Конспект элективного занятия "Конституция в России" для 9 класса.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»
Методическая разработка
занятия элективного курса
«Конституция – основной закон государства»
на тему «Конституция в России».
Тимяшева Екатерина Рудольфовна,
учитель истории и обществознания
2012 год
Тема урока «Конституция в России»
Цели:
-раскрыть значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;
-развивать умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
-воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства – Конституции РФ.
Учащиеся должны знать:
-Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.
-Конституция обладает высшей юридической силой.
-Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
-Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.
Учащиеся должны понимать:
-Конституция – закон высшей юридической силы.
-Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
-характеризовать смысл основных понятий;
-анализировать тексты.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.
Оборудование урока: учебник, интерактивная доска, Конституция.
План урока:
Основной закон страны.
Основные положения документа.
Организационный момент.
Сообщение цели и задач урока.
Объяснение нового материала.
Salus populi suprema lex.
Благо народа – высший закон
Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.
Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство.
Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации (записывают в тетрадь).
Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.
В отличие от остальных законов конституция: (списать с интерактивной доски и обсудить с учащимися)
а)
закрепляет основы государственного
строя, основные права и свободы, определяет
форму государства, систему высших
органов государственной власти;
б)
является основным источником права,
служит базой для текущего
законодательства;
в)обладает высшей
юридической силой;
г) отличается
стабильностью;
д) характеризуется
особым порядком принятия и изменения.
Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2) (знакомство с Конституцией).
За всю историю Российской Федерации принято 5 Конституций: в 1918- ом, 1925-ом, 1937-ом, 1978-ом и 1993-ем годах. Принятие каждой из них означало, существенные изменения в жизни общества и определяло новый этап развития государства.
Групповая работа (класс делится на группы, знакомится с конституциями и заполняет таблицу).
Конституция |
Основные принципы |
Органы управления |
Права и обязанности |
Избирательная система |
Территориально - государственное устройство |
1918 |
|
|
|
|
|
1924,1925 |
|
|
|
|
|
1936,1937 |
|
|
|
|
|
1977,1978 |
|
|
|
|
|
Проверка работы групп и заполнение таблицы.
Объяснение вопроса.
12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
Работа с Конституцией (глава 4) и систематизация данных на интерактивной доске.
Задание: составить кластер «Полномочия президента».
Как Конституция определяет статус Президента?
Обсуждение вопроса и проверка работы учащихся.
Домашнее задание прочитать и проанализировать главу 3, составить схему «Классификация прав и свобод человека и гражданина».
Список литературы
Конституция РФ
Мухаев Р.Т. Политология. М.: Изд-во "Приор", 2000. - 400 с.
Электронные пособия по политологии http://www.alleng.ru/edu/polit2.htm
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-partii.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимяшева Екатерина Рудольфовна
→ kerer03 07.04.2013 0 6669 768 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.