Авторская программа элективного курса "Практическое право"
Современная цивилизация требует от человека умения ориентироваться в правовом пространстве, предупреждать и юридически грамотно разрешать конфликтные ситуации, не только знать свои права и свободы, но и уметь пользоваться ими, отстаивать их, привлекать государственные и общественные организации к защите своих прав. Только гражданин, обладающий правовой культурой, может, с одной стороны, чувствовать себя спокойно и уверенно в современном обществе, а с другой стороны, быть стабилизирующим это общество субъектом, обеспечивать в стране правопорядок и основы правового государства. Последнее обстоятельство понимается государством как важнейшая задача. Ее решение включается в процесс модернизации образования.
Программа элективного курса «Практическое право» адресована учащимся 9 класса. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в основной и средней школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Цель курса заключается:
1. Максимально способствовать развитию правовой культуры школьников - граждан Российской Федерации - на основе освоения ими основных правовых норм;
2. Заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону.
По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
1. Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса право и существенно дополняет его практическими сведениями;
2. Он нацелен на воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности;
3. Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных жизненных проблем.
4. Представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.
К задачам данного курса, связанным с предпрофильным обучением, относятся, в частности:
- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- воспитание ответственности за собственное благополучие;
- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений
в области защиты своих прав.
Методы проведения занятий: эвристическая беседа, лекция, дискуссия, работа с документами, дидактические игры, составление таблиц и схем, тест, проект, решение проблемных ситуаций, деловая игра, сюжетно-ролевая игра.
Содержание курса
Курс состоит из 11 разделов, 17 занятий, в которых раскрываются основные права граждан в области образования, здравоохранения, жилищных отношений, призыва на военную службу, контактов с милицией, судебного процесса, потребительской культуры.
Ожидаемый результат
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
– самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать правовые документы;
– применять на практике знания по отстаиванию своих прав, находить пути разрешения конфликтов, пользоваться основными механизмами для защиты прав человека;
– называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;
– определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления;
– анализировать жизненные случаи, ситуации с точки зрения правовых норм;
– выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;
– создавать и защищать свой проект;
- Применить правовые понятия на практике
- Проанализировать правовой документ.
- Разработать свой вариант нормативного правового акта.
- Выразить свое отношение к той или иной точке зрения.
- Аргументировать свою точку зрения по тому или иному юридически значимому вопросу.
Пример:
Гражданка Иванова Н. приобрела холодильник «ЗИЛ». Но он несколько раз ломался, и она была вынуждена обращаться в ремонтную мастерскую. Однако холодильник все равно не работал. Иванова обращалась в магазин с просьбой заменить ей холодильник на новый, но никто ее требований не выполнил. Тогда Иванова Н. подала в суд иск к производственному объединению «ЗИЛ», которое выпускает эти холодильники, с требованиями о замене холодильника и взыскании денежной компенсации за просрочку выполнения требования о замене товара ненадлежащего качества, а также возмещения ей морального вреда.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, удовлетворил все требования Ивановой Н. Обоснуйте, чем в данном случае руководствовался суд и на основании какого закона было вынесено его решение?
Красин заключил договор с туристической компанией на предоставление ему туристических услуг. Согласно договору заплатил условленную сумму. Однако договор не был выполнен, так как отменили в аэропорту рейс. Туристическая компания, с которой Красин заключил договор, обязалась возвратить утраченные им деньги по договору и компенсацию морального вреда в определенном размере. Но это обязательство не выполнила. Красин на свои претензии к этой туристической фирме дважды получал ответ с обязательством выплатить указанные суммы, но, несмотря на это ничего не получил.
Какие правовые действия следует совершить Красину в связи с данной ситуацией?
Верный ответ: в обоих случая нарушен закон «О защите прав потребителя» и гражданам следует обратиться за защитой своих прав в суд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Административный кодекс РФ
2. Алексеев С.С. Право: Закон, правосудие, юриспруденция и жизни людей: На чальный курс. - М, 1998
3. Гражданский кодекс РФ
4. Закон РФ «О защите прав потребителей»
5. Заморенова Н.Г., Маслов М.Ю. Откройте, милиция!: Как правильно вести себя при общении с сотрудниками милиции. – М.: Юриспруденция, 2004
6. Заморенова Н.Г., Яковлев А.П. Сам себе адвокат. Пособие для граждан по решению конфликтных ситуаций. – М.: Юриспруденция, 2004
7. Защита прав призывника. – М.: Эксмо, 2004
8. Конституция РФ.
9. Кудрина Т.Н. Вы покупатель. Поступаем правильно. – М.: Эксмо, 2007.
10. Лопатенков Г.Я. Права пациента. Практические рекомендации. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005
11. Мушинский В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. – М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования, 1997
12. Настольная книга покупателя. / Авт.-сост. А.М. Горбов. – М.: АСТ, 2004
13. Основы потребительских знаний. /Виноградова И., Кокорев Р. И др. – М.: Вита-Пресс, - 2001
14. Певцова Е.А. Основы правовых знаний: Практикум для учащихся 9-11 классов. – М.: Владос, 2001.
15. Права абитуриентов. / Сост. В.В.Смирнова. – СПб.: Питер, 2004
Правовой справочник для учеников общеобразовательных школ и их родителей / Сост. Г.Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2001
16. Семейный кодекс РФ.
17. Солдатова Т.А. Справочник призывника. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
18. Трудовой кодекс РФ.
19. Тимофеева К.В. Юридический справочник на все случаи жизни. – СПб.: Питер, 2007
20. Уголовный кодекс РФ.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щелухина Анна Сергеевна
→ Annet8147 18.10.2010 9 16700 2157 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.