Рабочая программа по истории; 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского
муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» |
«Согласовано» |
«Утверждаю»
|
на заседании ШМО Руководитель ШМО _______ М.Ф.Сиразова Протокол №1 от 29.08.19 г.
|
Заместитель директора по УВР
_______ А.Ф. Файзраханова Прот. п/с №1 от 291.08.2019 г |
Директор школы ______ И.И.Фахрутдинов
Приказ № 186 от 31.08.2019 г. |
Рабочая программа
по истории для 5 класса
Составитель:
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Гафарова Амина Дамировна
н. п. жд. ст. Каратун
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 (с изменениями на 8 апреля 2015 года; с изменениями от 31 декабря 2015г. №1577);
-
Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира».
-
Основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2017 – 2022 годы.
-
Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан на 2019 – 2020 учебный год (утвержденного решением педагогического совета, Протокол №1от 29.08.2019; Приказ № 186 от 31.08.2019 года);
-
Годового календарного учебного графика МБОУ «Каратунская СОШ» на 2019 – 2020 учебный год.
Место учебного курса: по учебному плану МБОУ «Каратунская СОШ» на 2019-2020 учебный год на изучение «история» в 5 классе отводится 70 часов: 2 часа в неделю.
Освоение образовательной программы по истории завершается промежуточной аттестацией. Её форма определяется на педагогическом совете по итогам 3 четверти проводимой в форме выставления годовой оценки или тестирования.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : учеб.дляобщеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2015.
2. Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Электронный ресурс] : электрон.прил. к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М. : Просвещение, 2015. – 1 электрон.опт. диск (CD-ROM).
3. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2015.
4. Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим / Г. И. Годер. – М. : Просвещение, 2015
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
• Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• давать характеристику общественного строя древнихгосударств;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
• видеть проявления влияния античного искусствав окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Личностные результаты:
-
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
-
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
-
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
-
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
-
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
-
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) Использование элементов причинно-следственного анализа;
2) Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета
5 класс Всеобщая история
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
||
план |
Факт.
|
|||||
|
Введение (2ч) |
|
||||
1 |
Введение. Что изучает история. Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. |
1 |
3.09 |
|
|
|
2 |
Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. |
1 |
7.09 |
|
|
|
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч) |
||||||
Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
||||||
3 |
Древнейшие люди. Расселение древнейшего человека. |
1 |
11.09 |
|
|
|
4 |
Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Родовые общины охотников и собирателей. |
1 |
13.09 |
|
|
|
5 |
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. |
1 |
18.09 |
|
|
|
Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) |
||||||
6 |
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. |
1 |
20.09 |
|
|
|
7 |
От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Появление неравенства и знати |
1 |
25.09 |
|
|
|
8 |
Возникновение древнейших цивилизаций. Древний мир:понятие и хронология. Карта Древнего мира. |
1 |
27.09 |
|
|
|
9 |
Обобщающее повторение |
1 |
2.10 |
|
|
|
Раздел II. Древний Восток (20 ч) |
||||||
Древний Египет (8 ч) |
||||||
10 |
Древний Египет. |
1 |
4.10 |
|
|
|
11 |
Условия жизни и занятия населения . Как жили земледельцы и ремесленники в Египте . Рабы. |
1 |
9.10 |
|
|
|
12 |
Управление государством (фараон, чиновники). |
1 |
11.10 |
|
|
|
13 |
Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. |
1 |
16.10 |
|
|
|
14 |
Религиозные верования египтян. Жрецы. |
1 |
18.10 |
|
|
|
15 |
Искусство Древнего Египта. Храмы и пирамиды. |
1 |
23.10 |
|
|
|
16 |
Познания древних египтян. Письменность |
1 |
25.10 |
|
|
|
17 |
Самостоятельная работа по теме «Древний Египет» |
1 |
30.10 |
|
|
|
Западная Азия в древности (7 ч) |
||||||
18 |
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. |
1 |
8.11 |
|
|
|
19 |
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. |
1 |
13.11 |
|
|
|
20 |
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. |
1 |
15.11 |
|
|
|
21 |
Палестина: расселение евреев. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания |
1 |
20.11 |
|
|
|
22 |
Израильское царство. Занятия населения. |
1 |
22.11 |
|
|
|
23 |
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. |
1 |
27.11 |
|
|
|
24 |
Персидская держава: военные походы, управление империей. |
1 |
29.11 |
|
|
|
Индия и Китай в древности (5 ч) |
||||||
25 |
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. |
1 |
4.12 |
|
|
|
26 |
Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Индийские касты |
1 |
6.12 |
|
|
|
27 |
Древний Китай. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена. Чему учил китайский мудрец Конфуций |
1 |
11.12 |
|
|
|
28 |
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Первый властелин единого Китая |
1 |
13.12 |
|
|
|
29 |
Обобщающее повторение |
1 |
18.12 |
|
|
|
Раздел III. Древняя Греция (20 ч) |
||||||
Древнейшая Греция (5 ч.) |
||||||
30 |
Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Греки и критяне |
1 |
20.12 |
|
|
|
31 |
Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. Микены и Троя |
1 |
25.12 |
|
|
|
32 |
Поэмы Гомера «Илиада» |
1 |
10.01.18 |
|
|
|
33 |
Поэмы Гомера «Одиссея» |
1 |
15.01 |
|
|
|
34 |
Верования древних греков. Сказания о богах и героях. |
1 |
17.01 |
|
|
|
Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч) |
||||||
35 |
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. |
1 |
22.01 |
|
|
|
36 |
Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. |
1 |
24.01 |
|
|
|
37 |
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. |
1 |
29.01 |
|
|
|
38 |
Великая греческая колонизация. |
1 |
31.01 |
|
|
|
39 |
Спортивные состязания; Олимпийские игры. |
1 |
5.02 |
|
|
|
40 |
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков |
1 |
7.02 |
|
|
|
41 |
Контрольная работа по теме Древняя Греция |
1 |
12.02 |
|
|
|
Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч) |
||||||
42 |
Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. В гаванях афинского порта Пирей. |
1 |
14.02 |
|
|
|
43 |
В городе богини Афины |
1 |
19.02 |
|
|
|
44 |
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура.Быт и досуг древних греков. Театр. |
1 |
21.02 |
|
|
|
45 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности |
1 |
26.02 |
|
|
|
46 |
Афинская демократия при Перикле |
1 |
28.02 |
|
|
|
Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч) |
||||||
47 |
Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. Период эллинизма. Македонские завоевания. |
1 |
5.03 |
|
|
|
48 |
Держава Александра Македонского и ее распад. |
1 |
7.03 |
|
|
|
49 |
Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. В Александрии Египетской |
1 |
12.03 |
|
|
|
50 |
Обобщающее повторение |
1 |
14.03 |
|
|
|
Раздел IV. Древний Рим (18 ч) |
||||||
Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
||||||
51 |
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. |
1 |
19.03 |
|
|
|
52 |
Завоевание Римом Италии. |
1 |
21.03 |
|
|
|
53 |
Римская республика . |
1 |
2.04 |
|
|
|
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
||||||
54 |
Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. |
1 |
4.04 |
|
|
|
55 |
Установление господства Рима в Средиземноморье |
1 |
9.04 |
|
|
|
56 |
Рабство в Древнем Риме |
1 |
11.04 |
|
|
|
Гражданские войны в Риме (4 ч) |
||||||
57 |
Реформы Гракхов |
1 |
16.04 |
|
|
|
58 |
Восстание Спартака |
1 |
18.04 |
|
|
|
59 |
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. |
1 |
23.04 |
|
|
|
60 |
Установление императорской власти; Октавиан Август. |
1 |
25.04 |
|
|
|
Римская империя в первые века н. э. (5 ч) |
||||||
61 |
Соседи Римской империи |
1 |
30.04 |
|
|
|
62 |
В Риме при императоре Нероне |
1 |
2.05 |
|
|
|
63 |
Возникновение и распространение христианства. |
1 |
7.05 |
|
|
|
64 |
Римская империя: территория, управление. |
1 |
9.05 |
|
|
|
65 |
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. «Вечный город» и его жители |
1 |
14.05 |
|
|
|
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (3 ч) |
||||||
66 |
Римская империя при Константине. |
1 |
16.05 |
|
|
|
67 |
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. |
1 |
21.05 |
|
|
|
68 |
Контрольная работа по курсу истории в 5 классе. |
1 |
23.05 |
|
|
|
Итоговое повторение (2 ч) |
||||||
69 |
Защита проектов
|
1 |
28.15 |
|
|
|
70 |
Игра «Семь чудес света». |
1 |
30.05 |
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гафарова Амина Дамировна
→ Публикатор 27.10.2019 0 3548 48 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.