Программа «Проектно - исследовательская деятельность учащихся» для 9 класса
Автор: Куриленко Дарья Сергеевна
Место работы: МБОУ СОШ №88, г. Красноярск
Должность: Учитель истории и обществознания
Программа «Проектно - исследовательская деятельность учащихся» для 9 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Проектно - исследовательская деятельность учащихся» является важной ступенью в дополнительной подготовке. Курс охватывает все этапы исследовательской деятельности.
Курс предназначен для дополнительного образования учащихся 9-х классов школ.
Актуальность:
Программа «Проектно - исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», устава школы, концепции модернизации российского образования на период до 2010;
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – знаньевую и компетентностную парадигмы. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится исследовательская компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования.
Цель освоения программы.
Цель программы курса сформировать у учащихся целостное представление об этапах исследовательской деятельности и практически реализовать сформированные в ходу курса компетенции.
Входные требования:
Цели и задачи модульного курса:
Цель курса:
Создание образовательной среды для развития творчества и исследовательской деятельности детей при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений, сопровождающихся презентацией, на различных научно-практических конференциях и конкурсах.
Задачи курса:
Образовательные задачи:
Обеспечивать расширение и углубление знаний, повышение эрудиции детей в интересующих их областях науки.
Формировать исследовательские умения и навыки.
Формировать библиотечно-поисковые навыки.
Обеспечивать приобретение детьми специальных знаний по вопросам организации научно-исследовательской деятельности детей с целью усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Создавать условия для предъявления результатов научно-исследовательской деятельности через проведение научно-практических конференций.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей.
Создавать условия для расширения кругозора детей в области достижений отечественной и зарубежной науки.
Помогать активному включению детей в процесс самообразования и саморазвития.
Содействовать совершенствованию умений и навыков самостоятельной работы детей.
Воспитательные задачи.
Создавать условия для гармоничного развития личности, совершенствования духовных потребностей детей.
Создавать условия для профессионального общения юных исследователей, преподавателей, представителей вузовской науки.
Прививать уважение к научной литературе и ее чтению.
Формировать самостоятельность и волевые качества.
Способствовать выработке организаторских навыков, умения вести себя в коллективе.
Воспитывать чувство товарищества и личной ответственности, доброжелательности.
Продолжительность обучения.
Курс рассчитан на 34 часа, в течение учебного года 2010-2011г.
Формы и режимы занятий:
Лекции, семинарные занятия, конференции.
Результаты освоения курса:
1. Повышение качества обучения.
2. Издание творческих и исследовательских работ обучающихся.
3. Повышение квалификации педагогов.
4. Нормативное и методическое обеспечение исследовательской деятельностью обучающихся.
5. Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, конференции, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования) для раскрытия творческих способностей обучающихся.
6. Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей обучающихся.
7.Организация информационно-продуктивного пространства для самостоятельной работы учающихся.
8. Укрепление материально-технической базы.
Форма подведения итогов:
Защита исследовательской работы
№
|
Тема
|
Кол-во часов |
1 |
Вводная лекция: Создание учебно-исследовательских проектов по тематике группы. (Возможные цели исследования, используемые методики, в каком виде могут быть представлены результаты и т.п.) |
2 |
2 |
Структуры тезисов доклада и описания работы. (Раздать членам группы инструкции в документальном или электронном виде. Показать и прокомментировать ранее выполненные работы разного типа: аналитические, экспериментальные, расчетные, компьютерные. Особое внимание уделить демонстрационному материалу к докладу.) |
2 |
3 |
Ознакомление группы с предлагаемыми темами работ. (Краткий рассказ о каждой теме: формулировка цели исследования или решаемой задачи, возможные методы, ожидаемый результат, форма доклада. Домашнее задание: посоветоваться с родителями.) |
3 |
4 |
Распределение тем исходя из индивидуальных способностей и желаний членов группы. (Результат распределения зафиксировать в журнале: ФИО, № темы, название темы. Дать рекомендации по составлению планов работ, список литературы. Домашнее задание: составить планы, выбрать методы.) |
2 |
5 |
Редактирование планов работ, обсуждение намеченных методов выполнения. (Домашнее задание: индивидуальное по работе над темой.) |
3 |
6 |
Периодическое заслушивание членов группы о ходе выполнения работ по выбранным темам. Консультации по содержанию работ. (Очередность заслушивания определяется руководителем на основе личностно-ориентированного подхода. Формулирование очередного домашнего задания.) |
2 |
7 |
Рекомендации по редактированию тезисов и планов докладов, демонстрационного материала. (Домашнее задание: редактирование тезисов и планов докладов, демонстрационного материала.) |
2 |
8 |
Репетиции докладов. Заслушивание докладов на конференциях. |
2 |
9 |
Консультации по оформлению работ. (Очередность консультаций определяется руководителем.) |
2 |
10 |
Экспертная оценка учебно-исследовательской работы комиссией. |
3 |
Итого 34 |
Список используемой литературы:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция модернизации российского образования на период до 2100 года;
Балюк В.А., Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов:
Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куриленко Дарья Сергеевна
→ Gera11 26.05.2011 0 11901 1928 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.