Презентация к уроку истории "Культура России XV - XVI вв." для 10 класса.
Слайд 2
• Местные культурные традиции
уступают место общерусским;
• более весомо заявляют о себе мотивы
патриотизма, национальной гордости;
• сказывается растущее влияние
самодержавной тирании и крайностей
крепостничества, опричного террора
на культурную среду русского
общества.
Слайд 3
События той славной
эпохи получили
отражение в сказках.
в “Сказке о БормеЯрыжке” ее герой,
простой русский
человек, добывает для
царя Ивана Грозного
знаки царского
достоинства в
Вавилоне-граде.
Сказки прославляют ум,
сметливость выходцев
из народа (“Умный
мальчик-судья”,
“Огненный змей”,
“Мудрая дева” и др.),
некоторые сказки
вошли в “Повесть о
Петре и Февронии” .
Слайд 4
Пословицы, которые вписал царь Грозный в
свое послание старцам Кирилло-Белозерского
монастыря: “Жалует царь, да не жалует
псарь”, “дати волю царю, ино и псарю”.
Слайд 5
Народ прославляет
взятие Казани,
особенно героев
штурма — пушкарей,
Ермака Тимофеевича.
Царя народ, с одной
стороны, воспевает
за воинские подвиги,
расправы с боярами;
с другой — отмечает
его жестокий нрав; в
целом же
поддерживает за
защиту единой
России —
“Московского
царства”
Слайд 6
• Центрами грамотности и просвещения
оставались, как и прежде, монастыри;
• “Мастера грамоты” появляются в
городах и по деревням;
• Учили сначала азбуку, потом—
Часослов (молитвы, богослужебные
тексты по часам церковной службы),
письмо, Псалтирь (псалмы царя
Давида). На этом учение обычно
заканчивалось.
Слайд 7
.
За нерадение учитель, в соответствии с обычаем,
мог и должен был “сокрушать ребра”, “учащать
раны” ученикам своим. Той же цели—внушению
“книжной премудрости”—служила и
“душеспасительная” розга.
Слайд 8
• Появлялись руководства по грамматике
— труды Максима Грека: “Начало
грамоты греческой и русской”,
“Предисловие о буковице, рекше о
азбуце”, “Беседа о учении грамоте...”,
“Сказание грамотичным степенем”;
• появляется первое пособие по
арифметике — “Книга, рекома погречески Арифметика, а по-немецки
Алгоризма, а по-русски цыфирная
счетная мудрость”
Слайд 9
Слайд 10
• Составлялись пасхалии специальные
таблицы с указанием дат Пасхи и
других праздников по годам.
• Знания в области физики, техники
требовались мастерам-литейщикам при
изготовлении пушек, пищалей, в том
числе и нарезных орудий, созданных в
России.
• Солеварение и поташное производство,
лечебное и иконописное дело
требовали знаний из прикладной химии,
медицины, и они отражены в рукописях
рецептурного характера, травниках
Слайд 11
• Во второй половине XVI — начале XVII в.
появились детальные руководства по
солеварению (“Роспись, как зачать
делать новая труба в новом месте”), по
писцовому делу (1556 г.), статья “О
земном верстании, как землю верстать”
(исчисление площади квадратов, прямои треугольников, параллелограммов,
трапеций).
• В “хождениях” авторы описывали
страны, которые посетили.
Слайд 12
• “Хронограф” (обзор всемирной истории)
1512 г;
• “Повесть о Вавилонском царстве”;
• “Сказание о князьях Владимирских”.
• “Повесть о Молодинском сражении” 1572 г.,
• “Повесть о прохождении Стефана Батория
на Псков”.
• Грозный в письме к шведскому королю
без тени сомнения утверждал: “Мы от
Августа кесаря родством ведемся”.
Слайд 13
проблемы самодержавия и
устроения государства, боярства
и положения крестьян.
И. С. Пересветов выступает
сторонником сильной царской
власти.
Он писал: “Царю нельзя быть без
грозы: как конь под царем без узды,
тако и царство без грозы”. Он
выступает сторонником “правды”
(“Бог не веру любит, а правду”),
“книг”, “мудрости”, противником
холопства, “которая земля
порабощена, в той земле зло
Слайд 14
Сильвестр, протопоп
Благовещенского собора в
том же Кремле, в
посланиях, “Домострое” (ему
принадлежит окончательная
редакция памятника)
проповедует рациональное
хозяйствование, получение
“правильного стяжания”
(прибыли).
Слайд 15
• обличали
стремление
присвоить труд
чужих рук,
сребролюбие,
чревоугодие,
гордость,
тщеславие и
прочие пороки.
• Нил Сорский.
• Иосиф Волоцкий
же говорил о
другом: “Церкв
и богатство —
Божье
богатство”.
Слайд 16
На рубеже XV—XVI вв.
оформляется Кремлевский
ансамбль в Москве — стены и
башни, соборы и Грановитая
палата.
Возводили их итальянские
архитекторы (Аристотель
Фиораванти, Пьетро Солари, Марко
Руффо, Алевиз Новый и др.)
Слайд 17
Хоромы Строгановых в Соли-Вычегодской. Гравюра И.
Ческого. 1842 год
Слайд 18
• На рубеже XV — XVI вв. в иконописи и
фресковой живописи прославились
Дионисий с сыновьями и соратниками.
• Церковь после Стоглавого собора 1551 г.
усиливает надзор за иконописцами.
• В конце XVI в. получают известность
иконы “строгановского письма”. Они
отличаются миниатюрностью,
тонкостью и изяществом прорисовки,
декоративностью и праздничностью.
Слайд 19
• С конца XV в. начинается расцвет искусства
эмали, забытого во времена ордынского ига;
• В церковном обиходе часто использовали
изделия с художественным шитьем;
• Знатные люди жили в хоромах, обычно
двухэтажных, с разными пристройками,
жилыми и хозяйственными, для себя,
дворни, скота и птицы. Дома в основном —
деревянные, но встречались и каменные.
Слайд 20
http://www.romeo-julietclub.ru/lovemuseum/fevronia.html
http://clarino2.narod.ru/e3.htm
http://rusforce.org/showthread.php?
s=7c474012d618a140ff77d37a70c9fa3b&t=13718
http://citatyi.ru/34efe141e3c3_img21266.html
http://www.svclub.ru/?an=zvorykin11
http://dshisv.ucoz.ru/index/znaete_li_vy_chto/0-20
http://natella-sova.livejournal.com/
http://photopir.ru/Bez-zagolovka-982/
http://permhistory.ru/page/2
Павлова Анеля Васильевна
учитель истории МБОУ СОШ № 12
г. Вышнего Волочка Тверской обл.
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Павлова Анеля Васильевна
→ xxl |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
А вы знали?
Инструкции по ПК