Презентация по обществознанию "Знание и сознание. Самопознание" для 10 класса


Слайд 1
САМОПОЗНАНИЕ Знание и сознание Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка Тверской
Слайд 2
ДУХ Сознание – самостоятел ьная сущность Что первично ДУХ или ПРИРОДА ? матер ия приро да Сознание – свойство высокоорганизов анной материи
Слайд 3
 Сознание есть совокупность идей – индивидуальных или коллективных. В этом значении употребляли термин «сознание» Гегель Сознаниеи– Маркс. присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Слайд 4
• С одной стороны, среда •    «Оружие (общественное бытие) критики не определяет может, конечно, общественное мнение заменить критики (общественное оружием, сознание), а с другой материальная стороны – сила должна быть опрокинута общественное сознание материальной же определяет силой, но теория общественное бытие. В становится истории можно найти материальной силой, как только сколько угодно фактов, она овладевает свидетельствующих в массами». пользу как того, так и ( К.Маркс) другого.
Слайд 5
Предпосылки возникновения сознания: материализм • Свойство отражения, лежащее в основе материи; • Возникает в процессе труда, развивается под действием социокультурной реальности; • Определяющую роль играет практика; • Сердцевина сознания – знание. • Сознание – субъективный образ объективного мира, способность человека выделять себя из окружающего мира. Структура сознания • • • • • познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели
Слайд 6
функции сознания • познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. • творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего • систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную • регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека • Прогностическая - предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.
Слайд 7
Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя оно определяет и и бессознательное. сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт.
Слайд 8
бессознательное имеет три основных уровня: • неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением простейших нужд и потребностей; • процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически; • третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества
Слайд 9
Что такое знание? • Знание – результат познания, неотъемлемая часть сознания; • Знание – не только то, что человек знает, но и то, о чем он в данный момент не думает и не осознает, но может сделать достоянием своего сознания.
Слайд 10
Слайд 11
Структура общественного сознания.  от субъекта: 1) философия;      2) политическое сознание;      3) правовое сознание;      4) мораль;      5) искусство;      6) наука;    Идеология (в широком      7) религия. смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности.  от глубины отражения:  1) общественная психология, обыденное сознание;      2) идеология.      Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.
Слайд 12
Структура общественного сознания.  В зависимости от формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру:  1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);      2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);      3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);      4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);      5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);      6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).      В зависимости от свойства субъекта сознания:      1) индивидуальное сознание;      2) массовое сознание;      3) классовое сознание.
Слайд 13
Признаки массы как субъекта сознания:      1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;      2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер => масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;      3) ситуативность существования;      4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;      5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами. 
Слайд 14
Массовое сознание • совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни; •    За границами массового сознания остаётся великое множество явлений общественного сознания, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (наука, философия).
Слайд 15
Формы выражения и функционирования массового сознания: •  Общественное мнение – состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. • общественное настроение.
Слайд 16
Общественное сознание различных типов общества: • В обществах традиционных искусство, религия и мораль существуют в единстве. • В индустриальном обществе каждая форма общественного сознания достигает максимальной автономии.
Слайд 17
Общественное сознание постиндустриального общества: • В постиндустриальном (информационном) обществе прежняя уверенность, что мир имеет смысл, прогресс – направление и цель, что есть универсальные ценности Истины, Добра и Красоты, сменилась признанием того, что всё относительно. Искусство теряет ориентацию на Красоту;    Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а справедливость;   Право из свободы превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств;   Идеология как позиция крупной общественной группы заменяется технологией воздействия на информационную среду. 
Слайд 18
Как связано общественное сознание с индивидуальным?
Слайд 19
Сознание индивидуальное и общественное. Особенности общественного сознания: • обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия; • обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов; • активно воздействует на всю жизнь общества.
Слайд 20
Теоретическое и обыденное сознание: • Обыденное сознание формируется в процессе повседневной практической деятельности людей, есть непосредственное отражение реального процесса их жизни в форме взглядов, чувств, иллюзий, простых законов и т. д. • Теоретическое сознание, отражает глубинные, сущностные стороны общественной жизни и включенной в нее природной среды в форме взглядов, теорий, законов
Слайд 21
Стадии формирования самопознания • Самопознание - сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно развернутый во времени. • познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; • на 2-й стадии подключается самоанализ
Слайд 22
Самопознание представляет единство трех сторон: когнитивной (самопознание) эмоциональной (отношение к себе) регуляторной
Слайд 23
В ранней юности происходит постепенная смена “предметных” компонентов Я-концепции • Юноша привыкает к своей внешности; • формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний; • на первый план выступают теперь другие свойства “я” - умственные способности, волевые и моральные качества.
Слайд 24
В 15-16 лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и идеального Я.
Слайд 25
Важным средством познания является самоисповедь. • Познание внутреннего мира самопознание. Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных
Слайд 26
По мнению ученых личность составляют 5 полноценных элементов: • Познавательный;(суждения о самом себе, называемые самознанием, представлением самого себя или концепцией-я) • инструментальный;(содержит совокупность умений и навыков, способности и сообразительность) • мотивационный; • эмоциональный; • Личный (относится темперамент, являющийся продуктом генетической передачи и влияющий на характеристику поведения (энергия, сила, быстрота, изменчивость, подвижность, влияет на то, как выполняются каждодневные задания).
Слайд 27
Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. • "Я-реальное" и "Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин); • Я-материальное" и "Ясоциальное"; • образ тела, "социальное Я", "когнитивное Я" и самооценка; • "Я настоящее", "Я динамическое", "Я фактическое", "Я вероятное"
Слайд 28
В элементах личности находится содержание, касающееся данного лица. • а) собственном существовании как личность (существую - я-личность); • б) убеждение в постоянстве (я всю жизнь являюсь собой); • в) убеждение в неповторимости (я не такой как все, самостоятельный). Благодаря этим элементам личности человек создает материальные, общие и духовные ценности.
Слайд 29
устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения. В психологии выделяют три группы черт характера: черты, в которых выражается отношение к другим людям и к обществу в целом; черты, в которых проявляется отношение к
Слайд 30
Психологи выделяют 4 типа темперамента: • Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы. Энергичен, активен, доброжелателен, спокоен, находчив. Легко сходится с новыми людьми. • Холерик - нетерпелив, вспыльчив, несдержан. Проявляет инициативу, активность, но часто не доводит дело до конца. • Флегматик - мало эмоционален,  невозмутим, отличаетс я работоспособностью, терпением, выдержкой, медлителен. • Меланхолик - обидчив, болезненно чувствителен, робок, мечтателен
Слайд 31
Литература: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс, М., «Просвещение», 2009 г. http://weblog.rcmir.com/time1989823_1267398000_330_20103.html http://shelandr.bestpersons.ru/invite87705? page=4&filter=1 http://www.xrest.ru/original/80968/ http://www.olviacenter.ru/library/s09_kak_nayti_sebya_v_jizni_samopo znanie_lichnosti_cheloveka. http://jung-freud.narod.ru/photo/freud1.htm http://www.zengarden.in/tag/soznanie/ http://sosnovoschool.ucoz.ru/index/obshhestvennoe_i_individualnoe _soznanie_sbp/0-91 http://vn.ru/index.php?id=70531 http://fotki.yandex.ru/users/as-maklai/view/12251/? page=0

Полный текст материала Презентация по обществознанию "Знание и сознание. Самопознание" для 10 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлова Анеля Васильевна  xxl
20.02.2011 2 19706 4861

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК