Программа факультативного курса для 9 кл. «Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве»
Осипян Кристина Вячеславовна
МОУ – СОШ № 23, г. Армавира
учитель истории и обществознания.
Образовательная программа факультативного курса
«Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве»
МОУ - СОШ № 23
Автор-составитель:
учитель истории и
обществознания
К. В. Осипян
г. Армавир, 2010 г.
Пояснительная записка
Факультативный курс «Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве» призван дополнить и расширить знания учащихся о событиях, происшедших в мире в XX веке.
В данном курсе наиболее подробно рассматриваются события той сложной эпохи истории человечества, в которой систематически преследовались и истреблялись немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионы жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленные представители других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Программа факультативного курса «Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве» откроет перед учащимися мир исторического прошлого: этимологию, отличительные черты и периодизацию холокоста, основные лагеря смерти, преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей еврейского, цыганского и других народов мира.
Данная программа рассчитана на учащихся 9 класса. Поскольку на данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как история России и всеобщая история, обществознание целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.
Цели и задачи курса:
формировать толерантное сознание учащихся, историческое мышление и сочувствие к жертвам геноцидов;
формировать у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности к своей Родине.
Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.
Данные занятия являют собой дополнительное образование как:
дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;
знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ, предполагает работу с одаренными детьми.
Функции работы курса:
обучающая функция – каждый учащийся имеет возможность удовлетворить свои познавательные потребности в изучении данного периода истории;
социально-адаптивная функция – занятия позволяют учащимся получить социально-значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»;
развивающая функция – развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов, происходящих в мире, которая является составной частью мировой истории; определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими взглядами и мировоззренческими системами;
воспитательная функция – развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими данного периода истории.
Организационной формой курса «Нарушение прав человека на расовой, религиозной и этнической почве» является – факультативное занятие. Методы и приемы работы с детьми – групповые и индивидуальные.
Учебная программа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (34 ЧАСА)
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Холокост в истории ХХ столетия. Память народов о Холокосте. |
1 |
2 |
Периодизация холокоста. |
1 |
3 |
Причины появления антисемитизма. |
2 |
4 |
Особенности жизни евреев в советской России в 1920-1930-е годы. |
4 |
5 |
Шоа — Катастрофа европейского еврейства. |
1 |
6 |
Возникновение тоталитарных режимов в Европе. |
1 |
7 |
6 |
|
8 |
2 |
|
9 |
Судьбы евреев в оккупированной Европе в период Второй мировой войны. |
4 |
10 |
Трагическая судьба советских евреев на оккупированной территории СССР. Лагеря смерти. |
1 |
11 |
Гетто. |
1 |
12 |
Выселение и уничтожение евреев. |
1 |
13 |
Судьба евреев в СССР в послевоенные годы. |
2 |
14 |
Другие народы и группы — жертвы нацистской политики. |
7 |
Содержание разделов и тем
Номер и название раздела |
Название темы |
Теория (основные теоретические понятия) |
1. Холокост в истории ХХ столетия. Память народов о Холокосте. |
|
Холокост, этимология. |
2.Периодизация холокоста. |
|
Периодизация. |
3.Причины появления антисемитизма. |
Возобновление политики скрытого антисемитизма и политической дискриминации евреев в 1930-е годы.
Антисемитизм в обыденном сознании населения страны. |
Антисемитизм, сознание. |
4.Особенности жизни евреев в советской России в 1920-1930-е годы. |
Развитие еврейской культуры и искусства. Национальная политика советского государства и евреи. Евреи - жертвы репрессий и политического террора в 1930-е годы. |
Культура, национальная политика, репрессии, террор. |
5.Шоа — Катастрофа европейского еврейства. |
Последствия Шоа. |
Шоа. |
6.Возникновение тоталитарных режимов в Европе. |
|
Тоталитаризм. |
Нюрнбергские законы. Идеология и практика расизма и геноцида - государственная политика нацистской Германии. Влияние фашистского режима на рост антисемитизма. Вытеснение евреев из политической, экономической, культурной жизни Германии. Массовые погромы. |
Закон, расизм, геноцид, политика, фашистский режим. |
|
Евреи - первые узники концлагерей. Помощь еврейской диаспоры беженцам из Германии. |
Диаспора. |
|
9.Судьбы евреев в оккупированной Европе в период Второй мировой войны. |
Борьба за выживание. Политика массового геноцида еврейского населения. Строительство нацистами концлагерей: Освенцим, Треблинка, Майданек, Собибор и др.; гибель в лагерях миллионов евреев. |
Геноцид, нацисты. |
10.Трагическая судьба советских евреев на оккупированной территории СССР. Лагеря смерти. |
Оккупация Германией огромных пространств Советского Союза в 1941 г.; причины быстрого продвижения немцев и отступления Красной армии. |
|
11.Гетто. |
Создание еврейских гетто; жизнь и судьба их жителей. |
Гетто. |
12.Выселение и уничтожение евреев. |
|
|
13.Судьба евреев в СССР в послевоенные годы. |
Политика антисемитизма и дискриминации евреев в СССР в 1945 - 1985 гг. Гибель цвета еврейской интеллигенции в конце 1940-х - начале 1950-х годов. |
Политика, дискриминация, интеллигенция. |
14. Другие народы и группы — жертвы нацистской политики. |
Люди с психическими расстройствами и инвалиды.
Славяне.
Свидетели Иеговы.
Франкмасоны.
Цыгане.
Чернокожие жители Германии. |
Нацистская политика. |
Список литературы
1. Беркович Евгений Михайлович Жертва двух диктатур // Еврейское слово. — 2009. — В. 22 (440).
2. Алексеев, Н. С. F. Kaul. Nazimordaktion, T. 4. Ein Bericht uber die erste industrimabig durchfuhrte Mordaktion des Naziregimes. Berlin. VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973. :(Рецензия) /Н. С. Алексеев.//Правоведение. — 1977. — № 1. — С. 122—124.
3. Пленков Олег Юрьевич. Третий рейх. — Olma Media Group, 2004. — С. 278-289. — 474 с. — ISBN 5765435238.
4. Шваниц В.Г. Реакция арабов в отношении холокоста (Arab Responses to the Holocaust, Webversion 6-2010 (англ.))Фашизм
На странице приведен фрагмент.
Автор: Осипян Кристина Вячеславовна
→ OCW 30.07.2011 1 3531 569 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.