Программа «Проектно - исследовательская деятельность учащихся» для 9 класса


Автор: Куриленко Дарья Сергеевна

Место работы: МБОУ СОШ №88, г. Красноярск

Должность: Учитель истории и обществознания

Программа «Проектно - исследовательская деятельность учащихся» для 9 класса



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Проектно - исследовательская деятельность учащихся» является важной ступенью в дополнительной подготовке. Курс охватывает все этапы исследовательской деятельности.

Курс предназначен для дополнительного образования учащихся 9-х классов школ.


Актуальность:

Программа «Проектно - исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», устава школы, концепции модернизации российского образования на период до 2010;


Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится исследовательская компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования.


Цель освоения программы.

Цель программы курса сформировать у учащихся целостное представление об этапах исследовательской деятельности и практически реализовать сформированные в ходу курса компетенции.

Входные требования:


Цели и задачи модульного курса:


Цель курса:

Создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений, сопровождающихся презентацией, на различных научно-практических конференциях и конкурсах.

Задачи курса:

Образовательные задачи:

  • Обеспечивать расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки.

  • Формировать исследовательские умения и навыки.

  • Формировать библиотечно-поисковые навыки.

  • Обеспечивать приобретение детьми специальных знаний по вопросам организации научно-исследовательской деятельности детей с целью усовершенствования процесса обучения и профориентации.

  • Создавать условия для предъявления результатов научно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.

  • Создавать условия для расширения кругозора детей в области достижений отечественной и зарубежной науки.

  • Помогать активному включению детей в процесс самообразования и саморазвития.

  • Содействовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы детей.

Воспитательные задачи.

  • Создавать условия для гармоничного развития личности, совершенствования духовных потребностей детей.

  • Создавать условия для профессионального общения юных исследователей, преподавателей, представителей вузовской науки.

  • Прививать уважение к научной литературе и ее чтению.

  • Формировать самостоятельность и волевые качества.

  • Способствовать выработке организаторских навыков, умения вести себя в коллективе.

  • Воспитывать чувство товарищества и личной ответственности, доброжелательности.


Продолжительность обучения.


Курс рассчитан на 34 часа, в течение учебного года 2010-2011г.


Формы и режимы занятий:

Лекции, семинарные занятия, конференции.


Результаты освоения курса:

1. Повышение качества обучения.

2. Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.

3. Повышение квалификации педагогов.

4. Нормативное и методическое обеспечение исследовательской деятельностью обучающихся.

5. Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.

6. Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.

7.Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы учающихся.

8. Укрепление материально-технической базы.

Форма подведения итогов:

Защита исследовательской работы



Тема


Кол-во часов

1

Вводная лекция: Создание учебно-исследовательских проектов по тематике группы.

(Возможные цели исследования, используемые методики, в каком виде могут быть представлены результаты и т.п.)

2

2

Структуры тезисов доклада и описания работы.

(Раздать членам группы инструкции в документальном или электронном виде. Показать и прокомментировать ранее выполненные работы разного типа: аналитические, экспериментальные, расчетные, компьютерные. Особое внимание уделить демонстрационному материалу к докладу.)

2

3

Ознакомление группы с предлагаемыми темами работ.

(Краткий рассказ о каждой теме: формулировка цели исследования или решаемой задачи, возможные методы, ожидаемый результат, форма доклада. Домашнее задание: посоветоваться с родителями.)

3

4

Распределение тем исходя из индивидуальных способностей и желаний членов группы.

(Результат распределения зафиксировать в журнале: ФИО, № темы, название темы. Дать рекомендации по составлению планов работ, список литературы. Домашнее задание: составить планы, выбрать методы.)

2

5

Редактирование планов работ, обсуждение намеченных методов выполнения.

(Домашнее задание: индивидуальное по работе над темой.)

3

6

Периодическое заслушивание членов группы о ходе выполнения работ по выбранным темам. Консультации по содержанию работ.

(Очередность заслушивания определяется руководителем на основе личностно-ориентированного подхода. Формулирование очередного домашнего задания.)

2

7

Рекомендации по редактированию тезисов и планов докладов, демонстрационного материала.

(Домашнее задание: редактирование тезисов и планов докладов, демонстрационного материала.)

2

8

Репетиции докладов. Заслушивание докладов на конференциях.

2

9

Консультации по оформлению работ.

(Очередность консультаций определяется руководителем.)

2

10

Экспертная оценка учебно-исследовательской работы комиссией.

3

Итого 34



Список используемой литературы:

Конвенция о правах ребенка;

Закон РФ «Об образовании»;

Концепция модернизации российского образования на период до 2100 года;

Балюк В.А., Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов:

Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.




Полный текст материала Программа «Проектно - исследовательская деятельность учащихся» для 9 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куриленко Дарья Сергеевна  Gera11
26.05.2011 0 11901 1928

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК