Урок обществознания в 8 кл. по теме "Человек познает мир"


Денисова Зоя Анатольевна,

Учитель истории и обществознания МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1 г.Белогорска Амурской области



Конспект урока обществознания в 8 кл.

Тема «Человек познает мир»


Тип урока: комбинированный

Вид урока: традиционный с элементами игры

Цели:

  • образовательная: сформировать понятие о познании и самопознании, его уровнях. Определить с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом;

  • развивающая: научить устанавливать причинно-следственные связи, сформировать умения анализировать факты, делать выводы

  • воспитательная: закрепление навыков диалогической и монологической речи, определение уровня самооценки учащихся.

  1. Оргмомент

  2. Повторение дом зад.

Индивидуальная работа у доски (1 человек)

Беседа с классом (анализ пословиц и поговорок):

- способности от рождения – только половина, другая половина – от учения;

- не печалься, что у тебя нет чина, а печалься, что нет таланта;

- без прыти – не быти;

Фронтальный опрос:

- Какие бывают виды потребностей (работа со схемой)

- Какие можно выделить ступени в развитии способностей?

  1. Объяснение нового материала

  1. Подведение к теме урока, обозначение целей занятия.


У бабули - внук и внучка

ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.
Целый день свои вопросы
Задаёт народ курносый:

«ПОЧЕМУ зелёный лист?
ПОЧЕМУ поёт артист?
ПОЧЕМУ усы у кошки?
ПОЧЕМУ у стула ножки?

ПОЧЕМУ огонь горит?
ПОЧЕМУ орёл парит?
ПОЧЕМУ растёт трава?
ПОЧЕМУ шумит листва?»

Бабушка весь день в очках
Проверяет в словарях,
Выясняет для внучат,
ПОЧЕМУ ручьи журчат,
ПОЧЕМУ зимой мороз,
ПОЧЕМУ шипы у роз,

ПОЧЕМУ ревёт медведь,
ПОЧЕМУ сверкает медь,
ПОЧЕМУ бывает дождик,
ПОЧЕМУ колючий ёжик...

Ну и внучка! Ну и внук!
Время не тянули!
Быстро «доктором наук»
Сделали бабулю!

Ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока «Человек познает мир».

Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира, что является результатом познавательной деятельности человека.

Познание - процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.


  1. Игровая ситуация

(ученику завязываем шарфом глаза, даем в руки апельсин и предлагаем назвать предмет). Задаем вопросы:

- Что у тебя в руках?

- Почему ты так решил?

- Какой образ возник в твоем воображении?

Затем предлагаем мяч, который ученику также необходимо узнать. Вопросы:

- Что это за предмет?

- Почему ты думаешь, что это мяч, а не апельсин?

- Какой образ возник в твоем воображении?


3. Объяснение теоретического материала (диалог с классом)

А) - Что помогло Глебу определить, что предмет, предложенный ему, это апельсин? (органы чувств)

- какие органы чувств есть у человека?

- а есть ли такие органы у животных?

Выполнение графической схемы

Первая ступень познавательной деятельности - чувственное познание.

С помощью чего оно осуществляется? (органов чувств)


Сначала мы устанавливаем внешние свойства предметов и явлений с помощью органов чувств и создаем в своем сознании их образ.


- С помощью чего Глеб определил, что второй предмет – это мяч, а не апельсин?


Вторая ступень познания получила название рационального познания, или абстрактного мышления.

На этой ступени познания мы с помощью мыслительных операций: сравнения, анализа, моделирования делаем умозаключения, определяем понятие тех или иных предметов, явлений.











Б) Для чего же человек осуществляет познавательную деятельность? Что будет результатом познания?

Истиназнания, соответствующие окружающему миру.


С помощью чего человек может узнать истину. Попробуем это определить на следующих примерах.


1)Планета Земля представляет собой шар

- как люди убедились, что земля – шар?

Это истина – результат научных исследований


2)Не зная брода – не суйся в воду.

Эта истина – повседневная, результат здравого смысла


3)Унылая пора, очей очарованье…

Иногда узнать истину нам позволяют средства искусства (поэзия, живопись)


В) Самопознание

Работа с учебником С. 34 – ответить на вопросы:

1) что такое «образ Я»?

2) из каких компонентов он состоит?


Самооценка оценка личностью самой себя.

Самооценка складывается из оценки своей внешности и оценки своих внутренних качеств.

Работа с иллюстрациями «Виды самооценки»


  1. Закрепление

Решение тестовых заданий


  1. Домашнее задание

§ 6, составить в тетради «образ Я».

3


Слайд 1
автор презентации Денисова Зоя Анатольевна Учитель истории и обществознания МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1 Г. Белогорска Амурской области
Слайд 2
В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) потребность в пище и воде 2) наличие инстинктов 3) способность к преобразованию мира 4) приспособление к природным условиям 5) словесная речь 6) забота о потомстве Черты сходства Черты отличия
Слайд 3
Человек познает мир Познание – процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку
Слайд 4
Как человек познает мир? ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ощущение образ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ умозаключение понятие АПЕЛЬСИН – КИСЛО-СЛАДКИЙ ФРУКТ ОРАНЖЕВОГО ЦВЕТА, ПРОИЗРАСТАЮЩИЙ В ТРОПИЧЕСКОЙ И СУБТРОПИЧЕСКОЙ ЗОНЕ.
Слайд 5
Результаты познавательной деятельности Истина – знания, соответствующие окружающему миру Планета Земля представляет собой шар. Не зная брода – не суйся в воду. Буря мглою небо кроет…
Слайд 6
Познание человеком себя самого Работа с учебником С. 34 Что такое «образ Я»? Из каких компонентов он состоит? Самооценка – оценка личностью самой себя.
Слайд 7
Готовимся к ГИА Суждение: «Не спрашивай старого – спрашивай бывалого», - является результатом 1) научного познания 2) художественного творчества 3) обыденного опыта 4) религиозного откровения
Слайд 8
Готовимся к ГИА Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности? А. Целью познавательной деятельности является получение истинного знания Б. В процессе познания человек может использовать различные приспособления и инструменты 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Полный текст материала Урок обществознания в 8 кл. по теме "Человек познает мир" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисова Зоя Анатольевна  aynana9857
14.12.2009 0 22777 2555

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК