Выступление на тему "Методы и приемы формирования ИКТ – компетентностей у учащихся на уроках истории в 5-11 классах"
Масагутова Галина Михайловна
Учитель истории
МОУ СОШ № 6 г. Лысьва
Выступление на тему «Методы и приемы формирования ИКТ – компетентностей у учащихся на уроках истории в 5-11 классах»
Методы и приемы формирования ИКТ – компетентностей у учащихся на уроках истории в 5-11 классах
Пояснительная записка
Стремительно меняется общество, в котором мы живем. Формирование новой информационной среды жизнедеятельности человека создает новую ситуацию в сфере образования. Большие требования предъявляет общество к выпускнику школы 21 века. Он должен уметь (исходя из требований к уровню подготовки выпускника):
- самостоятельно приобретать знания
- применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать
- самостоятельно и критически мыслить, искать пути решения разнообразных проблем
- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разног типа и др.
Цель работы:
- обобщить и систематизировать часть материала (приемы и методы), который предлагает нам система образования
- помощь учителям при подготовке к урокам
Исходя из выше перечисленных требований на уроках истории в 5-11 классах используются различные методы и приемы формирования ИКТ – компетентностей. Ниже приведены примеры и названия данных методов.
Дискуссия «Спор с самим собой»
Прочитайте текст (параграфа, дополнительного материала), ответьте на вопрос:
- Могла ли Северная война 1700-1721 гг. закончиться для России неудачно?
Заполните таблицу аргументами «За» и «Против».
ДА, могла, потому что… |
НЕТ, не могла, потому что… |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Задание «Вопросительные слова»
Прием можно использовать, когда у учащихся уже имеются некоторые сведения по определенной теме. Вопросы можно задавать любые. Учащиеся с помощью текста отвечают на них во втором столбике.
Вопросительные слова |
Ключевые слова, связанные с темой |
Как?
Что?
Где?
Почему?
Сколько? и т. д. |
|
Задание «совместный поиск»
Работа с текстом. Это задание направлено на умение учащегося извлечь из текста не только информацию, но и проблему. Учитель задает вопросы, охватывающие три направления:
На что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?
Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?
Какие чувства испытали?
Задание «Стратегия «Инсерт»»
При работе с текстом ставим условные значки:
+ - отрывок, где содержится важная информация, которую раньше не знал
- - отрывок, который не соотносится с моими предположениями
! – отрывок, который подтверждает правильность моих предположений
? – отрывок, содержащий что-то, о чем хотелось бы узнать побольше
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки, а после прочтения текста заполняют таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносят ключевые слова из текста.
Значки |
Ключевые слова |
+ |
|
- |
|
? |
|
! |
|
Таблица Дог ле
Что я знаю? |
Что я хочу узнать? |
Что я узнал? |
|
|
|
В первой колонке учащиеся пишут то, что уже им известно по данной теме, во второй пишут то, что хотелось бы им узнать в течение урока, либо вопросы, на которые они хотят найти ответы. Третья колонка заполняется в конце урока – что я узнал, нашел ли я ответы на свои вопросы.
Это позволяет систематизировать полученный материал для того, чтобы сложилось полное представление по изучаемой теме.
Рабочий лист к уроку «Возникновение государственности у восточных славян»
Заполни пропущенные места, используя рассказ учителя
В течение всего 8 века шло формирование из отдельных небольших родственных племен крупных союзов
А) __________ - Среднее Поднепровье (г. Киев)
Б) древляне - _____________________________
В) ________________ - к северу от полян
Г) дряговичи - ____________________________
Д) _________ - северо-восток (Ростов, Суздаль)
Е) __________ - г. Смоленск
Ж) полочане - _________________
З) ______________ - р. Десна, Сейм, Сулла (г. Чернигов)
И) радимичи - ______________________
К) волыняне, бужане - _____________________
Л) ____________________ - между Днестром и Дунаем
В 8-9 вв. хозяйство славян шагнуло вперед в своем развитии. А это в свою очередь меняло и отношение людей в обществе – славяне шли навстречу созданию первого в своей истории государства – единой восточнославянской Руси. Почему? Ответ обоснуйте и подтвердите текстом, используя параграф.
Продолжи предложение, используя страницу… Появлению государства способствовало не только развитие земледелия, но и рост городов, ремесла и торговых связей. Именно тогда зародился знаменитый путь «из варяг в греки», который шел из_______________________________________________________
____________________________________________________________________
Используя параграф попробуй дать определение понятию «государство» - это способ организации общества, где есть………………………..................................
...............................................................................................................................................
Заполни таблицу, найди сходства и отличия, используя рассказ учителя и текст
Соседская община |
Родовая община |
|
|
Составь схему «Основные категории населения в канун зарождения государства у восточных славян» Расположите их в порядке убывания богатства и власти.
Сделай вывод и перечисли предпосылки образования государства у восточных славян, используя полученные знания на уроке.
Тема «Иван 3»
Распределите мероприятия, проводимые Иваном, по двум направлениям – внутренняя и внешняя политика.
Присоединение Новгорода 1478 г.
Установление герба государства – двуглавый орел
Принятие титула «Государь всея Руси»
1480 г. Стояние на реке Угре, в результате ликвидировалось ордынское владычество
Появление чинов конюшего и постельничего
1485 г. присоединение Твери
1500-1503 гг. русско-литовская война
введение ритуала целование руки
1499-1500 гг. присоединение Югры к России
издание судебника 1497 г.
Создание московского войска
Присоединение Вятки 1489 г.
Задания разного вида…
Бегло просмотри исторический источник и отметь ту часть текста, где содержится необходимая информация
Прочитай текст и ответь на вопрос – на каком основании автор считает что…
Прослушай ответ, сообщение одноклассника и оцени его по следующим критериям
Рассмотри таблицу, схему и охарактеризуй ситуацию
Внимательно прочитай текст и запиши 5 признаков, отличий, характеристик, видов и т. п.
Объясни значение понятий, употребляющих в тексте документа
Пользуясь памяткой, проанализируй исторический источник
Выбрать главное и второстепенное в содержании документа, аргументируй свой ответ
Придумай к тексту вопросы
Составить мини-рассуждение по данной теме.
Задание №1
(Исторический зоопарк в Древней Греции)
Назвать животное и объяснить источник знаний о нем: лев, козлы, конь, бараны, бык и т. д.:
А) ЛЕВ – Геракл сражается с львом, это отражено в греческих статуях.
Б) КОЗЛЫ – на праздниках в честь бога Диониса одевались в шкуры козлов.
В) КОНЬ – сказание о троянском коне.
Г) БАРАНЫ – поэма Гомера «Одиссея»
Д) БЫК – рассказ о знаменитом атлете Милоне, носившего быка на своих плечах.
Задание №2
(Задания для итогового повторения какой-либо темы)
«Картинная галерея»: необходимо отгадать императора, полководца, выдающегося деятеля, портрет которого на доске.
«Юный литератор»: необходимо угадать автора произведения, личность или событие, о которых идет речь. (Например: Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!...)
«Юный картограф»: каждая команда получает контурную карту в разрезанном виде. Используя клей, ее необходимо собрать и выполнить задание.
Вставьте в текст пропущенные слова.
Задание №3
Предложите ученикам определить из какого источника представлены ниже цитаты.
Задания |
Ответы |
«Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну» |
«Русская правда» |
«Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе…» |
«Повесть временных лет» |
Задание №4
(на умение выявлять причинно-следственную связь)
Учащимся раздаются карточки, из которых они должны составить блоки, исходя из наличия причинно-следственной связи между написанными на карточках утверждениями. Карточки наклеиваются учащимися на чистый лист бумаги. Например:
Рекрутская система формирования армии |
Большие расходы государства на содержание армии |
Войска рассредоточены по всей территории страны |
Много времени на переброску войск к театру военных действий |
Отсутствие разветвленной системы железных дорог |
Низкая маневренность войск |
|
|
Типы и виды заданий по усвоению терминов и понятий
Определить связь понятий и явлений (сходство, различие, противоположность). В этом задании предлагается перечень терминов, из которых можно выбрать соответствующие пары или составить группы по смыслу. Например: выберите слова, связанные общим смыслом: закуп, дружинник, холоп, рядовичи, смерд, князь.
Составление кроссвордов по понятиям, решение готовых.
Впишите понятие, которое упущено в логической цепочке: семья----род-----?-----союз племен-----государство
Объясните историческое происхождение или смысл понятия
Сгруппировать термины и понятия по определенной теме
Используя термины, составить рассказ о…
Дать более простое определение данному понятию
игра «Карты»
Кластеры, синквейн
Карусель. Группе даются понятия. Что вы о них знаете? Посылают другой группе, та дописывает и т. д.
Источники
Учебное пособие А.Т. Степанищев «Методика преподавания и изучения истории» часть 1 и 2. Москва, 2002 год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Масагутова Галина Михайловна
→ галюсяя 13.07.2011 0 3707 664 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.