Презентация «Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии»


Слайд 1
«Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии» Колохматов С.Г. Первая квалификационная категория, МОУ Кировская СОШ
Слайд 2
Введение.  Определенному этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Еще недавно конечной целью школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на самообразование, самоконтроль в процессе социализации. Приоритетным рассматривается овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых.
Слайд 3
Компетентность.  Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере определяют значение понятия «компетентность», появившееся в школе с началом модернизации. Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности рассматривается целью образовательного процесса в средней школе.
Слайд 4
Организация образовательной среды.  Урок, как одна из основных форм технологического процесса обучения в современной школе, весьма разнообразен. В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащегося. Старшеклассник должен научится быстро переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные ситуации, при этом учащийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат.
Слайд 5
Что необходимо учесть при планировании урока:           Своеобразие темы, степень ее изученности; Место и роль данной темы в курсе, воспитании гражданских качеств учащихся; Уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность; Отбор учебного материала; Соотнести с «минимаксом» (необходимые и достаточные знания и умения); Постановка цели и задач урока; Соотношение самостоятельной и коллективнораспределительной работы на уроке, её формы; Связь с предыдущим материалом; Форму и тип урока; Оптимальный набор приемов и методов.
Слайд 6
 Модульная технология получила известность с 1972 г., когда в педагогике она называлась «модульная система». После всемирной конференции ЮНЕСКО (1972 г.) в Токио, где обсуждались проблемы образования, модульная система (технология) была признана как наиболее эффективная для обучения не только старшеклассников, но и взрослых. Этот вид технологии широко применяется в вузах. Для школы это новый тип учебной деятельности. Поскольку старшая школа ориентирована в большей мере на поступление в вуз, в ней реализуется профильное обучение, по этому старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде.
Слайд 7
  Технология(с греч. Технос – мастерство, Логос – изучать) - это совокупность форм, методов, приемов и средств применяемых в какой - либо деятельности. Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Слайд 8
Преемственность.  Фрагментарное включение уроков – лекций, семинаров, зачетов, коллоквиумов в практику преподавания общественных дисциплин в среднем звене общеобразовательной школы (5 – 8 классы) логично вырастает в модульную систему преподавания в старших (9 – 11) классах.
Слайд 9
Методика.   Методика модульной системы основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоение новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации. Логично использовать модульную (блоковую) организацию подачи материала, а именно: лекция (урок изучения нового материала), семинар, исследование, коллоквиум, зачет (учет и оценка знаний и умений).
Слайд 10
Наиболее существенные элементы модульной технологии:     Блочное (модульное) построение учебного материала; Мотивация учебной деятельности; Преобладание самостоятельной, творческой деятельности на уроках под руководством учителя по усвоению знаний и умений; Организация самоконтроля и внешнего контроля формирование учебной деятельности, усвоение учебного материала на основе рефлексии ученика и учителя.
Слайд 11
Преимущество модульной технологии:    Гибкость (подвижность элементов структуры проблемного модуля, возможность дифференцирования и индивидуализации, интеграции содержания обучения: технологическая динамичность и взаимозаменяемость приемов и методов обучения, системы контроля и оценивания достижений учащихся). Прозрачность структуры, этапов технологии при сохранении преемственности, её целостности. Простота позволяет достигать реальных результатов в решении заданий учителя, переносе оперативных знаний, формировании компетентности.
Слайд 12
Целенаправленная работа.    Систематическая (от занятия к занятию, от темы к теме) самостоятельная деятельность учащихся при обучении истории, как в группах так и индивидуально. Специально разработанные вопросы и задания проблемного, развивающего, логического характера развивают у учащихся потребность в систематической подготовке домашнего задания, изучения дополнительной литературы, что в конечном итоге формирует у них такие нравственные качества, как ответственность, целеустремленность. Итогом этой целенаправленной работы является общее развитие школьников.
Слайд 13
Рефлексия.   Новым сравнении с традиционной системой обучения является организация на уроках рефлексии с целью выявления и оценивания собственных успехов и неудач; Вовлечение в процессе осуществления технологии компетентных помощников учителя (в роли консультантов и экспертов) качественно повысит уровень подготовки учащихся, их рефлексии, мотивации обучения истории.
Слайд 14
Научные работы посвященные вопросам модульной технологии:    П.Юцявичене «Теория и практика модульного обучения»; И.Б.Сенновский и П.И.Третьяков являются авторами практических пособий, их совместный труд «Технология модульного обучения в школе: практико - ориентированная монография» - наиболее полное пособие для учителя; Целеполаганию, как одному из наиболее важных элементов модульной технологии посвящены работы Беспалько В.П., Кларина М.В. В статьях Шамовой Т.И. и Головатенко А.Ю. также освещается этот вопрос.
Слайд 15
Лекционно – семинарско – зачетная система как часть модульной технологии.    Лекционно – семинарско – зачетная технология – это системный комплекс дидактических условий, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие рациональные пути обучения и развития школьников. Это модульная технология; Лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития; Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала.
Слайд 16
Подготовка. Частные технологии.    Организация учебной деятельности – это планирование урока (системы), технология отбора, форм обучения; Управление учебной деятельностью учащихся – целесообразность смены видов деятельности; Самоанализ результатов обучения.
Слайд 17
Временные рамки.   Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала; Как показывает опыт, продолжительность лекции не более двух уроков, для семинара два часа и один час на зачет.
Слайд 18
Школьная лекция.       Форма организации учебного процесса, который ориентирует учащихся на изучение конкретной темы, на усвоение основных событий, связей, закономерностей, главных идей исторических знаний; Демонстрация личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу; Крупноблочное, на обобщенном уровне изложение учителем учебного материала с необходимыми акцентами (для каждого класса – разными); В ходе лекции учитель акцентирует внимание учащихся на основные мысли, закономерности, идеи темы; Школьная лекция позволяет показать учащимся в более обобщенном виде те явления, в основе которых лежат конкретные события, подробно описанные в тексте учебника; Особенность школьной лекции в использовании элементов беседы (см. Коллоквиум), проблемных и развивающих ситуаций, отработка понятий, вовлечение учащихся в сотрудничество.
Слайд 19
Школьный семинар.           После школьной лекции учителем планируется семинар, как форма творческого поиска знаний, их осмысления и закрепления; Вопросы к семинару учитель предлагает в конце лекции, дает обзор литературы по данной теме; По необходимости определяются докладчики и содокладчики; Школьный семинар – форма занятия, представляющая собой групповое сотрудничество учащихся и учителя по обсуждению проблемы, темы под непосредственным руководством педагога; Это не способ проверки и оценки учебных достижений учащихся, а специфическая форма организации учебно – познавательной деятельности, предполагающая творческое изучение программного материала; Семинар дает возможность учащимся закрепить знания, осуществить самоконтроль самостоятельно приобретенных знаний. Выступления на семинарах требуют тщательной домашней подготовки от учащихся, работы с первоисточниками, схемами, таблицами, картами, с компьютером и т.д. Методическая ценность семинара состоит в том, что в ходе его подготовки и непосредственно в процессе деятельности обеспечивается развитие самостоятельного мышления у учащихся, Формируются общеучебные интеллектуальные умения (группировка информации её анализ, обобщение и т.п.) Недопустимо превращение семинаров в механическое заслушивание подготовленных докладов, так как создается фрагментарность восприятия информации, культивируется пассивность аудитории. Целесообразно, наряду с семинаром, включать в данную технологию практические занятия.
Слайд 20
Классификация семинаров. В дидактике нет единой классификации семинаров, тем не менее их можно подразделить на следующие:  изучение нового материала;  интегрированный;  комбинированный;  повторительно – обобщающий;  контролирующий; Учителю важно определить место планируемого семинара в изучаемой теме, в развитии учащихся и в соответствии с этим определять его тип и содержание.
Слайд 21
Зачет. Проверка качества знаний учащихся при лекционно – семинарской системе занятий осуществляется на зачетных уроках. Зачет – форма проверки знаний и навыков, полученных на семинарских и практических занятиях. Это один из равнозначных компонентов лекционно – семинарско – зачетной технологии. Зачет – форма развития учащихся, их самообразования и самообучения, контроля знаний и умений предусмотренных программами. К сожалению, данные формы не нашли ещё должного применения в практике преподавания общественных дисциплин в старшей школе.
Слайд 22
Классификация зачетов. Развивающие (вопросы и задания исследовательского характера);  Корректирующие;  Контролирующие; По форме организации зачеты классифицируются следующим образом: устные, письменные, письменно – устные, компьютерные, дифференцированные. 
Слайд 23
Консультация. Консультация (в переводе с латинского «совещание») – дополнительная помощь преподавателя в усвоении предмета. Необходимо проводить перед итоговым зачетом(коллоквиумом, контрольным срезом, самостоятельной работой, исследованием) с целью разъяснения наиболее сложных вопросов. Консультация может быть составным элементом всякой модульной технологии, но может быть на её основе создана самостоятельная частнопедагогическая технология.
Слайд 24
Коллоквиум. Коллоквиум (в переводе с латинского «беседа, разговор») – форма учебного занятия, понимаемая как беседа преподавателя с учащимися с целью активизации знаний, это так же часть модульной технологии. В отличие от вузов, где на проведение коллоквиумов отводится не менее трех часов, школьная урочная система ограничивает учителя 45-ю минутами. Для фронтальной работы возможно использовать словарный диктант, либо текстовые задания. Подобные формы возможно использовать как собеседование либо итоговое обобщение в конце учебной четверти, полугодия.
Слайд 25
Вывод: В результате применения модульных технологий, лекционно – семинарско – зачетной системы занятий в общеобразовательной школе, у учащихся формируются основные организационно – практические умения и навыки, предполагающие умения свободно ориентироваться в учебном материале, связно его излагать, высказывать свое мнение на основе анализа разноплановой информации. Таким образом, в старшей школе следует осуществлять продуманную и научно – обоснованную работу по обновлению и совершенствованию учебной деятельности школьников. Особенно это важно сейчас, когда многие условия этому благоприятствуют. Многое зависит от творческой инициативы и смелости, знаний современных тенденций в образовательной области. Надо признать, что преподносить учащимся готовый материал по учебнику гораздо проще, чем организовывать класс и отдельно каждого ученика на творческую работу.
Слайд 26
Литература. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1989. Головатенко А.Ю. Модульная технология на уроках истории // История, 1996. №23 Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: «Гном и Д», 2001. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико – ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа 2001. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология / Биология в школе, 1994, №5. Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе / Методические рекомендации. М.: Академия АПК и ПРО, 2001.

Полный текст материала Презентация «Приёмы работы на уроках истории и обществознания через использование модульной технологии» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колохматов Сергей Георгиевич  Сибиряк
22.05.2011 1 8953 998

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК