Слайд 1
Образовательная система «Школа 2100»
8 класс
Урок 37.
Начало промышленного
переворота в России
Урунова Насфия Миндиураловна
учитель истории и
обществознания
ЛГ МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №3
г.Лангепас ХМАО
Конспект урока по истории для учащихся 8-х классов в системе развивающего обучения «ШКОЛА 2100». Учитель истории и обществознания Урунова Насфия Миндиураловна. г.Лангепас ХМАО МОУ СОШ №3.
Тема: Начало промышленного переворота в России
Цели урока: на основании фактов истории сформировать представление о начале промышленного переворота в России; Определить причины замедления процессов модернизации во всех сферах экономики; Дать возможность осознать негативное значение крепостного права на развитие российского общества.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка знаний:
Устный опрос:
В чем заключался план восстания декабристов?
Вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков
Назначить диктатора- человека с неограниченными полномочиями
Взять Зимний дворец, арестовать царскую семью
Захватить банк и почтамт
Сенат должен утвердить «Манифест к русскому народу» введение гражданских прав и свобод, отмена неограниченной власти императора. Отмена крепостного права
Какие пункты плана осуществились, а какие – нет? Почему восстание потерпело поражение?
Докажите, что к арестованным декабристам Николай I отнесся как к закоренелым преступникам?
Как мы можем ответить на проблему урока: декабристы – преступники или герои?
Изучение нового материала:
Создание проблемной ситуации
Как быстро в наше время совершенствуется техника? Почему?
В Европе, в 1820-1850-е гг., в годы реформ и революций, постоянно строились новые фабрики, росли города. Для перевозки сырья и готовой продукции необходим был транспорт. Так появился железнодорожный транспорт. Протяженность железных дорог росла очень быстро. В короткий срок ж/д соединили вес крупные города Англии, Франции, Германии..
Обратимся к историческим документам на стр.102
Проанализируйте данные 1 таблицы:
Сколько лет прошло с момента открытия первой железной дороги в Англии до создания ж\д сети? (30 лет)
Проанализируйте данные 2 таблицы:
Насколько отличались темпы и результаты железнодорожного строительства в России от показателей Англии? (темпы и результаты отставали значительно, протяженность дорог меньше в 10 раз)
Итак, В Англии изобретения внедрялись очень быстро, в России- медленно
Какой возникает вопрос из выявленных фактов?
Проблемный вопрос: Почему в России в I половине XIX века технические изобретения внедрялись очень медленно?
Актуализация знаний
Из каких отраслей состоит экономика? (торговля, промышленность, с\х)
Что нам известно о российской экономике начала XIX в.?
Модернизация проходила в стране (промышленный переворот)?
Знаем: экономика в начале 19в. – сочетание феодальных порядков (крепостное право, сословный строй) и капиталистических (рынок, конкуренция, вольный наем). Промышленный переворот шел медленно, модернизация только начиналась.
С тех пор прошло 39-50 лет.
Нам нужно узнать:
Как изменилась экономика:
Изменения в сельском хозяйстве
Изменения в торговле (городах, транспорте)
Изменения в промышленности.
Открытие нового знания
Исследовательскую работу будем проводить в группах. Каждая группа исследует отдельную отрасль экономики. На выполнение работ дается 5-6 минут. Результат работы в группах записывается в тетрадях
Группа 1. «Сельское хозяйство»
Составьте список порядков, существовавших в России в сельском хозяйстве и мешавших внедрению новой техники и технологии.
Приведите 3-4 доказательства кризиса крепостничества в сельском хозяйстве России.
Сделайте вывод, используя термины: модернизация, сельское хозяйство, крепостное право.
Крестьянская община сковывала предприимчивость и инициативу сельчан. Нищета большинства крестьянских хозяйств. Часть помещиков не хотела вкладывать деньги в дорогую технику. Другая часть не умела вести хозяйство по-новому.
Труд подневольных крестьян становился все менее производительным. Крестьяне не умели и не хотели работать с новой техникой. Помещики увеличивали время на барщину или вводили денежный оброк. Помещичьи хозяйства приходили в упадок.
Развитие модернизации в сельском хозяйстве сдерживалось крепостным правом.
Группа 2. «Промышленность»
С помощью фактов докажите, что в России начался промышленный переворот.
Составьте список порядков, мешавших промышленному перевороту в России.
Сделайте вывод, используя термины: капиталистические отношения, промышленный переворот, крепостное право.
Появляются первые фабрики, внедряются технические изобретения. Выставки изобретений в области техники.
Промышленность России 1830-1850-х годов была нескольких видов: мелкая кустарная и ремесленная, крупная крепостная, крупная капиталистическая. Крепостное право. Низкий уровень образования рабочих, большая часть из которых была крестьянами.
Развитие капиталистических отношений шло медленно. Начавшийся промышленный переворот сдерживался крепостным правом.
Группа 3. «Торговля»
С помощью фактов докажите, что в России укрепились рыночные связи.
Определите 2-3 фактора, сдерживающие развитие торговли.
Сделайте вывод, используя термины: промышленный переворот, рыночные отношения, крепостное право.
Происходит складывание Всероссийского рынка в 1830-1850-х годах: ярмарки, биржи, магазины, банки, каналы, шоссе, железные дороги.
Низкая платежеспособность населения, ограниченность рынка, крепостное право.
Промышленный переворот привел к развитию торговли и установлению рыночных отношений. Но крепостное право сдерживало этот процесс.
Выделите фактор, который во всех группах признан как сдерживающий развитие экономик
Какой можно сделать вывод? (выделяют фактор крепостного права.)
Итог урока (вывод по проблеме)
Какой ответ на проблемный вопрос мы можем дать?
Почему в России в I половине XIX века технические изобретения внедрялись очень медленно?
Вывод: Крепостное право сдерживало развитие всех отраслей экономики России.
Применение нового знания
Являлась ли Россия в первой половине XIX века обществом аграрным, индустриальным или обществом модернизации? (Российское общество было обществом этапа модернизации. Промышленный переворот привел к развитию торговли и установлению рыночных отношений)
Домашнее задание: §8, ответить на вопросы перед текстом параграфа.
Автор: Урунова Насфия Миндиураловна
→ Друг6263 10.02.2012 0 17173 2310 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.