Выступление на тему "Методы и приемы формирования ИКТ – компетентностей у учащихся на уроках истории в 5-11 классах"


Масагутова Галина Михайловна

Учитель истории

МОУ СОШ № 6 г. Лысьва

Выступление на тему «Методы и приемы формирования ИКТ – компетентностей у учащихся на уроках истории в 5-11 классах»



Методы и приемы формирования ИКТ – компетентностей у учащихся на уроках истории в 5-11 классах

Пояснительная записка


Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека создает новую ситуацию в сфере образования. Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы 21 века. Он должен уметь (исходя из требований к уровню подготовки выпускника):

- самостоятельно приобретать знания

- применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем

- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать

- самостоятельно и критически мыслить, искать пути решения разнообразных проблем

- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разног типа и др.

Цель работы:

- обобщить и систематизировать часть материала (приемы и методы), который предлагает нам система образования

- помощь учителям при подготовке к урокам

Исходя из выше перечисленных требований на уроках истории в 5-11 классах используются различные методы и приемы формирования ИКТ – компетентностей. Ниже приведены примеры и названия данных методов.










Дискуссия «Спор с самим собой»


Прочитайте текст (параграфа, дополнительного материала), ответьте на вопрос:

- Могла ли Северная война 1700-1721 гг. закончиться для России неудачно?

Заполните таблицу аргументами «За» и «Против».


ДА, могла, потому что…

НЕТ, не могла, потому что…

1.

2.

3.

1.

2.

3.



Задание «Вопросительные слова»


Прием можно использовать, когда у учащихся уже имеются некоторые сведения по определенной теме. Вопросы можно задавать любые. Учащиеся с помощью текста отвечают на них во втором столбике.


Вопросительные слова

Ключевые слова, связанные с темой

Как?


Что?


Где?


Почему?


Сколько? и т. д.




Задание «совместный поиск»


Работа с текстом. Это задание направлено на умение учащегося извлечь из текста не только информацию, но и проблему. Учитель задает вопросы, охватывающие три направления:

  1. На что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?

  2. Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?

  3. Какие чувства испытали?


Задание «Стратегия «Инсерт»»

При работе с текстом ставим условные значки:

+ - отрывок, где содержится важная информация, которую раньше не знал

- - отрывок, который не соотносится с моими предположениями

! – отрывок, который подтверждает правильность моих предположений

? – отрывок, содержащий что-то, о чем хотелось бы узнать побольше


Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки, а после прочтения текста заполняют таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносят ключевые слова из текста.



Значки

Ключевые слова

+


-


?


!



Таблица Дог ле


Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что я узнал?







В первой колонке учащиеся пишут то, что уже им известно по данной теме, во второй пишут то, что хотелось бы им узнать в течение урока, либо вопросы, на которые они хотят найти ответы. Третья колонка заполняется в конце урока – что я узнал, нашел ли я ответы на свои вопросы.

Это позволяет систематизировать полученный материал для того, чтобы сложилось полное представление по изучаемой теме.


Рабочий лист к уроку «Возникновение государственности у восточных славян»


  1. Заполни пропущенные места, используя рассказ учителя

В течение всего 8 века шло формирование из отдельных небольших родственных племен крупных союзов

А) __________ - Среднее Поднепровье (г. Киев)

Б) древляне - _____________________________

В) ________________ - к северу от полян

Г) дряговичи - ____________________________

Д) _________ - северо-восток (Ростов, Суздаль)

Е) __________ - г. Смоленск

Ж) полочане - _________________

З) ______________ - р. Десна, Сейм, Сулла (г. Чернигов)

И) радимичи - ______________________

К) волыняне, бужане - _____________________

Л) ____________________ - между Днестром и Дунаем


  1. В 8-9 вв. хозяйство славян шагнуло вперед в своем развитии. А это в свою очередь меняло и отношение людей в обществе – славяне шли навстречу созданию первого в своей истории государства – единой восточнославянской Руси. Почему? Ответ обоснуйте и подтвердите текстом, используя параграф.


  1. Продолжи предложение, используя страницу… Появлению государства способствовало не только развитие земледелия, но и рост городов, ремесла и торговых связей. Именно тогда зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который шел из_______________________________________________________

____________________________________________________________________


  1. Используя параграф попробуй дать определение понятию «государство» - это способ организации общества, где есть………………………..................................

...............................................................................................................................................

  1. Заполни таблицу, найди сходства и отличия, используя рассказ учителя и текст

Соседская община

Родовая община





  1. Составь схему «Основные категории населения в канун зарождения государства у восточных славян» Расположите их в порядке убывания богатства и власти.


  1. Сделай вывод и перечисли предпосылки образования государства у восточных славян, используя полученные знания на уроке.


Тема «Иван 3»

Распределите мероприятия, проводимые Иваном, по двум направлениям – внутренняя и внешняя политика.

  1. Присоединение Новгорода 1478 г.

  2. Установление герба государства – двуглавый орел

  3. Принятие титула «Государь всея Руси»

  4. 1480 г. Стояние на реке Угре, в результате ликвидировалось ордынское владычество

  5. Появление чинов конюшего и постельничего

  6. 1485 г. присоединение Твери

  7. 1500-1503 гг. русско-литовская война

  8. введение ритуала целование руки

  9. 1499-1500 гг. присоединение Югры к России

  10. издание судебника 1497 г.

  11. Создание московского войска

  12. Присоединение Вятки 1489 г.


Задания разного вида…

  1. Бегло просмотри исторический источник и отметь ту часть текста, где содержится необходимая информация

  2. Прочитай текст и ответь на вопрос – на каком основании автор считает что…

  3. Прослушай ответ, сообщение одноклассника и оцени его по следующим критериям

  4. Рассмотри таблицу, схему и охарактеризуй ситуацию

  5. Внимательно прочитай текст и запиши 5 признаков, отличий, характеристик, видов и т. п.

  6. Объясни значение понятий, употребляющих в тексте документа

  7. Пользуясь памяткой, проанализируй исторический источник

  8. Выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументируй свой ответ

  9. Придумай к тексту вопросы

  10. Составить мини-рассуждение по данной теме.


Задание №1

(Исторический зоопарк в Древней Греции)

Назвать животное и объяснить источник знаний о нем: лев, козлы, конь, бараны, бык и т. д.:

А) ЛЕВ – Геракл сражается с львом, это отражено в греческих статуях.

Б) КОЗЛЫ – на праздниках в честь бога Диониса одевались в шкуры козлов.

В) КОНЬ – сказание о троянском коне.

Г) БАРАНЫ – поэма Гомера «Одиссея»

Д) БЫК – рассказ о знаменитом атлете Милоне, носившего быка на своих плечах.

Задание №2

(Задания для итогового повторения какой-либо темы)

  1. «Картинная галерея»: необходимо отгадать императора, полководца, выдающегося деятеля, портрет которого на доске.

  2. «Юный литератор»: необходимо угадать автора произведения, личность или событие, о которых идет речь. (Например: Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!...)

  1. «Юный картограф»: каждая команда получает контурную карту в разрезанном виде. Используя клей, ее необходимо собрать и выполнить задание.

  2. Вставьте в текст пропущенные слова.

Задание №3

Предложите ученикам определить из какого источника представлены ниже цитаты.

Задания

Ответы

«Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну»

«Русская правда»

«Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе…»

«Повесть временных лет»

Задание №4

(на умение выявлять причинно-следственную связь)

Учащимся раздаются карточки, из которых они должны составить блоки, исходя из наличия причинно-следственной связи между написанными на карточках утверждениями. Карточки наклеиваются учащимися на чистый лист бумаги. Например:

Рекрутская система формирования армии

Большие расходы государства на содержание армии

Войска рассредоточены по всей территории страны

Много времени на переброску войск к театру военных действий

Отсутствие разветвленной системы железных дорог

Низкая маневренность войск





Типы и виды заданий по усвоению терминов и понятий


  1. Определить связь понятий и явлений (сходство, различие, противоположность). В этом задании предлагается перечень терминов, из которых можно выбрать соответствующие пары или составить группы по смыслу. Например: выберите слова, связанные общим смыслом: закуп, дружинник, холоп, рядовичи, смерд, князь.

  2. Составление кроссвордов по понятиям, решение готовых.

  3. Впишите понятие, которое упущено в логической цепочке: семья----род-----?-----союз племен-----государство

  4. Объясните историческое происхождение или смысл понятия

  5. Сгруппировать термины и понятия по определенной теме

  6. Используя термины, составить рассказ о…

  7. Дать более простое определение данному понятию

  8. игра «Карты»

  9. Кластеры, синквейн

  10. Карусель. Группе даются понятия. Что вы о них знаете? Посылают другой группе, та дописывает и т. д.



Источники

  1. Учебное пособие А.Т. Степанищев «Методика преподавания и изучения истории» часть 1 и 2. Москва, 2002 год.


Полный текст материала Выступление на тему "Методы и приемы формирования ИКТ – компетентностей у учащихся на уроках истории в 5-11 классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Масагутова Галина Михайловна  галюсяя
13.07.2011 0 3699 664

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК