Презентация по обществознанию по теме "Что такое цивилизация?" для 11 кл. (Office 2007)


Слайд 1
Что такое цивилизация? Древнегреческий историк Фукидид считал признаками «эллинства» (цивилизации) - государственность, которая обеспечивает общественный порядок; - высокий уровень культуры и благосостояния; Павлова Анеля - защищенность прав человека. Васильевна, МОУ СОШ № 12 Г. Вышний Волочек Тверской области,
Слайд 2
XYIII век – истинное рождение понятия и теории цивилизации. Это понятие для просветителей означало: • Смягчение нравов в обществе • Просвещенность людей; • Высокий уровень их духовного развития; • Главный показатель – гражданское общество, в котором должны обеспечиваться права и свободы всем его членам, где не остается места для произвола правителей.
Слайд 3
Теория цивили зации Идея прогр есса Прогресс – совершенствование человечества в процессе его исторического развития.
Слайд 4
Цивилизация – это определенная ступень в развитии человечества варварство Накопление знаний; «Война всех против Технические всех» (Т.Гоббс XYIIв.) усовершенствова ния; Повышение уровня жизни цивилизация Накопление знаний не обязательно ведет к улучшению общества; Наиболее гармоничное состояние человека – это «естественная», нецивилизованная жизнь. (Ж.Ж.Руссо XYIII в.)
Слайд 5
Главные базовые характеристики цивилизации: • Государственность и система права; • Города как административные, религиозные, культурные и торговые центры; • Письменность, формирование науки; • Ремесло, отделившееся от сельского хозяйства; • Усложнение социальной структуры общества.
Слайд 6
XYIII век – период зарождения двух основных теорий цивилизации. стади альна я История представля ет единый поток Народы сравнивались на основе их «цивилизова нности», своеобразие исследовател ей не интересовало . локал ьная История состоит из целого ряда отдельных потоков Основной интерес вызывает не однотипнос ть циклов развития, а своеобрази е культур. Цивилизация это живой организм. (позитивисты Англ. Филосо Г.Спенсер XIX в.
Слайд 7
• Культурно-исторический тип – это сложная система, включающая все своеобразие Теория культурнообщественной жизни исторических типов. • Все культурноН.Я.Данилевский исторические типы равноценны, поэтому любая цивилизация заслуживает право на Цивилизация – наиболее существование, так как творческий этап развития реализует культурно-исторического неповторимую модель типа. развития. Под влиянием позитивистов стали появляться новые теории локальных цивилизаций.
Слайд 8
Немецкий философ О.Шпенглер (1880-1936) Сторонник многолинейного восприятия истории изложил свою концепцию в книге «Закат Европы» • Культуры не содействуют прогрессу человечества и не являются его ступенями; • Отрицание возможности взаимовлияния и взаимодействия культур; • Чтобы понять культуру надо изучать ее изнутри; • Каждая великая культура создала свою « картину души».
Слайд 9
А.Тойнби (188901975) «Исследование истории» Не общество или государство, а локальная цивилизация – основная единица исторического исследования. • Цивилизации познаются только в сравнении; • Признание циклической схемы развития цивилизации; • Попытка доказать, что стадии развития (рождение, расцвет и упадок) цивилизации связаны с историческими закономерностями.
Слайд 10
Закон «вызова-и-ответа» Слишком сильный вызов – развитие культуры приостанавливается. • Природноклиматич еские условия Естествен ная среда вызов • Разлив ы рек Слишком слабый вызов – развитие приостанавливается. • Строите льство дамб • ирригац Искусствен ия ная среда Последователями Тойнби были историки, объединившиеся вокруг журнала
Слайд 11
XX век – появление новых стадиальных теорий. Одна из них принадлежит немецкому философу К.Ясперсу. • Первым доказал, что эпоха создания мировых религий «осевое время» играет важную роль в истории цивилизации; • Это связано с появлением новой личности, новых представлений о мире.
Слайд 12
Американский историк О.Тоффлер В мировой истории он выделил несколько периодов, взяв за критерий материальное производство. Три волны Тоффлера Цивилизация «третьей волны»: ?????? ?????????? Цивилизация «второй волны»: индустриальная Цивилизация «первой волны»: аграрная
Слайд 13
Теория «стадий роста» У.Ростоу Общество «высокого массового потребления» Индустриально е общество («стадия зрелости») «Стадия сдвига» «переходно е общество» «традицион ное Общество»
Слайд 14
Типология цивилизаций 1. «первичные» (в По них нет ведущего Н.Я.Данилевскому начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская; 2. «одноосновные» (имеют одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – древнегреческая (культура), древнеримская (политика); 3. «двухосновные» – европейская (культура и политика); 4. «объединительная » – гармоничное По А.Тойнби 1. «первичные» – неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, легко возникающие и легко погибающие; 2. «вторичные» – возникающие в ответ на вызов; 3. «третичные» – возникают на основе единых религий и церквей из вторичных; ( к сер.XXв. не более 7-8) По О.Шпенглеру 1. Четкое разграничение понятий «цивилизация» и «культура»; 2. Цивилизация понималась как стадия упадка, окостенения, умирания культуры; 3. Говоря о культурах он выделял, подчеркивая их самостоятельно сть всего 8: Египетскую, вавилонскую, аробовизантийскую, греко-римскую,
Слайд 15
Наиболее общепринятой можно считать следующую Индустри периодизацию: Доиндус альная Постин триальн (машинна дустриа льная ая я, (аграрная, техноген традицио ная) нная) конец XYIII – IY-III тыс. нач. XIX до н.э. до в. до промыш. переворот последне й трети а XX в. (инфор мацион ная); перехо д к ней соверш ается сейчас.
Слайд 16
Параметры, отличающие индустриальную цивилизацию от аграрной • Утрачивается зависимость от естественной среды; • Наука тесно связана с производством; • Городское население преобладает над сельским; • Промышленное производство оттесняет на второй план сельское хозяйство; • Демократизация политической системы; • Утверждается система социальной защиты и граждан и защиты прав личности; • Личность освобождается от связи со своей социальной средой; • Идет процесс глобализации; • Духовная жизнь характеризуется усилением рационализма.
Слайд 17
Общественно-экономическая формация Способ производства надстройка политика Производитель ные силы люди Пред меты труда Сред ства труд а Оруд ия труд а Производственн ые отношения обмена распределен ия собственности идеолог ия ценности
Слайд 18
Формационный подход к изучению истории. Недостатки (по мнению достоинства(по мнению сторонников) критиков) • Позволяет увидеть общее в историческом развитии разных народов; • Представить историю как единый процесс; • Установить законы исторического развития; • Предложить периодизацию всемирной истории. • Многие народы не проходили в своем развитии через все формации; • Большинство общественных процессов не могут быть объяснены без искажений с экономических позиций; • Недостаточное внимание уделяется своеобразию отдельных обществ и народов.
Слайд 19
Цивилизационный подход к изучению истории. достоинства недостатки • Позволяет изучать историю во всем ее многообразии; • Ориентирует на изучение тех сторон, которые обычно выпадают у сторонников формационного подхода(ценности, психология и т. д.); • В центр исследования ставится человек и его деятельность. • Становится невозможен взгляд на историю как на единый процесс развития человечества; • Создает возможность полного отрицания единства истории; • Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития.
Слайд 20
Источники: Боголюбов Л.Н., Обществознание 11 класс.Москва: Просвещение, 2008 г.

Полный текст материала Презентация по обществознанию по теме "Что такое цивилизация?" для 11 кл. (Office 2007) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Павлова Анеля Васильевна  xxl
25.06.2010 7 10990 2458

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК