Муниципальное
общеобразовательное автономное
учреждение
Медвежье-Озёрская
средняя общеобразовательная школа
деревни
Медвежьи Озёра Щёлковского муниципального
района Московской области
Методическое
объединение учителей гуманитарного
цикла
История
Разработка
урока на тему
«Путешествие
по странам
Древнего
Востока»
с
использованием ИКТ
в
5 классе
Работу
выполнил: Полякова Анна Анатоьевна
учитель истории
первой
квалификационной категории
Деревня.
Медвежьи Озёра
2013
г.
Цели:
1) Обобщить
и систематизировать знания по теме,
закрепить навыки применения счёта лет
в истории, а также умение показывать на
карте исторические объекты, читать
карту; выявить пробелы в знаниях.
2) Развивать
умения рассуждать, сравнивать,
анализировать, выделять главное; умение
работать в группе.
3) Воспитывать
познавательный интерес к предмету и
уверенность в своих силах; определить
роль Древнего Востока в истории и народов
в целом, а также значение открытий и
изобретений народов Востока и в наше
время.
Тип
урока: нетрадиционный (урок-путешествие).
Методы:
1) наглядный;
2) фронтального
опроса;
3) индивидуальной
работы;
4) групповой
работы.
Опережающее
задание для 2-х групп:
составить кроссворд. 1-я группа для
второй составляет по теме: «Древний
Китай», 2-я для 1-й «Древняя Индия».
Ход
урока.
Учитель:
- «Один никому неизвестный грек по имени
Герострат желал любыми способами
прославиться и остаться в памяти людей.
Ради этого он пошёл на преступление в
356г.до н.э. Герострат поджёг красивый
храм Артемиды в г.Эфесе. Вот такой след
в истории оставил этот человек, став
тем самым известным. Каждый человек
хочет он того или нет оставляет след в
истории. И только от нас зависит каким
он будет. Я, надеюсь, что каждый из вас
сегодня постарается оставить след на
уроке своими хорошими ответами. Пожелаем
друг другу удачи!
-
Сегодня мы с вами отправляемся в
путешествие по Древнему Востоку.
-
Когда возникли первые в мире государства?
(около 5 тыс. лет назад)
Итак,
отправляемся в путешествие по жарким
странам. Первая остановка – Египет.
-Где
находится Египет? (показать и описать
по карте)
-Что
вы срезу вспоминаете, говоря о Египте?
(Египетские пирамиды)
-Что
вы о них знаете? (Египетские пирамиды
строились для фараонов, строили их
вельможи, руководившие стройкой, и рабы,
выполнявшие тяжёлую работу).
1
задание:
Чтобы
построить пирамиды, необходимо было
овладеть глубокими знаниями. Археологами
были найдены египетские задачники. Вот
одна из задач: «Фигура – прямоугольный
треугольник. Высота10, основание 4. узнай
его площадь». Но формулы, с помощью
которой можно вычислить площадь
прямоугольного треугольника у древних
египтян не было.
На
какую хитрость пошли египтяне?
Ответ:
(Древние египтяне складывали 2 прямоугольных
треугольника, вычисляли площадь
прямоугольника и брали половину
полученного результата). S=20.
2
задание.
- Упоминание об этой породе лысых кошек
можно найти ещё в древности. А название
она получила в честь одного из исторических
памятников Египта, до сих пор сохранившихся.
Как
называется эта порода кошек? (Сфинкс).
-
Среди прочих раскопок археологами была
найдена глиняная табличка, на которой
была надпись и карта. Из надписи следует,
что это письмо вавилонского царя
Хаммурапи фараону – Тутмосу.
3
задание:
Было ли это письмо подлинным, или же это
чья-то шутка?
Ответ:
(Шутка, т.к. Хаммурапи правил с 1792-1750 г.
до н.э. , а Тутмос около 1500 г. До н.э.)
Изобразить на доске на ленте времени.
-А
вот карта была настоящей и была составлена
во времена Хаммурапи.
4
задание:
Какая страна изображена на этой карте?
(На
карте Двуречье).
-Но
пред нами самая древнейшая карта, и т.к.
следующая остановка у нас в Двуречье,
давайте покажем эту страну на карте
Древнего Востока.
-
Древним Двуречьем управляли цари, а не
фараоны. А самый знаменитый из них –
царь Хаммурапи. Чем он прославился?
Ответ:
Создал
первые письменные законы в мире. Законы
касались всех людей страны: богатых,
бедных, и даже рабов. Несколько законов
были для знаменитых лекарей Вавилона.
5
задание. -
Вавилонские врачи в лечебных целях
прописывали больным употреблять в пищу
яблоки, груши, морковь, свёклу, лук и
чеснок. Правы ли были вавилонские врачи?
Ответ:
(Правы, т.к. в овощах и фруктах содержится
много витаминов, а витамины укрепляют
организм).
-
Наше путешествие по Древнему Двуречью
заканчивается, но чтобы узнать куда мы
отправимся дальше, нужно решить следующее
задание.
6
задание.
- В южном Двуречье в древности люди
указывали в своём завещании среди
прочего имущества
деревянную
кровать, табуретку и дверь. Почему дети
и внуки получали в наследство наряду с
домом, домашней утварью, слитками серебра
такой странный на наш взгляд, предмет,
как дверь?
Ответ:
(В Двуречье не произрастали деревья,
поэтому дерево стоило очень дорого,
было только у богатых людей, поэтому и
передавалось по наследству).
-
Откуда же вавилоняне вывозили дерево,
в частности знаменитый кедр? (из Финикии)
-
Где же находилась Финикия? (Показать на
карте).
7
задание:
- В глубокой древности Финикия носила
название Ханаан. Название же Финикия
этой стране дали греки. «Финикийцы» в
переводе с греческого означает
красноватые, или точнее, «красящие в
багряный цвет».
-
Почему именно так называли финикийцев
греки?
Ответ:
(Т.к. финикийцы знали секрет добывания
красной краски, окрашивали ею ткани и
торговали ими).
-Чем
ещё прославились финикийцы?
(Были
великими путешественниками, научились
делать стекло, создали алфавит).
-Что
вы знаете об этом алфавите?( В нём было
22 согласных буквы).
8
задание: -
Попробуйте прочитать:
Ответ:
н
крст (не красть)
н
лгт (не лгать)
н
бвт члвк (не убивать человека)
пчт
тц мт (почитать отца и мать)
-
Что это за фразы? Какое государство
является родиной этих заповедей?
(Палестина)
-
Где она находиться? (Показать по карте).
-
Итак, в Палестине были созданы библейские
мифы.
9
задание. -
Одна из заповедей библейских мудрецов
зашифрована. Чтобы её прочитать,
необходимо от значка #
читать ходом шахматного коня.
|
хочет
|
тот
|
быть
|
и
сам
|
дружелюбен
|
#
|
Иметь
|
кто
|
друзей
|
должен
|
|
Ответ:
(Кто
хочет иметь друзей, тот и сам должен
быть дружелюбен).
-
Какая страна является родиной шахмат?
(Индия).
Показать по карте. Какая ещё страна
находиться в Восточной Азии? (Китай)
Показать на карте.
Задание
10: ( в группе)
Кроссворды
по теме: «Древняя Индия» и «Древний
Китай». Работа в группах.
Задание
11.
Говорят,
что в Индии на кустах растёт белая
шерсть, из которой изготавливают ткани,
а вместо мёда используют сок тростника,
который после уваривания превращается
в сладкий песок.
Что
это за шерсть на кустах и сладкий песок?
Ответ:
(хлопок и сахарный тростник)
Задание
12.
-
История происхождения этой собаки
уходит корнями в глубокую древность.
В Китае порода связана с культовыми
буддийскими обрядами и содержалась
только в императорских дворцах. За
попытку украсть такую собаку виновного
приговаривали к казни. Храбрость и
независимость этой породы объясняется
тем, что во дворцах им никогда ничего
не угрожало.
-Что
это за порода? (Пекинес).
Задание
13.
-Китайцы
говорят, что для жизни необходимы 7
предметов: дрова, масло, чай, соль, соя,
уксус и …?
Ответ:
(Рис)
Подведение
итогов. Рефлексия.
-Что
больше всего вам запомнилось?