Творческий проект "Глиняные фантазии" (docx)


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Парбигская средняя общеобразовательная школа»








«Глиняные фантазии»

Творческий проект



















Работу выполнили

учащиеся 5 класса:

Ильиных Дарья,

Романов Денис,

Кустова Екатерина,

Черных Вера,

Бочкарёва Нина


Руководитель проекта:

учитель истории и

обществознания

Суханова

Анна Ефтифеевна





Содержание


  1. Выбор и обоснование проекта…………………………………………..2

  2. Глина – это замечательный дар природы ………………………………3

  3. Материал для лепки и инструменты …………………………………...3

  4. Некоторые основные правила, необходимые для работы с глиной…..4

  5. Способы лепки……………………………………………………………4

  6. Сушка и обжиг……………………………………………………………6

  7. Роспись изделий………………………………………………………….7

  8. Выставка………………………………………………………………….8

  9. Выводы……………………………………………………………………8

  10. Источники Интернет…………………………………………………….8

  11. Приложения……………………………………………………………...9
































1.Выбор и обоснование проекта

Если Вы помните, в Библии говорится, что, первый человек был сотворён Богом из глины. Так уж повелось, что история человечества тесно связана с этим удивительным природным материалом. Начав создавать из глины первые корявые статуэтки, человек перевернул страницу истории. Он стал творцом.

В древности женщины, овладев техникой плетения корзин, стали покрывать их глиной. Результаты оказались успешными: глины высыхала и становилась тверже. Позже, благодаря случаю, появилась техника обжига: возможно, корзина была оставлена около огня, и глина, высохнув, приобрела качества, позволяющие хранить жидкость. С этого момента использование глины вошло в быт: из глины стали делать первые сосуды, которые использовались в основном для хранения и приготовления пищи.

Игрушка из глины, так же известная с давних времен, стала одним из видов народного творчества. Глиняные зверушки и фигурки людей служат игрушкой детям, а иногда просто украшением интерьера. Они просты и всегда несут в себе частичку души мастера.

В последнее десятилетие лепка из глины стала занимать одно из ведущих мест в направлениях развития детского творчества. Эта популярность  заслужена глиной не случайно! Лепка  не только очень увлекательное занятие, развивающее творческие способности, но и деятельность, позволяющая развивать мелкую моторику рук, фантазию и пространственное мышление ребёнка.

На уроках истории, изучая район гончарных мастерских Керамик (г. Афины), мы познакомились с огромным количеством великолепных расписных ваз, узнали как греки изготовляли разнообразные сосуды, чаши, кувшины (Приложение №1). Появилась идея попробовать самим заняться творческим делом – лепкой из глины.

Проблема проекта: смогут ли ученики нашего возраста смастерить изделия из глины?


Цель: изготовление плоских и объемных работ из глины на занятиях элективного курса «Гончарная мастерская».



Задачи:

  1. Познакомиться со способами лепки из глины.

  2. Изготовить простые изделия.

  3. Провести выставку работ.







2.Глина — мелкозернистая осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и  пластичная при увлажнении.

Глина – это замечательный дар природы. Из глины лепят, строят, ею лечат.

Большинство глин — серого цвета, но встречаются глины белого, красного, жёлтого, коричневого, синего, зелёного, лилового и даже чёрного цветов. На её цвет влияют добавки других минералов.

3. Материал для лепки и инструменты

Глину, добытую в природе, необходимо специально подготовить перед началом занятий, этот процесс длительный и трудоёмкий. На занятиях элективного курса «Гончарная мастерская» мы воспользовались готовой глиной для ручного труда (рис.1). Для лепки понадобились специальные скульптурные инструменты – стеки. Некоторые инструменты были куплены, другие – изготовлены своими руками (рис.2). Стеком так же, как и пальцем, нужно скользить по форме, одновременно нажимая. Основное назначение этих инструментов - проработка мелких деталей и удаление лишней глины.


Рис. 1


Рис.2



4.Некоторые основные правила, необходимые для работы с глиной

Правило номер один – обеспечить себе рабочее пространство. Глина довольно маркий материал, поэтому для работы стоит запастись доской или клеёнкой, на которой вы будете лепить, мокрой тряпочкой, чтобы смачивать кончики пальцев во время лепки, стеками и баночкой с водой, чтобы, при необходимости, немного размочить глину.

Второе правило - при работе с глиной – закатайте рукава. Лучше, если вы не будете касаться стола локтями, кистями и запястьями.


Третье правило – чтобы слепить красивую игрушку, нужно убрать из комочка глины посторонние включения (камушки или другой мусор), если они есть, и тщательно раздавить пальцами все уплотнения, чтобы масса была однородной. При этом, если глина липнет к пальцам – она слишком влажная и ее надо помять в руках. А если на куске появляются трещины, когда вы его сжимаете – она слишком сухая, и нужно обмакнуть ее в воду и хорошо размять.

Правило четвертое – из куска глины нужно, по возможности, удалить пузырьки воздуха, иначе при обжиге они дадут трещины. Удаляют их путем разминания куска в руках.

Правило пятое - работать следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны фигуры, поможет более органично все связать в единое целое.

На наших занятиях можно было:

лепить то, что хочешь;
— лепить так, как хочешь;
— ломать то, что сделал сам и т.д.
(Приложение №2).


5.Способы лепки

Конструктивный способ - наиболее простой способ лепки: предмет составляют из отдельных частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь (рис.3, рис.4).

Рис.3

Рис.4

Пластический способ - лепка предмета из целого куска, приём более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Например, для лепки груши - это шар, для гуся, курицы - овоид (яйцевидная форма), для белки - толстый валик, согнутый в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. Все время следует проверять и уточнять правильность пропорций. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали (рис.5, рис.6).



Рис.5

Рис.6

Комбинированный способ лепки включает в себя оба вышеприведённых способа. Из целого куска лепят те части, которые составляют основную массу предмета. Например, туловище и толстые ноги медведя, голову, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно. В процессе лепки таких деталей, как вытянутая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, элементы одежды, могут быть использованы приемы оттягивания и прищипывания глины, когда от общей массы глины пальцами захватывают небольшую ее часть и вытягивают до необходимого размера.

Для соединения деталей игрушки нужен шликер – это глина, которая разведена водой до густоты жидкой сметаны.

Для лепки крыльев и перьев птиц, чешуи рыбы, шерсти животных хорошо подходит приём рельефной лепки: небольшие куски глины накладывают на основную форму, а пальцами и стеком придают им нужную форму (рис.7).

Изображение рельефа - декоративной пластины - выполняют следующим образом. Сначала на бумаге карандашом рисуют эскиз будущей пластины, например декоративный узор, силуэты животных или растений. Эскиз определяет размеры пластины и ее пропорции. Затем на доску кладут ком глины и расплющивают его до нужной толщины - примерно 1 см.

После этого стеком обрезают края, влажной тряпкой выравнивают поверхность и на нее стеком наносят рисунок согласно эскизу. Если узор состоит из цветов и листьев, то из кусков глины выделывают детали, накладывают их на пластину соответственно рисунку на ней и края прочно примазывают стеком к основе (рис.8).

Рис.7 Рис. 8

Рельефным способом Денис Романов изготовил рамку для фотографии (рис.9). Пластину можно изготовить и другим способом: выскоблить (выбрать) лишнюю глину на узоре с помощью стека. В результате фон опустится, а рельеф останется приподнятым над плоскостью пластины. При такой технике рельеф более прочен. Татьяна и Ирина изготовили яблочки, используя технику рельефной лепки (рис.10).

Рис.9 Рис.10

6.Сушка и обжиг

Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность (рис.11). Оба процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды испаряется в процессе сушки изделий на воздухе, но, невозможно полностью изделие высушить таким путем. В любом случае, перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает глину.

Только, пройдя через огонь, глина полностью теряет воду. При этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы на 6-12% (чем пластичнее глина, тем больше ее усадка). Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется.

Хорошая среда — это ровная поверхность (желательно деревянная, можно подложить газеты для впитывания влаги), на которой мы размещаем изделия, отсутствие сквозняков и попадание прямых солнечных лучей; в дали от отопительных приборов. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течение двух недель.

Перед самым обжигом подсушенные изделия можно еще дополнительно просушить в духовке или печи. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет обрабатывать изделие и при необходимости окончательно зачистить его мелкозернистой наждачной бумагой (рис.12), а затем удалить образовавшуюся глиняную пыль широкой кистью или щеткой. Когда изделие полностью просохнет, его можно обжечь в муфельной или русской печи при температуре от 750 до 1200 градусов. Подробнее процесс сушки и обжига описан в Приложении №3.




Рис.11 Рис. 12

7.Роспись изделий

Для росписи изделий можно использовать обычные масляные краски, дающие прочное блестящее покрытие. В отличие от керамических красок, у которых цвет проявляется только после обжига, масляная краска не изменяет своей окраски как во время росписи, так и после нее. Художник сразу же видит окончательный результат, в то время как с керамическими красками он работает почти вслепую. Современные мастера нередко наряду с масляными красками применяют нитрокраски, которые не только быстро сохнут, но и дают гладкую блестящую пленку, напоминающую цветную глазурь. Игрушки, окрашенные масляными красками, не боятся воды. В случае необходимости их можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть.

Можно использовать гуашевые или акриловые краски. Сначала грунтуем изделие клеем ПВА, красим фон белой краской, а затем уже - цветными. Краска сохнет очень быстро.

Не забудьте раскрасить также бока фигурки (рис. 13).

Когда фигурки полностью раскрашены, покройте их клеем ПВА или лаком для работ по дереву, он высохнет и создаст тонкую пленку (рис.14). Если вы раскрашивали акриловыми красками, то клеем или лаком покрывать не надо.

Рис.13.


Рис.14


8.Выставка

Глиняные изделия всегда кажутся теплее и трогательнее остальных — ведь вместе со следами рук они хранят и частичку души мастера, нашу частичку.



9.Выводы

На занятиях элективного курса «Гончарная мастерская» мы научились создавать собственные, пускай сначала несложные глиняные поделки. Их можно подарить друзьям или родным на день рождения, День Святого Валентина и т.д. Каждый из нас сможет самостоятельно мастерить из глины в домашних условиях, необходимо только купить глину (45 р. – одна упаковка, в магазинах города Томска), всё остальное в хозяйстве найдётся.


10.Источники Интернет:

http://www.patlah.ru

http://stranamasterov.ru

http://detskoetvorchestvo.ru

http://integratsia.ru



11.Приложения

Приложение №1

Керамика древних греков

Амфора – сосуд для хранения масла или вина

Амфора чёрнофигурная

ПЕЛИКА – форма амфоры

КРАТЕР – сосуд для вина и воды


ДИНОС – сосуд для вина и подставка для него

ПСИКТЕР – сосуд для снега или льда

ОЛЬПА – сосуд для благовоний






Приложение №2

Игра в глину

Что можно, а что нельзя

Если разрешать детям то, что не требует запрещения, то потом гораздо проще убедить их в том, что нельзя делать действительно запретные вещи. Разрешай разрешаемое, и этим ты запретишь запретное.

На наших занятиях можно:

лепить то, что хочешь;
— лепить так, как хочешь;
— ломать то, что сделал сам;
— иногда ломать то, что сделал учитель;
— раскрашивать поделки красками;
— пачкаться;
— разговаривать;
— ходить по классу;
— играть в слепленные игрушки;
— играть в игрушки, слепленные учителем;
— самостоятельно брать глину и инструменты;
— заниматься любой другой конструктивной деятельностью: рисовать, вырезать из картона, рассказывать сказки, истории и так далее.

На наших занятиях нельзя:

кидаться глиной;
— бросать глину на пол;
— пачкать других детей;
— ломать то, что сделали другие дети;
— откровенно бездельничать;
— громко кричать;
— явно мешать другим детям;
— отбирать у других детей игрушки и инструменты.



Приложение №3

Сушка изделий

Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Оба процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды испаряется в процессе сушки изделий на воздухе, но, невозможно полностью изделие высушить таким путем. В любом случае, перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает глину.

Только, пройдя через огонь, глина полностью теряет воду. При этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы на 6-12% (чем пластичнее глина, тем больше ее усадка).

Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. Почему как можно медленнее должно высыхать изделие? Потому что степень влажности и усадки глины очень высока. А равномерной сушка должна быть по той причине, что места соединений, выступающие и мелкие части высыхают значительно быстрее, чем основная масса изделия. Хорошая среда — это ровная поверхность (желательно деревянная, можно подложить газеты для впитывания влаги), на которой мы размещаем изделия, отсутствие сквозняков и попадание прямых солнечных лучей; в дали от отопительных приборов. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течение двух недель (в зависимости от размеров изделия, срок может быть меньше или больше), особенно осторожно нужно отнестись к сушке больших и сложных изделий. В течение первых 2-3 дней сушки (особенно это касается изделий с тонкими частями) изделия лучше сушить в полиэтиленовом пакете, периодически открывая его, чтоб не скапливался конденсат. Когда глина приобретает определенную плотность (цвет глины при этом меняется, она осветляется), изделия можно продолжать сушить на открытом воздухе (желательно во влажном помещении). На последнем этапе процесс сушки можно ускорить, например, досушивая в более теплых местах (в печи, духовом шкафу с доступом воздуха, т.е. оставлять чуть приоткрытой дверцу шкафа) без попадания на изделие потоков теплого воздуха с постепенным повышением температуры. До полного остывания нельзя извлекать изделия. Процесс сушки виден глазом – изделие светлеет, твердеет и становится легче. При этом изделия не достигают прочности и твердости, свойственной керамике, поскольку керамикой они становятся после обжига. Перед самым обжигом подсушенные изделия можно еще дополнительно просушить в духовке или печи. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет обрабатывать изделие и при необходимости окончательно зачистить его мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить образовавшуюся глиняную пыль широкой кистью или щеткой.



4



Полный текст материала Творческий проект "Глиняные фантазии" (docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Суханова Анна Ефтифеевна  Syxanova
03.07.2011 1 16772 1036

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК