Исследовательская работа по краеведению "Участие казаков - южноуральцев в русско-японской войне 1904-1905 г.г."


МОУ «Травниковская СОШ»











Участие казаков – южноуральцев

в русско-японской войне

1904-1905 г.г.



Работу выполнили:

ученики 7а класса

Завьялов Данила и Волошин Сергей



Руководитель:

Поповцева Г.А.,

учитель истории высшей категории







Травники

2011



Оглавление



  1. Введение ………………………………………..3

  2. Основная часть

    1. Участие казаков в военных действиях …4

    2. В памяти народной ………………………6

  3. Заключение ……………………………………..8

  4. Литература и Интернет-ресурсы ……………..10

  5. Приложение …………………………………….11












Введение

Война в коллективной памяти оставляет глубокий след. Однако с течением времени под воздействием новых событий, изменений в политической, экономической, социальной и культурной сферах общества происходит забывание целых явлений. Забываются крупные исторические события, а вместе с этим стираются из памяти имена людей, сопричастных к этим событиям.

Так произошло с Русско-японской войной 1904-1905 гг. Первая война России в XX веке подверглась целенаправленному забыванию. Мировая война, революция, гражданская война, установление Советской власти, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. повлияли на коллективную память российского общества о Русско-японской войне. Вместе с войной ушли в небытие и имена участников войны, забылись подвиги. Но мы, живущие в селе Травники, с малых лет знаем, что нам есть чем гордиться. У нас есть памятник героям Русско-японской войны 1904-1905 годов. В прошлом году мы отметили юбилей – 100лет со дня основания этого памятника. Нам стало интересно узнать, сохранились ли где-то еще в Челябинской области памятники, посвященные этому событию. Мы постарались узнать о том, какое участие в этой войне приняли казаки Оренбургского казачьего войска.





























Участие казаков в военных действиях

Русско-японская война началась в ночь на 28 января (10 февраля) 1904 г. Об этом сразу же стало известно в южноуральских губерниях. В Оренбургской губернии была подготовлена Оренбургская казачья дивизия в составе двух бригад. Дивизия состояла из четырех полков Оренбурского казачьего войска (ОКВ), а два полка ОКВ отправились самостоятельно. Всего в апреле-мае на фронт уехало около 250 офицеров и 4700 нижних чинов. Потом, для восполнения потерь, в район военных действий направлено еще 297 оренбургских казаков. Два полка подготовило и отправило на фронт Уральское казачье войско. Из Уфимской губернии на фронт также ушли воинские части, среди них были три пехотных полка, квартировавших в г. Златоусте: 243-й Златоустовский, 214-й Мокшанский и 242-й Черноярский.

Примечательно, что 30 июня 1904 г. в Златоуст приехал император Николай II, чтобы проводить на фронт 214-й Мокшанский и 242-й Черноярский пехотные полки. Император благословил полки иконами и напутствовал их перед дальней дорогой.

Известие о начале войны вызвало патриотический подъем среди народа и военных. Так, казак Михайловской станицы Василий Плешко вспоминал: "А я не могу дождаться этого дня, сердце мое разрывается, а не терпит - охота на войну ехать". Казаки собирались стихийно, судили, рядили, целыми толпами гуртовались у поселкового правления, обсуждая все подробности и, как правило, сходились к одному заключению:

"…Да мы их мигом расколошматим, шапками закидаем!". Такие настроения были повсеместно.

Южноуральцы участвовали во всех крупных сражениях русско-японской войны, многие из них погибли, многие были удостоены высоких наград. Установить все фамилии участников войны невозможно, однако удалось выявить 391 фамилию южноуральцев, участвовавших в боевых действиях в Манчжурии и на море. Из них 67 человек было награждено. Среди награжденных есть и офицеры, и нижние чины.

Наши земляки сражались под Вафангоу, Ташичао, Ляояном, Мукденом, на реке Шахе, обороняли Порт-Артур и участвовали в первом сражении русско-японской войны у Чемульпо. Известно, что за бои под Ташичао Андрей Смолин и Иван Скрыпов были удостоены орденов Святого Георгия. Мухаметжан Вахитов был призван на фронт из Верхнеуральска, служил на легендарном "Корейце", который вместе с крейсером "Варяг" сражался у корейского порта в ночь на 28 января (10 февраля) 1904 г. Вахитов попал в плен и долгих два года находился в Японии. По возвращении на родину М. Вахитов был удостоен высоких наград, а в Верхнеуральске его стали называть "японцем".

При обороне Порт-Артура отличились казаки станицы Синар-2 (ныне село Нижняя Санарка Троицкого района). Всего из этой станицы на театр военных действий отправилось около 35 казаков, многие из них были награждены. Особо отличился казак Тихон Николаевич Игуменщев( награжден орденом Святого Георгия и медалью "За оборону Порт-Артура"). Ему было разрешено сфотографироваться с пленным японцем (тогда это считалось наградой и доказательством храбрости, патриотизма).

Героизм проявили южноуральцы и в Мукденском сражении. В нем особенно отличился 214-й пехотный Мокшанский полк. Воины этого полка в течение десяти дней держали оборону на правом фланге русской армии и, постоянно контратакуя неприятеля, не допустили окружения русских войск. В этом бою Мокшанский полк понес большие потери: из 4000 штыков в строю осталось 700, погиб командир полка полковник П. П. Побыванец. За свой подвиг полк получил особые знаки отличия: офицеры - нагрудные знаки, солдаты - знаки на головные уборы с надписью "За отличие в русско-японской войне 1904-1905 гг.".

В Мукденском же сражении отличился капельмейстер 214-го пехотного Мокшанского полка Илья Алексеевич Шатров. Он выжил в бою и за храбрость был награжден орденом Святого Станислава с мечами - стал вторым в русской армии капельмейстером, удостоенным столь высокой чести. Под впечатлением пережитых трагических событий И. А. Шатров написал ставший знаменитым на всю страну вальс "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии" или, как его чаще называют, "На сопках Маньчжурии".

Из казаков Травниковской станицы за боевые заслуги 7 казаков и 2 урядника были награждены орденом Св. Георгия.


















В памяти народной

После окончания войны казаки, солдаты, моряки, воевавшие с Японией, вернулись на Родину. По всей России были установлены памятники, часовни, воздвигнуты церкви, увековечившие память погибших и пропавших без вести, а также оставшихся в живых, чтобы знали потомки имена героев, которые проливали свою кровь за них, сражались и рисковали жизнью в боях.

На Южном Урале тоже были построены и часовни, установлены памятники. В Челябинской области сохранилось всего три памятника и одна часовня, построенные после Русско-японской войны. Многое было разрушено, и только эти уцелели и сейчас оберегаются и почитаются жителями области.

Село Миасское (Красноармейский район). Здесь в центре села (на площади) за памятником В. И. Ленину стоит памятный знак - камень, на котором высечены имена, отчества, фамилии убитых, умерших и пропавших без вести, а также оставшихся в живых казаков 11-го и 12-го полков Оренбургского казачьего войска. Памятник представляет собой цельную плиту из серого мрамора, состоящую из двух шестигранников (нижний примерно 1 метр, верхний около 1,5 метров в длину) и увенчанную короной. В памятнике есть ниша, где можно прочитать имена 76 казаков - героев Русско-японской войны.

Город Юрюзань (Катав-Ивановский район). Жители этого города были призваны на флот и служили на Тихоокеанских кораблях. Многие из них погибли, некоторые проявили себя особо и были награждены. Матросы-юрюзанцы, участвовавшие в войне с Японией, - М. П. Чернецов, И. Д. Буренков, И. С. Вавилов - были награждены за героизм, проявленный при обороне Порт-Артура, орденами Святого Георгия, И. А. Воробьев - тем же орденом - дважды. Погибшим землякам жители Юрюзани соорудили мемориал - часовню.

Часовня была построена на народные пожертвования. Ныне она находится в центральной части кладбища. Представляла собой беседку на четырех опорных чугунных столбах. Верх беседки шатровый, четырехскатный, крыт железом. По подзору она имела прорезной орнамент, завершалась маковкой и крестом. Часовня была обнесена ажурной чугунной оградой (в советское время исчезла). В 1990-х гг. часовня сгорела, но в начале 2000-х гг. восстановлена.

Село Степное (Троицкий район). Казаки станицы Степной также участвовали в Русско-японской войне. В память о погибших на народные деньги была сооружена мемориальная часовня. Она представляет собой кирпичную, оштукатуренную колонну с железной крышей и крестом. К памятнику ежегодно до революции приезжали и приходили казаки в наградах и поминали погибших. В советское время памятник пришел в упадок. В 1990-х гг. часовню побелили, покрасили.

Село Травники (Чебаркульский район). Памятник казакам станицы Травники, погибшим в русско-японской войне, представляет собой квадратную пирамиду, состоящую из двух гранитных блоков. В ребрах верхнего блока имеются выемки, придающие граням очертание креста. На гранях углубленным рельефом нанесены фамилии, имена и воинские звания 181 погибшего, умершего и участвовавшего в войне казака станицы Травниковской Оренбургского казачьего войска, но имена трех урядников прочесть невозможно, т. к. один из углов памятника отколот. Пирамида установлена на кирпичном оштукатуренном постаменте. Венчала сооружение бронзовая фигура Георгия Победоносца с копьем в руке. Надпись гласит: "Сия колонна построена в 1910 году в память павших чинов Травниковской станицы в войну с Японией в 1904-1905 годов и в честь выхода станичников с 11 полком на театр войны. Сия колонна открыта 4 июля 1910 года в царствование императора Николая II". Во время гражданской войны памятник сбросили с постамента. Долгое время он лежал на земле. В середине 1950-х годов пропала бронзовая фигура Георгия Победоносца. На закате советской власти памятник установили на прежнее место, обнесли оградой, облагородили, надписи освежили черной краской, место бронзового заняло чугунное изваяние Георгия Победоносца.

Восстановление дореволюционных памятников началось в 1990-е гг., когда возникла потребность в создании или восстановлении прежде существовавших символов, в установлении связи с дореволюционным прошлым. Обратный процесс «возвращения» репрессированных или забытых образов, заново приобретающих свое значение, коснулся памятных мест, связанных с Русско-японской войной. Инициаторами восстановления давно ушедшей символики явились казачество, церковь, военно-исторические организации.














Заключение


Естественно, сегодня памятные места Русско-японской войны, сохранившие свои физические очертания, не могут вновь приобрести свои первоначальные функции. Так, возрождение казачества повлекло за собой восстановление его традиций и истории, но сегодня памятники участникам войны 1904-1905 гг. в бывших казачьих станицах приобрели функцию установления преемственности нового казачества с дореволюционным и демонстрации героического прошлого казаков


Травники – казачья станица. Об этом мы знаем с малых лет. В нашем селе есть Центр народного творчества, основное направление работы которого – возрождение исторических традиций казачества. Стало доброй традицией проводить у нас областной фестиваль детских и молодежных казачьих коллективов «Казачьему роду – нет переводу!». Я являюсь участником фольклорно-краеведческой группы «Станица». Мы принимаем участие в различных мероприятиях краеведческого направления.

Сегодня казачество возрождается как культурный пласт общерусской культуры. Предпринимаются попытки заглянуть в его историю, чтобы определить – кто такие казаки и какое место занимают они в русской истории. В традициях казачества Южного Урала можно выделить тенденцию защиты Отечества, в целом святой Руси и духовную установку. Казачья традиция связана с установками на духовное единство. Духовное единство – это идея, которая являлась высшей, которую нельзя порушить и за которую человек шел на смерть.

Передаваемые из поколения в поколение традиции казачества Южного Урала указывают на наличие определенной самобытной системы воспитания, на содержание которой оказывали влияние не только культурные, но также и географические (природная среда), социальные (социальные структуры), социобиологические (антропологический тип) и хозяйственные факторы. Под влиянием этих факторов и природной среды сложилось некоторое сходство языка, нравов, обычаев, быта и психологических характеристик. В процессе воспитания казаки опирались на представления об общности происхождения и исторических судеб, участие в исторических событиях, на связь с языком и «почвой». Сплав культур, этнокультурная общность породили на Южном Урале казачью культуру.

Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества Южного Урала выступает одним из направлений совершенствования воспитательной работы на основе

ознакомления учащихся с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах, промыслах, ремеслах. Традиции казачества Южного Урала позволяют привить юному поколению духовно-нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключены идеи добра и правды, высокой духовно-нравственной культуры и патриотизма.



























Литература и Интернет- ресурсы

 



  1. Антипин, Н.А. Забытые имена героев Русско-японской войны 1904-1905 гг. // Инфор: «Ветер времени»: материалы к поколенным росписям российских родов Урала (Челябинск). – 2007. – № 1. – С. 26-38.

  2. Антипин, Н.А. Трансформация памяти о Русско-японской войне 1904-1905 гг. на Южном Урале // Наш край: прошлое, настоящее, будущее: Материалы научных студенческих конференций 2007-2008 гг. / Гл. ред. Г.С. Шкребень. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2009. - С. 32-36.

  3. Баканов В. Горькое золото погон. Магнитогорск, 1997.

  4. Горшков Ю. Г., Свечников П. Н., Глуховский В. И., Аверьянов Ю. И., Братанов Н. М., Седой В. Ф. Дороги Оренбургского казачьего войска. Челябинск, 2002.

  5. Оренбургское казачье войско. Поиски. Находки. Открытия. Челябинск, 1999.

  6. Памятники истории Челябинской области: Справочник / Дробот Ф.Я., Колпаков В.С., Парфентьев Н.П., и др. Челябинск: ЮУКИ, 1990.

  7. Рохмистров Е. П. За веру, царя и отечество // Газета "Южноуралец" (город Чебаркуль),1996. N 112.

  8. Семенов В.Г. Оренбургские казаки в русско-японской войне 1904-1905 гг. // Гостиный двор: Лит.-худ. и общ.-полит. Альманах (Калуга). 1995. № 1.

  9. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000.

  10. Челябинская область: энциклопедия. Тт. 1-4. Челябинск: «Каменный пояс», 2003-2005 гг.

  11. Чуйкин Н. Травниковцы в русско-японской войне // Южноуралец. 1991. № 176.

  12. Чуйкин Н. За веру и отечество // Газета "Челябинский рабочий". 21.06.91.

  13. http://uralgenealogy.ru

  14. http://www.rusempire.ru











Приложение1

Памятники героям русско-японской войны в Челябинской области

















12



Слайд 1
Работу выполнили Завьялов Данила и Волошин Сергей, ученики 7а класса МОУ «Травниковская СОШ»
Слайд 2
Памятник казакам – героям русскояпонской войны 1904-1905 г.г. Село Травники
Слайд 3
Цель:  Выяснить, сохранились ли гдето еще в Челябинской области памятники, посвященные событиям русско-японской войны 1904-1905 г.г.  какое участие в этой войне приняли казаки Оренбургского казачьего войска.
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
«Сия колонна построена в 1910 году в память павших чинов Травниковской станицы в войну с Японией в 1904 – 1905 годов. Сия колонна открыта 4 июля 1910 года в царствование Николая II».
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19

Полный текст материала Исследовательская работа по краеведению "Участие казаков - южноуральцев в русско-японской войне 1904-1905 г.г." смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: руководитель Поповцева Г.А.  ПГА8476
03.05.2011 5 4993 582

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК