Конспект урока и презентация по теме "В Александрии Египетской". История Древнего мира 5 класс




Краснодарский край

Красноармейский район

Ст. Ивановская МБОУ СОШ № 18

Юшкина Наталья Владимировна

Учитель истории и обществознания


История Древнего Рима


Тема урока: В Александрии Египетской.


Цель: Научиться выявлять особенности распада державы Александра Македонского, узнать главные достопримечательности Александрии, понять, что из себя представляли Александрийский порт, музей; развить умение работать с картой, иллюстрациями, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать, сравнивать.


Оборудование: презентация, карты, учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасин и др. 5 кл..


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение материала по плану.

1.Распад державы Александра Македонского.


На месте державы Александра возникло сразу несколько государств.

1. Египетское.

2. Сирийское.

3.Македонское.


Крупнейшим культурным и торговым центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.


Вывод: Таким образом, после смерти Александра Македонского, на месте его державы возникали множество самостоятельных государств со своими царями. Самым крупным считалась столица Египетского царства Александрия.


2. В Александрийском порту.


Недалеко от Большой пристани, у правого ее входа, располагался остров со стоящим на нем Фаросским маяком.


- Снабженный всеми техническими достижениями того времени, Фаросский маяк возвышался на высоте 150 метров!


На верхней платформе маяка, под куполом, горел огонь, сияние которого усиливалось зеркалами из полированного гранита так, что его видели на расстоянии 90 километров

Иногда моряки признавали его даже за новую звезду.


- Работа с картой (см. слайд № 19)


  • С востока город соединялся каналом с Нильской дельтой, а через нее - с остальным Египтом.

  • Вне городской стены располагался некрополь, впоследствии превращенный в христианское кладбище.

  • В северо-восточной части Александрии предположительно находился еврейский квартал, который был отделен стеной от ипподрома.

  • В царском квартале, по-видимому, находились дворцы Птолемеев, окруженные садами, гробницы Александра Великого и Птолемеев, Мусейон с библиотекой.


- Особенности торговли.

Экспорт: зерно, папирус, ткани, изделия из стекла и т.д.


Импорт: древесина, предметы роскоши, серебро, вино.


Вопрос для закрепления: Что обуславливало такую торговлю?


Вывод: Таким образом, Александрия была одним из самых крупных торговых центров Восточного Средиземноморья. А ее главное достопримечательностью по праву считается Фаросский маяк.


3. На улицах и площадях.


Александрия была выстроена по единому плану, ее улицы пересекались под прямыми углами


  • Город с востока на запад пересекала центральная улица шириной 30 метров, которая под прямым углом перекрещивалась с другой улицей, идущей с севера на юг.

  • Посередине ее были высажены деревья, которые разделяли дорогу как бы на две части.

  • Улицы в Александрии имели названия, в основном они носили культовые или царские имена, например, «улица Арсинои II» (жены Птолемея).


Вывод: Таким образом, Александрия - типично эллинистический город, который имел около 5 километров в длину и чуть больше одного километра в ширину.



4. В Александрийском музее.

Крупнейшим центром науки был Музей(Мусейон).

Музей – это слово означало «место, где обитают музы».


В музее вели исследования в различных областях науки:


  • филологии,

  • астрономии,

  • географии,

  • математики,

  • ботаники,

  • зоологии

  • медицины


Вопрос: Как вы думаете, в каких областях науки велись исследования в Александрийском музее?


Писали свои труды:




Вопрос: О каких из этих ученых вам что-либо известно?


- При музее находилась Александрийская библиотека, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов. (см. слайд № 30)


  • Первоначальная структура библиотеки была разработана Деметрием Фалерским, хорошо знакомым с устройством библиотеки в Афинах.

  • И музей, и библиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, во главе которых стоял верховный жрец, и находились на полном содержании египетских царей.

  • Библиотека в основном была греческой, но, по сообщениям античных авторов, включала также греческие переводы с других языков.


Вывод: Таким образом, крупнейшим центром науки в Александрии был Музей, который занимал целый район и при нем находилась знаменитая Александрийская библиотека.


III. Закрепление изученного материала по вопрсам:


  • Что повлекло за собой распад державы Александра Македонского?

  • Какие государства образовывались на месте державы Александра?

  • Что из себя представлял Александрийский порт?

  • По какому принципу располагались улицы и площади в Александрии Египетской?

  • Каковы особенности александрийского музея и библиотеки?


VI. Домашнее задание: § 43, вопрос 3 письменно.

Повторить раздел «Древняя Греция»











Слайд 1
История Древнего Мира 5 класс В АЛЕКСАНДРИИ ЕГИПЕТСКОЙ Юшкина Наталья Владимировна Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 18
Слайд 2
План урока 1. 2. 3. 4. Распад державы Александра Македонского В александрийском порту На улицах и площадях В александрийском музее
Слайд 3
Цели урока:  Образовательная: научиться выявлять особенности распада державы Александра Македонского, узнать главные достопримечательности Александрии, понять, что из себя представляли александрийский порт, музей  Развивающая: развить умение работать с картой, иллюстрациями, выявлять причинно-следственные связи, умение анализировать, сравнивать
Слайд 4
Основные понятия урока  Восточное Средиземноморье  Остров Фарос  Фаросский маяк  Чудеса света  Музей  Александрийская библиотека
Слайд 5
1. Распад державы Александра Македонского
Слайд 6
Вспомните, что вам известно об Александре Македонском?
Слайд 7
После смерти Александра македонские полководцы стали делить земли, входившие в созданную им державу. Александр Македонский
Слайд 8
На месте державы Александра возникло сразу несколько государств. Главные из них: ЕГИПЕТСКОЕ СИРИЙСКОЕ МАКЕДОНСКОЕ
Слайд 9
В этих государствах военачальники провозглашали себя царями: Основывали города, в которых поселяли македонских воинов и греков-переселенцев  Строили театры, гимнасии, портики 
Слайд 10
Гимнасий (гр. gymnasion) – учебновоспитательное учреждение для знатных юношей, которые обучались политике, философии и литературе, одновременно занимаясь гимнастикой. Портик (лат. porticus) – архитектурное перекрытие, поддерживаемое колоннадой или аркадой, образующее выступающую часть здания, часто оформляет главный вход.
Слайд 11
Крупнейшим культурным и торговым центром для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия Александрия. Современное фото
Слайд 12
Вывод: Таким образом, после смерти Александра Македонского, на месте его державы возникали множество самостоятельных государств со своими царями. Самым крупным считалась столица Египетского царства Александрия.
Слайд 13
2. В александрийском порту
Слайд 14
Торговые корабли, прибывающие в Александрию
Слайд 15
Знаете ли вы, что такое Фаросский маяк?
Слайд 16
Недалеко от Большой пристани, у правого ее входа, располагался остров со стоящим на нем Фаросским маяком. Фаросский маяк
Слайд 17
Моряки уже издали видели этот огромный маяк, даже не взирая на непогоду и тьму!
Слайд 18
Снабженный всеми техническими достижениями того времени, Фаросский маяк возвышался на высоте 150 метров! На верхней платформе маяка, под куполом, горел огонь, сияние которого усиливалось зеркалами из полированного гранита так, что его видели на расстоянии 90 километров Иногда моряки признавали его даже за новую звезду.
Слайд 19
Александрия Египетская
Слайд 20
    С востока город соединялся каналом с Нильской дельтой, а через нее - с остальным Египтом. Вне городской стены располагался некрополь, впоследствии превращенный в христианское кладбище. В северо-восточной части Александрии предположительно находился еврейский квартал, который был отделен стеной от ипподрома. В царском квартале, по-видимому, находились дворцы Птолемеев, окруженные садами, гробницы Александра Великого и Птолемеев, Мусейон с библиотекой.
Слайд 21
ТОРГОВЛЯ ИМПОРТ ЭКСПОРТ древесина зерно серебро папирус шерсть, выкрашенная пурпуром слоновую кость дорогие вина тончайшие льнные ткани изделия из стекла
Слайд 22
Подумайте, что обуславливало подобную торговлю?
Слайд 23
Рядом с гаванью расположен царский дворец Царский дворец в Александрии
Слайд 24
Вывод: Таким образом, Александрия была одним из самых крупных торговых центров Восточного Средиземноморья. А ее главное достопримечательностью по праву считается Фаросский маяк.
Слайд 25
3. На улицах и площадях
Слайд 26
Александрия была выстроена по единому плану, ее улицы пересекались под прямыми углами План Александрии
Слайд 27
