Технология критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания


Слайд 1
«Технология критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания». Колохматов Сергей Георгиевич, первая квалификационная категория, МОУ Кировская СОШ Кирово 2011
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Целевой доминантой исторического образования становится формирование способности анализировать аргументы, выдвигать предположения, осмысливать, дискутировать, понимать. Концепция «новый школы», новый исторический подход в философско-методологическом плане стали ответом на вызовы постмодернизма.
Слайд 5
Технология критического мышления • Цель: воспитание личности, которая способна использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения жизненно-практических задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, действовать в соответствии с общественными ценностями.
Слайд 6
Технология критического мышления • – один из способов превратить учение в личностноориентированное. • естественный способ взаимодействия с идеей и информацией • предусматривает «проблемный» характер обучения
Слайд 7
Технология развития критического мышления является интерактивной, • применение обеспечивает взаимодействие субъектов образовательного процесса в различных режимах: учительученик, ученик-учебник, ученикученик, ученик-группа, группагруппа, ученик-класс.
Слайд 8
Концептуальное обоснование • Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце ХХ века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). • Технология развития критического мышления стала известна в России с 1997года. • С 2000 года проект в России развивается самостоятельно.
Слайд 9
Технология «Развитие критического мышления» имеет достоинства: • 1.Высокая самостоятельность учащихся; • 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося; • 3.Развитие мыслительных способностей обучающихся; • 4. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Слайд 10
Недостатки: • Применяется в меньшей степени, чем другие подходы в обучении при формировании практических умений и навыков; • 2.Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие подходы; • Большая подготовка для учителя.
Слайд 11
«Обучать - исследуя, исследовать – обучая».
Слайд 12
Основа технологии трехфазовая структура урока: 1 стадия Вызов: -актуализация имеющихся знаний; -пробуждение интереса к получению новой информации; -постановка учеником собственных целей обучения. 2 стадия 3 стадия Осмысление содержания: -получение новой информации; -учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: -размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения.
Слайд 13
Функции стадий технологии развития критического мышления Вызов Реализация Рефлексия  Мотивационная Информационная  Коммуникационная (побуждение к (получение новой (обмен мнениями о новой работе с новой информации по информации)  Информационная информацией, теме) Систематизацион (приобретение пробуждение нового интереса к ная (классификация знания)  Мотивационная теме) полученной  Информационна информации по (побуждение к я категориям знания) дальнейшему (вызов «на Мотивационная расширению поверхность» (сохранение информационного поля) имеющихся интереса к  Оценочная (соотнесение знаний по теме) изучаемой теме) новой информации и  Коммуникацион имеющихся знаний, ная выработка собственной (бесконфликтный позиции, оценка
Слайд 14
Приёмы технологии • Прием «корзина идей» (понятий, имен…). •  Прием «составление кластера». • Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ». • Прием «учебный мозговой штурм». • Прием «написание синквейна».
Слайд 15
Ожидаемые результаты: • реализация личностноориентированного подхода в обучении, • организация на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.
Слайд 16
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ История России XIX века. 8класс. : ЛИБЕРАЛЬНЫЕ НАЧИНАНИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА I ТЕМА УРОКА
Слайд 17
1 этап урока - вызов. • В 1801 году русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла. Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами – счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать? • Итог работы – общеклассный кластер на доске.
Слайд 18
2 этап - осмысление • Учащимся предлагается проанализирова ть планы Сперанского по реформировани ю сословного строя России и государственног о управления. • Задания группам: Группа №. Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 18. Выполните следующее задание: 1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России: а) какие сословия должны были быть созданы по его проекту; б) какие права получили бы эти сословия. Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Слайд 19
3 этап урока – рефлексия • - проводится в виде написания синквейна. Примеры синквейнов, подготовленных учащимися: Александр Мыслящий, наивный Мечтает, планирует, но не осуществляет. Он – сфинкс, не понятый до гроба. Он самодержец. Сперанский Умный, мечтающий, Планирует, разрабатывает, стремится. Он мечтает о свободе в России. Напрасно. Россия Огромная, сильная, Создает, трудится, развивается.
Слайд 20
Литература: • Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. • Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. –СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. • Стратегия и тактика учителя. Сборник. Составитель О.Варшавер. –М.:ЦГЛ, 2005. • Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О.Варшавер. – М.:ЦГЛ, 2005. • Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров и др.; под. ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. • Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская Развитие способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов технологии критического мышления— М.Просвещение 2004. • Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.Русское слово, 2008. • Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Ж-л « Директор школы», №4, 2005. • Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научнометодическое осмысление. Ж-л « Методист», №2, 2002.
Слайд 21
Интернет-ресурсы • Critical Thinking http://www.criticalthinking.org/ (Университетское КМ) • Библиотека PsyFactor http://www.psyfactor.org/lybr7.htm • Перемена: Программа развития критического мышления через чтение и письмо - http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru • Образовательная технология развития критического мышления.

Полный текст материала Технология критического мышления как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колохматов Сергей Георгиевич  Сибиряк
20.05.2011 2 5761 1197

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК