О системном подходе к разработке и внедрению интегрированных уроков по истории и обществознанию с уроками биологии, литературы, географии
Ашинова С.А.
кандидат педагогических наук,
учитель истории и обществознания,
МОУ «СОШ №27», г. Нальчик, КБР
О системном подходе к разработке и внедрению
интегрированных уроков по истории и обществознанию
с уроками биологии, литературы, географии и т.д.
Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат. integratio – восстановление восполнение…), которая дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Интегрированными называют уроки, на которых взаимосвязанно изучаются темы истории и обществознания, биологии, географии, литературы и т.д. С точки зрения целесообразности, интеграция способствует усилению межпредметных связей, снижению перегрузок учащихся, расширению учащимися сферы получаемой информации, подкреплению мотивации в обучении, исключая дублирование и освобождая учебное время для изучения другого явления.
Интегрированным уроком можно назвать любой урок со своей структурой, если для его проведения используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук или же других учебных предметов с использованием новых учебных программ. Следовательно, методологической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ современной науки. Для проведения интегрированного урока необходимо четко формулировать тему, цели, задачи, понятия, объединяющие системные науки.
Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (одновременное обучение), понятийно-информационном (согласование учителями разных предметов информации и проведение уроков по отдельности) и дистантном (сетевом).
Ю.И. Латышев приводит примеры таких уроков, когда учитель истории передает эстафету учителю литературы, а выступления учеников дополняют друг друга [1]. «Бородинское сражение ученики попытались увидеть объемно, применив исторический и художественный анализ. Факты битвы они увязывали с отражением их в художественных произведениях» [2, с.180].
Целью таких интегрированных уроков является изучение событий истории и освещение их в литературе.
Интегрированные уроки по обществознанию и биологии, где изучаются темы: «Человек познает мир», «У роковой черты», «Природа, общество, человек», «Природа под охраной закона», «Генетические признаки наций и народностей», «Связь поколений» и т.д. представляются не менее результативными и интересными. Опыт проведения таких уроков показывает насколько эффективней могут быть результаты поставленных задач:
- познавательных: научить связи между событиями, фактами, явлениями во времени и пространстве эволюции; делать всевозможные выводы;
- развивающих: научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, в целом, анализировать, делать логические умозаключения;
- воспитательных: формировать нравственное, морально-осознанное отношение ко всему, что окружает учащихся из осмысления событий и явлений историками и литераторами, биологами, географами и т.д.
Для обеспечения наилучших результатов поставленных целей и задач предлагается использование и различных методов и средств обучения. Это могут быть: исследовательская работа, проблемная лекция, учебная дискуссия, поисковая работа, эвристическая беседа, анализ и решение ситуативных задач, ролевая игра, выполнение индивидуальных заданий в процессе урока, работа с опорными схемами, конспектами, практический и лабораторный анализ и т.д.
Использование различных методов, приемов и средств обучения способствует обострению внимания к теоретическому материалу, познавательному мышлению, приобщению учащихся к актуальным проблемам жизни общества, восприятию по-новому содержания изучаемого. Реализация принципов интегративного личностно развивающего образования: личностного подхода, рефлексии, проблемности, системности, диалогичности также имеет важное значение при проведении интегрированных уроков по истории и обществознанию с другими предметами.
Эффективность современного занятия с использованием бинарного метода интегрирования различных предметов зависит от искусства учителей, проявляющего в том, как они взаимодействуют с учениками и между собой принимают учебные цели и задачи, подбирают задания и упражнения, пользуются мультимедийными средствами обучения, ежеминутно владеют ситуацией урока. На наш взгляд, при проведении интегрированных уроков на первый план выдвигается не формальная организация образовательного процесса по передаче суммы знаний, не твердое соблюдение всех традиционных компонентов обучения, а целенаправленное, последовательное, информационное взаимодействие учителей и учеников,
знание
(связи: ученик ┴ учитель) получающих взаимное удовлетворение от встречи друг с другом в рамках личностно-ориентированного подхода в процессе обучения и саморазвития. Никакие самые совершенные обучающие образовательные программы, в том числе и интегрированные уроки, сами по себе не обеспечат эффективности, если им не будет соответствовать уровень информационно-технологической культуры педагогов.
Известно, что усвоение знаний о мире, о людях, о природе происходит через восприятие, осознание запрограммированного эволюцией мышления и запоминание.
Реальные возможности интеграции знаний о многообразии форм человека и формирования позитивных отношений у школьников к кому бы то или к чему бы то ни было дают интегрированные уроки по биологии и обществознанию.
К примеру, интеграция тем: «Человеческие расы, их родство и происхождение» (биология) и «Всеобщая декларация прав человека», «Международное гуманитарное право» (обществознание) поможет учащимся удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание многообразия особенностей человеческих популяций и признание равноправия и неотъемлемых прав и свобод всех людей на земле.
Таким образом, правильный отбор и структурирование содержания интегрированных уроков приводит к новой организованной, на наш взгляд, структуре учебного процесса, повышению интереса к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся.
Интервью Ю.И. Латышева редакции журнала// Преподавание истории в школе – 1991 - №6.
Методика преподавания истории в школе. Учеб. для студ. высших учебных заведений. – М.: 2000. – 240с.
Просьба ответ отправить на адрес: s.ashinova2010@yandex.ru
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ашинова Светлана Адамовна
→ Svetusha 20.03.2011 0 3463 479 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.