Город с востока на запад пересекала центральная улица шириной 30 метров, которая под прямым углом перекрещивалась с другой улицей, идущей с севера на юг. Посередине ее были высажены деревья, которые разделяли дорогу как бы на две части. Улицы в Александрии имели названия, в основном они носили культовые или царские имена, например, «улица Арсинои II» (жены Птолемея)
Слайд 28
Вывод: Таким образом, Александрия типично эллинистический город, который имел около 5 километров в длину и чуть больше одного километра в ширину.
Слайд 29
4. В Александрийском музее
Слайд 30
Крупнейшим центром науки был Музей (Мусейон). Музей – это слово означало «место, где обитают музы».
Слайд 31
Как вы думаете, в каких областях науки велись исследования в Александрийском музее?
Слайд 32
В музее вели исследования в различных областях науки: филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии, медицины
Слайд 33
Писали свои труды: основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит; механик и изобретатель Архимед; математики Евклид и Аполлоний из Перги; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда; основатель географии Эратосфен из Кирены; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский; философ-стоик Посидоний Апамейский; Эрасистрат из Кеоса, разработавший основы физиологии.
Слайд 34
О каких из этих ученых вам что-либо известно?
Слайд 35
Александрийский музей
Слайд 36
При музее находилась Александрийская библиотека, созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского, в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов.
Слайд 37
Библиотека в Александрии
Слайд 38
oПервоначальная структура библиотеки была разработана Деметрием Фалерским, хорошо знакомым с устройством библиотеки в Афинах. oИ музей, и библиотека были своего рода учебно-научными учреждениями, во главе которых стоял верховный жрец, и находились на полном содержании египетских царей. oБиблиотека в основном была греческой, но, по сообщениям античных авторов, включала также греческие переводы с других языков.
Слайд 39
Vincenzo Camuccini (1771-1844). Птолемей II изучает свиток папируса. Александрийская библиотека.
Слайд 40
Издательская программа библиотеки предусматривала переписывание, подробное филологическое комментирование сочинений греческих авторов, разделение произведений на секции, которые мы сейчас называем «книгами» (возможно, для обеспечения стандартной длины свитков), и последовательное введение систем пунктуации и акцентуации.
Слайд 41
Вывод: Таким образом, крупнейшим центром науки в Александрии был Музей, который занимал целый район и при нем находилась знаменитая Александрийская библиотека.
Слайд 42
Закрепление пройденного материала      Что повлекло за собой распад державы Александра Македонского? Какие государства образовывались на месте державы Александра? Что из себя представлял Александрийский порт? По какому принципу располагались улицы и площади в Александрии Египетской? Каковы особенности александрийского музея и библиотеки?
Слайд 43
Домашнее задание § 43, вопрос 3 письменно. Повторить раздел «Древняя Греция»
Слайд 44
Интернет-ресурсы: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/62/Bust_Alexa nder_BM_1857.jpg/280px-Bust_Alexander_BM_1857.jpg http://www.travel-4.ru/wp-content/uploads/2010/07/alexandria.jpg http://travels.co.ua/images/egipet/aleksandriya.jpg http://moikompas.ru/img/compas/2008-0301/aleksandriiskiimayak/64344229.jpg ttp://www.raskraska.com/catalog0001/3066.gif http://www.koryazhma.ru/usefull/know/pic/40.jpg http://www.liveinternet.ru/tags/%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED %E4%F0%E8%FF/page3.html http://ais.by/story/999 http://s3-eu-west-1.amazonaws.com/youroutemedia/system/photos/images/000/030/989/ff55ddc4fd2926c537d849a60 b253432a7a28143_show.jpg http://turometr.ru/place/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA %D1%81%D0%B0%D0%BD %D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA %D0%B0%D1%8F%20%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB http://bubligum9000.livejournal.com/36420.html %D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0_194

Полный текст материала Конспект урока и презентация по теме "В Александрии Египетской". История Древнего мира 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юшкина Наталья Владимировна  Nata-hitory
12.08.2012 1 32463 7017

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК