Статья "Активные методы обучения на уроках истории в формировании эмоционального отношения к категории прав человека у учащихся 8 класса".


Н.В. Фролова

учитель истории,

МОУ "СОШ №1,

г. город Ступино

Активные методы обучения на уроках истории в формировании эмоционального отношения к категории прав человека у учащихся средней ступени

Сегодня одна из основных задач образовательной политики Российской Федерации – это обеспечение современного качества образования, социализация личности, способной жить в постоянно меняющемся мире. Для решения этой задачи современный учитель применяет в своей практической деятельности современные образовательные технологии. В зависимости от роли обучающегося все методики условно можно разделить на пассивные (обучающийся – «объект» обучения, усваивающий и воспроизводящий материал), активные (обучающийся – «субъект» обучения, вступающий в диалог с учителем) и интерактивные (обучение идет во взаимодействии всех обучающихся и учителя). Мне бы хотелось представить опыт работы по активным методам обучения (АМО). В педагогической литературе определяют их как методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся они в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы [10, 50]. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Это зависит от содержания метода, способа его использования, от мастерства педагога. Именно АМО позволяют научить обосновывать свою позицию, пополнить свои знания знаниями остальных, перевести заинтересованность во внешней стороне предмета в стойкий интерес к внутренним аспектам изучаемых проблем.

Актуальность заявленного мной проекта очевидна, так как современный период в развитии нашего государства, масштабность и острота его социальных, культурных и экономических проблем обусловливают актуальность поиска оптимальных путей подготовки молодежи к современной жизни. В Конституции 1993 года мы провозгласили курс на построение правового, демократического, социально ориентированного государства [4,8,9]. Но это скорее ориентир на будущее, и не вызывает сомнение, что непосредственно участвовать в этом процессе и создавать гражданское общество, быть его самой деятельной частью предстоит нынешнему поколению детей и подростков. Поэтому сегодня как никогда остро стоит вопрос об усилении воспитательной функции образования, о формировании гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважении к правам и свободам человека и гражданина, любви к Родине. Учитывая все вышеперечисленное, возникает потребность в проведении организованной учебной и воспитательной деятельности, направленной на воспитание чувства гражданственности и патриотизма, поскольку именно они максимально способствуют возникновению у школьника активной жизненной позиции. Главной целью современного гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в реальном демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни. И в наибольшей степени решению этой задачи способствую активные методы обучения.

На сегодняшний день в России существует достаточно много моделей гражданского образования [1, 11]:

  • предметно-тематическая модель, основанная на изучении специальных предметов («Обществознание», «Право»);

  • межпредметная модель представляет собой совокупность педагогических приемов и методов;

  • институциональная модель предполагает доминирование в организационной работе школы общественного самоуправления;

  • дессеминационная модель представляет собой внедрение готовых разработок, сценариев;

  • проектная модель гражданского образования предполагает разработку и реализацию проектов различной направленности. Проект здесь выступает как способ овладения гражданскими знаниями и чувствами, а впоследствии – и компетенциями.

Для реализации своей темы я выбрала проектную модель, так как именно она может охватить всех участников образовательного процесса, создает оптимальные условия для приобщения к совокупности знаний, умений, навыков. Одним из интенсивных методов социальной практики является проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Такие проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, учителя.

Проект «Активные методы обучения на уроках истории в формировании эмоционального отношения к категории прав человека у учащихся средней ступени» является:

  • по времени реализации краткосрочным, разрабатываемым на протяжении нескольких уроков и во внеурочной деятельности;

  • по профилю знаний: исторический;

  • по межпредметным связям: история, обществознание, право;

  • по форме – индивидуально-групповым;

  • по характеру преобладающей деятельности – исследовательским, частично игровым;

  • по кругу участников: учащиеся 8 класса

Цель

Формирование у школьников основ гражданской и правовой компетентности личности, развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умений работать с информацией, рассуждать, делать выводы





Гипотеза

В качестве темы взят исторический эпизод, посвященный восстанию ткачей на Прохоровской мануфактуре в 1885 году и последующему судебному процессу, на котором ткачи были оправданы коллегией суда присяжных. Вопросов здесь больше чем ответов, так как чтобы объяснить данный ход событий, необходимо изучить множество аспектов: положение рабочих на фабрике, особенности их труда, ситуацию с правами человека в России XIX столетия, специфику правовой системы нашей страны в историческом своеобразии и в современном нам обществе. Следует учитывать, что этому вопросу в школьном учебнике посвящено два абзаца, то есть необходимо работать с дополнительными материалами. В процессе данной проектной деятельности осуществляется формирование практических учебных умений в индивидуальной и групповой работе, считаясь с мнением других, переживая успехи и неудачи, отстаивать свои убеждения и взгляды. Кроме того, в проекте идет реализация межпредметных связей: на историческом материале позапрошлого столетия происходит изучение правовых и обществоведческих аспектов и их сравнение с современным положением дел в мире в России. В данном случае образование демонстрирует свою экономическую функцию, то есть дает направление будущей профессиональной деятельности. В проекте идет знакомство с миром профессий, закладывается понимание прав и обязанностей работника и работодателя, подводится база под проблему социального партнерства.

В ходе работы над проектом я планирую познакомить учащихся с вопросами прав человека в трудовой деятельности, в ее историческом развитии посредством самостоятельной и групповой работы. Для этого предлагается следующий внутренний алгоритм работы над проектом:

  1. Обосновать актуальность проекта.

  2. Выделить ключевые вопросы в рамках исследуемой проблемы.

  3. Сформировать творческие группы.

  4. Найти и обработать информацию.

  5. Сформулировать ответы на ключевые вопросы.

  6. Сделать выводы.

  7. Представить результаты проекта.

Задача

Воспитание чувства гражданственности и патриотизма у учащихся средней ступени.

К педагогическим задачам проекта относится установление межпредметных связей, выявление аспектов тем, которые могут быть раскрыты шире для дополнительного педагогического применения, совершенствование общеучебных умений, навыков исследовательской работы в группе, углубление знаний по теме проекта.

К образовательным задачам следует отнести: изучение особенностей развитие рабочего класса в России в пореформенный период, понимание остроты социальных противоречий в отношениях буржуазии и пролетариата, интеграция знаний по буржуазным реформам (судебной 1864 года) и прав человека вообще с темой рабочего вопроса.

Развивающими задачами являются: формирование умений обобщать и систематизировать материал, выделять главное, ставить проблемы и разрешать их, выдвигать версии и доказывать их, учить добывать знания, выходя за рамки школьного учебника, приобретение навыков работы в группе, развитие правовой и информационной компетентности

Воспитательными задачами можно считать: формирование отношения к категории права, чувства коллективизма и сопричастности, создание обстановки соревновательности и сотрудничества, приобретение навыков культуры дискуссии, создание атмосферы уважения к мнению другого человека, выявление лидеров, способных отстоять свою позицию и увлекать за собой, группировать вокруг себя команду, сопереживать неудачам другого.

Обзор литературы

Теоретической основой моего исследования стала следующая научная и методическая литература. Это, во-первых, пособие Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» в котором рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация и основные параметры. Во-вторых, это книга Поливановой К.Н. «Проектная деятельность школьников», в которой излагается общая теория проектной деятельности школьников, описана структура проектной деятельности, ее отдельные этапы. В-третьих, это книга Шевченко Н. И. «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания», в ней рассматриваются современные образовательные технологии, формы и методы активного и интерактивного обучения, которые способны качественно улучшить достижения учащихся при изучении обществознания. В-четвертых, это сборник под общей редакцией Тюляевой Т.И. «Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла», в который включено описание методик и технологий, отвечающих современным целям и задачам модернизации образования, инновационным преобразованиям в этой области. В-пятых, сборник «Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы автора-составителя Севериной О. А. В данном пособии представлен опыт работы педагогов-практиков по созданию модели гражданского образования. В-шестых, это книга Ивановой Е. О. «Теория обучения в информационном обществе», в которой рассматривается процесс обучения, организованный в условиях всеобщего доступа к пространству информации и показаны изменения целей, дидактических принципов, методов, форм обучения. Также следует упомянуть «Российскую педагогическую энциклопедию» под редакцией Панова В. Н. как академическое справочное пособие по исследуемому мной предмету.

Методика исследования

Этапы реализации проекта представлены мною в виде таблицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первый этап: поиск и формулирование проблемы. В программе по истории России этот урок находится в разделе «Россия в правление Александра II. Власть и общество, реформы и революция». Идея прав человека является главенствующей в курсе «Основы права». На этом этапе тема осознается и мотивируется как недостаточно разработанная в рамках учебного материала. Учитель ставит задачу и доказывает ее актуальность. Идет первичное ознакомление с материалом в форме вводной лекции по теме: «Рабочий вопрос в России пореформенного периода»

Целевой аудиторией данного проекта являются ученики 8 класса, которые сталкиваются с этим проблемным вопросом в курсе истории России.

Учащиеся составляют план-конспект данной темы.

Второй этап: организация творческих групп для работы над проектом. Очень важно на этом этапе правильно распределить ролевую нагрузку: сильные ученики получают сложные и по объему и по исполнению задания. В проекте задействованы все ученики: каждый связан чувством сопричастности с другими исполнителями своего участка работы

Класс делится на группы: «присяжные поверенные» – 4 человека, «государственные обвинители» – 4 человека, группа «журналистов» – 4 человека, «эксперты по вопросам законодательства» – 3 человека, «свидетели» (театральная группа) – 4 человека, «присяжные» -12 человек, секретарь суда – 1 человек.


Третий этап: планирование работы над проектом. Определяется круг материалов для работы, способы сбора и обработки информации, способы представления результатов, обязанности участников творческих групп. Учитель предлагает список литературы и дает к нему комментарии, разъясняет в какой форме должны быть собраны и представлены материалы

Например, группа журналистов должна освещать проект на разных этапах в форме презентаций, статей, фоторепортажей, свидетели будут прибегать к приему драматизации, т.е. говорить от лица конкретных персонажей. Ребята распределяют обязанности внутри своих творческих групп, проговаривают сроки исполнения и формы представления материалов

Четвертый и пятый этапы: поиск и сбор информации, ее анализ. Так как урок предполагает уверенное знание учениками материала, целесообразно начать подготовку к нему за 2-3 недели. Учитель, следуя определенному графику, интересуется, на какой стадии находится разработка проекта в творческих группах

Идет собственно черновая разработка проекта, консультации с учителем.


Шестой этап: оформление и представление проекта. Это отчет о работе над проектом в форме урока-суда. Данный урок по виду будет являться нетрадиционным уроком, по типу это ролевая игра (имитация судебного процесса с элементами театрального действия). Учитель на данном этапе оценивает вклад каждого учащегося, но пока не озвучивает своего мнения.


В ходе двух школьных уроков идет презентация финальной части проекта. Алгоритм шестого этапа:

  • 1) Вступительное слово учителя с разъяснением гипотезы проекта.

  • 2) Вступительные речи коллегий присяжных поверенных и обвинителей (общая характеристика линий защиты и обвинения).

  • 3) Само слушание, включающее допросы свидетелей, выдвижение доводов, контрдоводов, привлечение мнений экспертов, демонстрация материалов дела.

  • 4) Заключительные речи представителей коллегий.

  • 5) Вынесение присяжными вердикта с последующей мотивировкой своей позиции.

  • 6) Подведение итогов. Определение домашнего задания в зависимости от конкретной специфики участия в уроке: журналисты оформляют творческий отчет (газета, фоторепортаж), коллегии пишут отзывы – эссе о проделанной ими работе, присяжные пишут о самых ярких моментах защиты проекта.

Седьмой этап: анализ и оценка результатов работы над проектом. Качество данного продукта оценивается учителем путем выставления оценок с коротким резюме по поводу вклада каждого в общее дело. Если участие ряда школьников недостаточно для выставления оценки, то учитель может дать дополнительное домашнее задание в форме сочинения (отчета, статьи).

На данном этапе происходит обсуждение вердикта коллегии присяжных (почему именно это решение победило, оправданы и осуждены ткачи забастовщики), кто продемонстрировал самую большую активность в ходе работы. Это можно считать групповой рефлексией и самоанализом. Кроме того, оформляется газета, коллаж, возможен даже короткий видеофильм о работе над проектом.

Для работы над проектом школьникам была рекомендована следующая литература:

  1. Антонов В.С., Огнянов м.Б., Пирумова Н.И. Книга для чтения по истории СССР, XIX в. Пособие для учащихся средней школы, М., просвещение, 1989.

  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М.: Просвещение, 2007.

  3. История Отечества в литературе, XI X век: хрестоматия для учителя / сост. А. В. Шестаков, - М., Просвещение, 1991.

  4. Кириллов В. В., Кулагина Г. М. История России. Справочник, Р-н-Д, 2005.

  5. Медушевская А. Н. Россия в XIX веке. М.: Просвещение, 2006.

  6. Чернова М.Н. Личность в истории. Россия век XIX. М.: Эксмо, 2007.

Выводы

Особенностью учебных проектов с элементами игры и драматизации является то, что участники разрабатывают игру сами (результат предсказать сложно, если , конечно, не грешить «отрепетированностью»), продумывают и описывают ее содержание, структуру, этапы, результаты, создают по ходу реализации новые правила. В таких играх дается представление о типичных представителях социальной группы (в данном случае, пролетария), указывается род занятий, сведения, которые позволят отождествить себя с конкретным персонажем. Учащиеся вводят в оборот новые факты, события, опираясь на документы, научно-популярную литературу. Они берут на себя роли специалистов – юристов, журналистов. В ретроспективных ролях они должны представлять человека иного общества, статуса, возраста, выражать внутренний мир своего персонажа, вжившись в эту роль, выражать личные качества и мотивы поведения. Они воссоздают речь, словесные обороты конкретного периода истории. Хотелось бы отметить, что в разных классах результат неповторим: с сильной и активной коллегией обвинителей ткачи могут быть осуждены, хотя они реально были оправданы судом присяжных в 1885 году. Ученики, которые уже завершили процесс обучения в школе или находятся на пороге ее окончания до сих пор вспоминают этот проект, кому-то он помог определиться с выбором жизненного пути, будущей профессии. Этот проект является многофакторным, так как кроме заявленных в нем задач попутно несет в себе и профориентационный, и нравственный, и межличностный, и социально-политический заряд. Если мы хотим воспитать поколение деятелей, людей неравнодушных, умеющих разбираться в сложнейших аспектах современной жизни, имеющих активную жизненную позицию, то данная методика работы нам в этом должна помочь. Что касается итогов моего практико-значимого проекта, то можно отметить следующие:

  • задачи, поставленные перед осуществлением проектной деятельности не были рассчитаны на достижение конкретного и кратковременного результата. Скорее всего, данный проект стал начальным звеном в цепи освоения данной методики;

  • результат в данном случае может быть отнесен к результатам отложенного действия, так как на определенном этапе формируется позитивное отношение к категории прав человека идет воздействие на эмоциональную сферу жизни школьников, то есть важен сам процесс освоения данной темы. Тем более, что в методе проектов важен не конкретный результат, а сам процесс проектирования;

  • сама система оценивания может происходить по разным основаниям: за командную работу, за проектную идею, за соответствие идее проекта, за владение рефлексией, за творческий подход в подготовке презентации;

  • необходимо в дальнейшем предпринять логическую серию мероприятий, продолжающих данную работу, по возможности ввести ее в систему;

  • в ходе реализации проекта я добилась более четкого понимания роли прав человека в жизни конкретного человека и всего общества, обучила учащихся основам планирования своей деятельности, предоставила школьникам возможность адекватно оценить свое и чужое участие в коллективном деле, выделяя недостатки, делать конструктивные предложения и замечания. Ребятами был приобретен опыт публичных выступлений (речь в данном случае идет о сформированности таких коммуникативных умений, как умение спрашивать, выражать свою точку зрения, умение договариваться).

В целом проект можно признать состоявшимся и интересным как для ученической аудитории, так и для преподавателя

Список литературы

  1. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/под ред. Н. Воскресенской и С.Шехтера, при участии А. Иоффе и Ч. Уайта. – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», фонд «Сивитас», 2005.- 115с.

  2. Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/ авт.- сост. О. А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 319 с.

  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе/ Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.

  4. LEXT- справочник. Конституция Российской Федерации по состоянию на 2011 год. – М. : Эксмо, 2011. – 80 с.

  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.

  6. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах/ под ред. В. Г. Панова. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 1858 с.

  7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  8. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. 136 с.

  9. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания, - 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. 208 с.

  10. Глоссарий портала Российское образование http//www.edu.ru/index.php? page_id=50&op=word&wid=11 (время обращения 10.08.2011. 18:32).


Полный текст материала Статья "Активные методы обучения на уроках истории в формировании эмоционального отношения к категории прав человека у учащихся 8 класса". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фролова Наталья Владимировна  неравнодушная
17.11.2011 0 2962 470

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК