Образовательная программа факультативного курса «Концентрационный лагерь Бухенвальд» для 9 класса.
Осипян Гаяне Вячеславовна
ЧОУ – СОШ «Новый путь» г. Армавир
Учитель русского языка и литературы
Образовательная программа факультативного курса
«Концентрационный лагерь Бухенвальд»
ЧОУ - СОШ «Новый путь»
Автор-составитель:
учитель русского языка и литературы
Г. В. Осипян
г. Армавир, 2010 г.
Пояснительная записка
Факультативный курс «Концентрационный лагерь Бухенвальд» призван дополнить и расширить знания учащихся о событиях, происшедших в мире в XX веке.
В данном курсе наиболее подробно рассматриваются события той сложной эпохи истории человечества, в которой систематически преследовались и истреблялись немецкими нацистами в лагере Бухенвальд тысячи жертв нацизма: еврейский народ и многочисленные представители различных меньшинств, подвергшиеся дискриминации, зверствам и жестоким расправам. Наиболее эмоционально эта тема раскрыта в искусстве и литературе.
Программа факультативного курса «Концентрационный лагерь Бухенвальд» откроет перед учащимися мир исторического прошлого: этимологию, основание и устройство лагеря, жизнь и смерть в Бухенвальде, преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей еврейского, цыганского и других народов мира.
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса. Поскольку на данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как литература, история России и всеобщая история, обществознание целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.
Цели и задачи курса:
формировать толерантное сознание учащихся, историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцидов;
формировать у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности к своей Родине.
Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.
Данные занятия являют собой дополнительное образование как:
дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;
знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ, предполагает работу с одаренными детьми.
Функции работы курса:
обучающая функция – каждый учащийся имеет возможность удовлетворить свои познавательные потребности в изучении данного периода истории;
социально-адаптивная функция – занятия позволяют учащимся получить социально-значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»;
развивающая функция – развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходящих в мире, которая является составной частью мировой истории; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими взглядами и мировоззренческими системами;
воспитательная функция – развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими данного периода истории.
Организационной формой курса «Концентрационный лагерь Бухенвальд» является – факультативное занятие. Методы и приемы работы с детьми – групповые и индивидуальные.
Учебная программа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ЧАСА)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Создание и расширение концентрационного лагеря Бухенвальд. |
|
2 |
Жизнь и смерть в Бухенвальде. |
|
3 |
Каторжный труд в концлагере. |
|
4 |
Искусство и литература в антифашистской борьбе. |
|
Содержание разделов и тем
Номер и название раздела |
Название темы |
Теория (основные теоретические понятия) |
1. Создание и расширение концентрационного лагеря Бухенвальд. |
«Юридические» основания «превентивного заключения».
Основание лагеря в период строительства.
Устройство лагеря.
Статистика ужаса.
Что было известно о Бухенвальде. |
Концентрационный лагерь, «превентивное заключение». |
2. Жизнь и смерть в Бухенвальде. |
Условия «жизни» в Бухенвальде.
Наказания и террор.
Судьбы различных групп заключенных.
Лазарет.
Медицинские «эксперименты».
Организованное убийство.
|
Террор. |
3. Каторжный труд в концлагере. |
Рабочие команды.
Внешние рабочие команды. |
Рабочие команды. |
4. Искусство и литература в антифашистской борьбе. |
Песня «Бухенвальдский набат». Залман Градовский «Письмо к потомкам». Залман Градовский «Дорога в ад». Залман Градовский «Посреди преисподней». Ицхак Каценельсон «Сказание об истребленном народе». Андрей Вознесенский «Ров». Х/ф «Список Шиндлера». Х/ф «Жизнь прекрасна». Х/ф «Последний этап». Х/ф «Пианист». Х/ф «Ночь и туман». Х/ф «Выбор Софи». Х/ф «Шоа». |
Житейская ситуация, эпизод, сказание, стихотворение, Шоа. |
Список литературы
1. Беркович Евгений Михайлович Жертва двух диктатур // Еврейское слово. — 2009. — В. 22 (440).
2. Пленков Олег Юрьевич. Третий рейх. — Olma Media Group, 2004. — С. 278-289. — 474 с. — ISBN 5765435238.
З. Градовский «Дорога в ад». – М., 2000. – 96 с.
4. Черная книга 1 – М., 2002. – 203 с.
5. Черная книга 2 – М., 2002. – 208 с.
6. И. Каценельсон «Сказание об истребленном народе».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипян Гаяне Вячеславовна
→ Гаяночка 18.07.2011 2 3909 598 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.