Образовательная программа факультативного курса «Концентрационный лагерь Бухенвальд» для 9 класса.


Осипян Гаяне Вячеславовна

ЧОУ – СОШ «Новый путь» г. Армавир

Учитель русского языка и литературы





Образовательная программа факультативного курса



«Концентрационный лагерь Бухенвальд»



ЧОУ - СОШ «Новый путь»







Автор-составитель:

учитель русского языка и литературы

Г. В. Осипян





г. Армавир, 2010 г.

  1. Пояснительная записка

Факультативный курс «Концентрационный лагерь Бухенвальд» призван дополнить и расширить знания учащихся о событиях, происшедших в мире в XX веке.

В данном курсе наиболее подробно рассматриваются события той сложной эпохи истории человечества, в которой систематически преследовались и истреблялись немецкими нацистами в лагере Бухенвальд тысячи жертв нацизма: еврейский народ и многочисленные представители различных меньшинств, подвергшиеся дискриминации, зверствам и жестоким расправам. Наиболее эмоционально эта тема раскрыта в искусстве и литературе.

Программа факультативного курса «Концентрационный лагерь Бухенвальд» откроет перед учащимися мир исторического прошлого: этимологию, основание и устройство лагеря, жизнь и смерть в Бухенвальде, преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей еврейского, цыганского и других народов мира.

Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса. Поскольку на данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как литература, история России и всеобщая история, обществознание целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.

Цели и задачи курса:

  • формировать толерантное сознание учащихся, историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцидов;

  • формировать у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;

  • привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности к своей Родине.



Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.

Данные занятия являют собой дополнительное образование как:

  • дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;

  • знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ, предполагает работу с одаренными детьми.

Функции работы курса:

  1. обучающая функция – каждый учащийся имеет возможность удовлетворить свои познавательные потребности в изучении данного периода истории;

  2. социально-адаптивная функция – занятия позволяют учащимся получить социально-значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»;

  3. развивающая функция – развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходящих в мире, которая является составной частью мировой истории; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими взглядами и мировоззренческими системами;

  4. воспитательная функция – развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими данного периода истории.



Организационной формой курса «Концентрационный лагерь Бухенвальд» является – факультативное занятие. Методы и приемы работы с детьми – групповые и индивидуальные.



  1. Учебная программа



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ЧАСА)



п/п

Название темы

Количество

часов

1

Создание и расширение концентрационного лагеря Бухенвальд.


2

Жизнь и смерть в Бухенвальде.


3

Каторжный труд в концлагере.


4

Искусство и литература в антифашистской борьбе.






Содержание разделов и тем



Номер и название раздела

Название темы

Теория

(основные теоретические понятия)

1. Создание и расширение концентрационного лагеря Бухенвальд.

«Юридические» основания «превентивного заключения».


Основание лагеря в период строительства.


Устройство лагеря.


Статистика ужаса.


Что было известно о Бухенвальде.

Концентрационный лагерь, «превентивное заключение».

2. Жизнь и смерть в Бухенвальде.

Условия «жизни» в Бухенвальде.


Наказания и террор.


Судьбы различных групп заключенных.


Лазарет.


Медицинские «эксперименты».


Организованное убийство.


Террор.

3. Каторжный труд в концлагере.

Рабочие команды.


Внешние рабочие команды.

Рабочие команды.

4. Искусство и литература в антифашистской борьбе.

Песня «Бухенвальдский набат».

Залман Градовский «Письмо к потомкам».

Залман Градовский «Дорога в ад».

Залман Градовский «Посреди преисподней».

Ицхак Каценельсон «Сказание об истребленном народе».

Андрей Вознесенский «Ров».

Х/ф «Список Шиндлера».

Х/ф «Жизнь прекрасна».

Х/ф «Последний этап».

Х/ф «Пианист».

Х/ф «Ночь и туман».

Х/ф «Выбор Софи».

Х/ф «Шоа».

Житейская ситуация, эпизод, сказание, стихотворение, Шоа.





  1. Список литературы

1. Беркович Евгений Михайлович Жертва двух диктатур // Еврейское слово. — 2009. — В. 22 (440).

2. Пленков Олег Юрьевич. Третий рейх. — Olma Media Group, 2004. — С. 278-289. — 474 с. — ISBN 5765435238.

З. Градовский «Дорога в ад». – М., 2000. – 96 с.

4. Черная книга 1 – М., 2002. – 203 с.

5. Черная книга 2 – М., 2002. – 208 с.

6. И. Каценельсон «Сказание об истребленном народе».




Полный текст материала Образовательная программа факультативного курса «Концентрационный лагерь Бухенвальд» для 9 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипян Гаяне Вячеславовна  Гаяночка
18.07.2011 2 3909 598

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК