспечение

Всеобщая история.История Древнего мира.5 класс : учеб.для общеобразоват. организаций/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая, под ред.А.А.Искандерова .- 6-е изд.-М.:Просвещение , 2016.-303 с.:ил,карт.

Тесты по истории Древнего мира.Ю.И. Максимов.

Контурные карты.История Древнего мира.5 класс .ФГОС

Атлас.История Древнего мира.5 класс.ФГОС

Презентации к курсу истории 5 класс

Материально – техническое обеспечение:

Компьютер

Текущий контроль: тест, проверочные работы. В конце триместра – тест.

Промежуточная итоговая аттестация – тест.

Годовую работу считать промежуточной итоговой аттестацией.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты изучения

истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Предметные результаты изучения

истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

-уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников историии культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимсяфрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

I Раздел «Что изучает история» призван способствовать приобретению знаний об исторических источниках и фактах, о жизни первобытных людей. Занятия и орудия труда. Возникновение искусства и религиозных верований. Он служит базой для всего дальнейшего изучения истории.

II Раздел «Древний Восток» нацелен на формирование представлений о соседской общине, переходе от собирательства к земледелию и скотоводству, развитии ремесла, зарождении неравенства и знаний. Знакомит школьников с жизнью людей в Древнем Египте, Передней Азии, Индии и Китае.

III Раздел «Древняя Греция» позволяет расширить систему сведений о природных условиях Древней Греции, населении, его занятиях и древнейших государствах (Крит, Микены).

IV Раздел «Древний Рим» призван способствовать приобретению знаний обприродныхусловиях и населении древней Италии. Возникновение Римской республики. Падение Западной Римской империи.

В соответствии с учебным планом программа предполагает также обобщающие уроки по отдельным разделам, повторению всего изученного за курс «История Древнего мира», которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за формированием УУД учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).

Что изучает история(7ч)

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (20 часов)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие Древнего Востока.цивилизаций

Древняя Греция (21 час)

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед.Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

Древний Рим (18 часов)

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Промежуточная итоговая аттестация – тест – 1 час.

Итоговое повторение (1 час)

Тематическое планирование

 

Название раздела

Кол-во часов

1

Что изучает история

7

2

Древний Восток

20

3

Древняя Греция

21

4

Древний Рим

18

5

Промежуточная итоговая аттестация

1

6

Итоговое повторение

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Календарно-тематическое планирование.

 

п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

план

факт

1

Введение. Что изучает история.

1

 

 

2

Древнейшие люди.

1

 

 

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

 

 

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

 

 

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

 

 

6

Появление неравенства и знати.

1

 

 

7

Счет лет в истории.

1

 

 

8

Государство на берегах Нила.

1

 

 

9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

 

 

10

Жизнь египетского вельможи.

 

 

 

11

Военные походы фараонов.

1

 

 

12

Религия древних египтян.

1

 

 

13

Искусство Древнего Египта.

1

 

 

14

Письменность и знания древних египтян.

1

 

 

15

«Древний Египет».Тест.

1

 

 

16

Древнее Двуречье.

1

 

 

17

Вавилонский царь Хаммурапи, его

законы.

1

 

 

18

Финикийские мореплаватели.

1

 

 

19

Библейские сказания.

1

 

 

20

Древнееврейское царство.

1

 

 

21

Ассирийская держава.

1

 

 

22

Персидская держава «царя царей».

1

 

 

23

Природа и люди Древней Индии.

1

 

 

24

Индийские касты.

1

 

 

25

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

 

 

26

Первый властелин единого Китая.

1

 

 

27

«Открытия и изобретения народов Древнего Востока».

1

 

 

28

Греки и критяне.

1

 

 

29

Микены и Троя.

1

 

 

30

Поэма Гомера «Илиада».

1

 

 

31

Поэма Гомера «Одиссея».

1

 

 

32

Религия древних греков.

1

 

 

33

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

 

 

34

Зарождение демократии в Афинах

1

 

 

35

Древняя Спарта

1

 

 

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

 

 

37

Олимпийские игры в древности

1

 

 

38

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

 

 

39

Нашествие персидских войск

1

 

 

40

В гаванях афинского порта

Пирей

1

 

 

41

В городе богини Афины

1

 

 

42

В афинских школах и гимнасиях

1

 

 

43

В афинском театре

1

 

 

44

Афинская демократия при Перикле

1

 

 

45

Города Эллады подчиняются Македонии

1

 

 

46

Поход Александра Македонского на Восток

1

 

 

47

В Александрии Египетской

1

 

 

48

«Древняя Греция».Тест.

1

 

 

 

Раздел 4 Древний Рим

1

 

 

49

Древнейший Рим

1

 

 

50

Завоевание Римом Италии

1

 

 

51

Устройство Римской республики

1

 

 

52

Устройство Римской республики

1

 

 

53

Вторая война Рима с Карфагеном

1

 

 

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

 

 

55

Рабство в Древнем Риме

1

 

 

56

Рабство в Древнем Риме

1

 

 

57

Земельный закон братьев Гракхов

1

 

 

58

Восстание Спартака

1

 

 

59

Единовластие Цезаря

1

 

 

60

Установление империи

1

 

 

61

Соседи Римской империи

1

 

 

62

В Риме при императоре Нероне

1

 

 

63

Первые христиане и их учение.

1

 

 

64

Расцвет империи во II веке н.э.

1

 

 

65

Вечный город и его жители

1

 

 

66

Римская империя при Константине.

1

 

 

67

Взятие Рима варварами

1

 

 

68

Тест в рамках промежуточной итоговой аттестации.

1

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:

Методические пособия:

  1. Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: кл. — М.: Просвещение, 2016.

  2. Максимов Ю. И.  Тесты  по  истории  Древнего  мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. — М., 2017.

  3. Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. – М. : ВАКО, 2017

  4. Зверева Л.Н., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

  5. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012

  6. Г.А.Цветкова  Дидактические материалы по истории Древнего мира. - М., «Владос –пресс» 2004

Список литературы для учителя

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.

  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. -СПб., 1994.

  3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. —М., 2005.

  4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. — М., 2008.

  5. История Востока. В 6т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.

  6. История Древней Греции: учеб. / под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокщанина, Н. Н. Пикуса. — М., 1972.

  7. Никольский В. К.      Детство     человечества / В. К. Никольский. — Ленинград, 1939.

  8. Немировский А. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.

  9. Мерри X.  Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта/ Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.

10.        Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер. с венг. — М., 1990.

10. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. - М., 2010.
Список дополнительной литературы для обучающихся:

Учебные пособия: 

  1. Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2010 – 2012 гг.

Литература для дополнительного чтения по истории Древнего мира. 5 класс:

  1. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира.5 класс

  2. Энциклопедия для детей. Аванта+, Всеобщая история, часть 1

Интернет ресурсы

  1. Яndex-энциклопедии.-  http://encycl.yandex.ru 

  2. Рубрикон. - http://www.rubricon.ru/ 

  3. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.-  http://www.megabook.ru/

  4. http://www.lib.ru  -  Библиотека Максима Мошкова

  5. Каталог археологических ресурсов -http://www.archaeology.ru/

  6. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki

  7. Мифологическая энциклопедия - http://www.myfhology.narod.ru/

  8. Всемирная история - http://historic.ru/

  9. Древний мир - http://err.h18.ru/error500.shtml

  10. http://www.rusedu.ru – презентации по истории Древнего мира

 


Полный текст материала Рабочая программа по истории; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шупова Татьяна Владимировна  Публикатор
22.10.2019 0 452 18

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0