КОНКУРС ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 5 КЛАСС
КОНКУРС ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
5 КЛАСС
Цель:
повторить и закрепить пройденный материал по курсу «Древняя Греция»;
углубить знания учащихся по истории Древней Греции;
усилить интерес к предмету
Оборудование:
карта «Древняя Греция»;
рисунки учащихся;
газеты;
изображение Клио
Ход игры:
Учитель:
Добрый день! Сегодня гостей и команды приветствует сама богиня Клио (внимание участников конкурса обращается на запись на доске):
Вам, пришедшим сюда.
К состязанию готовым,
Слово привета свое обращаю.
Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:
Честно сражайтесь под сводами храма науки.
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Муза Истории – Клио –
Вас приглашает
Разминка
Кто такая Клио? (Муза Истории)
Кто такие Музы? (Дочери Зевса, богини поэзии, искусств и наук)
Кто такая великая Ника? (Дочь Титана Паланта и океаниды Стикс; богиня Победы)
Кто такой Геродот? («Отец истории»)
Учитель:
Чувствуется, что игра сегодня удастся! Команды сильные подобрались! Смело и правильно отвечают на вопросы.
Объявляются условия игры: за каждый правильный ответ команда получает красную карточку, за неполный ответ – желтую, зеленая карточка – штрафная.
Приветствие
Команды должны представить себя, то есть объявить свое название, девиз
Конкурс «Цифры и факты»
Команды должны сообщить факты из истории Древней Греции, связанные с этими цифрами.
А.
776 г. До н.э. (первые Олимпийские игры)
1200 г. До н.э. (поход греков на Трою)
42 км (расстояние от Марафона до Афин, которое пробежал афинский воин, чтобы сообщить о победе над персами)
12 (столько подвигов, по преданию, совершил Геракл; на Олимпиаде колесницы должны были 12 раз объехать колесницу ипподрома)
Б.
490 г. До н.э. (состоялась Марафонская битва)
594 г. До н.э. (реформы Солона)
16 (македонская фаланга состояла из 16 рядов)
7 (столько девушек и юношей посылал Эгей на остров Крит в дар Минотавру)
Конкурс «Кому это могло принадлежать»
Сова – священная птица богини Афины
Меч и клубок ниток – дала Ариадна Тесею, чтобы он выбрался из лабиринта
Скамеечка и маска – принадлежали греческим актерам
Камешки и щенок – вещи Демосфена, который набирал в рот камешков и старался перекричать шум моря и визг щенка
Клещи и молоток – инструменты Гефеста
Шляпа и сандалии с крылышками – вещи посланца богов Гермеса
Конкурс художников
По жребию команды получают задание:
А. нарисовать дорическую колонну
Б. нарисовать ионическую колонну
Конкурс «Найди ошибку и исправь»
Командам предлагается текст с ошибками. Текст прилагается
Конкурс капитанов «Можешь ли ты быть оратором?
Представьте, что встретились афинянин и спартанец, и каждый пытается убедить другого, что порядки в его государстве лучше. Вы должны подобрать факты, которые убедят не только спорщиков, но и зрителей.
Капитаны готовятся, а мы продолжаем игру. После следующего конкурса капитаны продемонстрируют свои способности.
Конкурс «Крылатые выражения»
А.
Надо определить, какое крылатое выражение связано с этим предметом, объяснить его происхождение и смысл употребления сегодня
На листе изображено яблоко («яблоко раздора»)
На листе изображен конь («троянский конь»)
Б.
Предлагается ситуация, в которой необходимо правильно употребить крылатое выражение и объяснить его
Мать, зная от богов судьбу сына, пытается избежать ее и купает его в водах подземной реки Стикс, делавших человека неуязвимым. Но воды Стикса не коснулись того места, за которое держала сына мать. Судьбу избежать не удалось. Юноша погиб от стрелы, которая попала ему в пятку («Ахиллесова пята»; означает слабое, уязвимое место)
Несказанно богат царь Элиды, владевший огромными стадами скота. Однако стойла давно не числились. Геракл, поступивший к царю на службу, отвел в ворота конюшни русло реки Алфей, и бурный поток за сутки смыл грязь («Авгиевы конюшни»; употребляется по имени царя Авгия, владельца конюшен, в значении чего-либо запущенного до предела)
Конкурс «Отгадай героя»
Ребята показывают сценки, которые готовили дома. В сценке показывается эпизод из жизни какого-то исторического деятеля. Задача соперников отгадать о ком идет речь.
Конкурс «Знаешь ли ты исторические термины?»
Подчеркние слова (записаны на досве), наиболее отражающие сущность понятия, стоящего за скобками.
Раб (хозяин, вещь, отсутствие прав, иностранец, грек)
Полис (город, государство, войско, казна, укрепление)
Колония (корабль, Родина, занятие, поселение, счастье, вдали)
Демократия (народ, равенство, власть, закон, гражданин)
Конкурс «Реши задачу»
У древних греков был бог огня и кузнец Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (О занятиях, о существовании религии)
В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы причины такого различия? (Спартанцев в школах кормили плохо, они должны были добывать себе пропитание; ночью спартанцы умерщвляли сильных илотов, боясь их восстаний)
Произошло это в Древней Греции. Как-то изголодавшийся длинноухий осел, самовольничай, аккуратно общипал часть кустов одного растения. Как тут разгневался хозяин, приговаривая: «Боже, самые лучшие, самые молодые общипал!»
Прошло лето. Наступила осень. И тут греки решили поставить огромный памятник ослу. И поставили.
Вопрос: Предположите, за что греки поставили памятник ослу?
Ответ: Осел общипал часть кустов винограда. Как раз эти кусты и дали щедрый урожай. Так нерадивый осел преподал виноградарю урок ухода за растениями. Предание гласит, что расчувствовавшиеся греки некогда даже соорудили невольному первооткрывателю замечательного приема внушительный памятник.
Конкурс «Восстанови изображение»
Дается изображение исторического памятника, разрезанное на кусочки. К нему прилагаются и лишние, не принадлежащие к данному изображению, фрагменты. Задача команды правильно составить изображение и рассказать, что им о данном памятнике известно.
Конкурс «Отгадай карту»
Предлагается несколько фрагментов исторических карт, на которых происходили исторические события.
Необходимо:
- написать, какое историческое событие происходило на территории каждого фрагмента карты;
- подписать названия требуемого географического объекта (города, острова, полуострова, реки, страны)
Звучит музыка: Сиртаки (общий танец)
Подводятся итоги конкурса. Анализируется работа команд. Объявляя.ются победители. Производится награждение
Евтишенкова Наталья Олеговна
Учитель истории ГОУ СОШ № 623
Квалификационная категория - высшая
УРОК-ИГРА «Личность и мораль» в 8 классе
Цели урока:
обобщить полученные знания учащихся о личности, ее роли в жизни общества и моральных нормах, сформировать умение характеризовать личность;
развить память, речь, логическое мышление;
способствовать воспитанию упорства, трудолюбия, чувства дружбы
Тип урока:
повторительно-обобщающий
Форма урока:
Урок-игра
Оборудование:
карточки с заданиями
Ход урока:
Подготовительный этап
Вспомните, какую главу мы с вами изучили? Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок-соревнование, на котором мы должны вспомнить все те проблемы и вопросы, которые разбирали на предыдущих уроках.
Вы уже по желанию разбились на группы, выбрали капитана и придумали эмблему. Познакомимся с правилами игры.
Организация игровой деятельности
Предлагаю поработать с понятиями. Каждой группе дается понятие, а вы должны составить кластер к этим словам:
1 группа – «личность»
2 группа – «мораль»
3 группа – «ценность»
Проверка заданий и выставлении баллов
А теперь каждой группе раздаются карточки с определениями, а вы должны правильно сформулировать их и записать
Мораль
Личность
Норма
Нравственная культура личности
Этикет
Ценности
Поведение
Брак
Семья
Проверка задания и выставление баллов
Конкурс капитанов
Задача ответить «да» или «нет»
Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да)
Для формирования личности достаточно семейного окружения
По древней легенде Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…» (Да)
Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да)
Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да)
Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да)
Проверка задания и выставление баллов
Конкурс «сам себе режиссер»
А теперь необходимо обыграть ситуацию «Сам себе режиссер»
Ситуация:
Представьте, что вы едете в поезде. В вашем купе – человек, который никогда раньше вас не видел. И исключительно в зависимости от вашего поведения, слов, жестов, тона, способов и характера общения между собой и с незнакомым человеком, проявленных в пути, ваш спутник будет рассказывать дома одну из версий: «Ехал я с обаятельными людьми. Приятно было познакомиться» или «Ну и люди (скоты) попались мне в этом купе!»
Проверка задания и выставление баллов
Конкурс «Я – любознательный»
Ребята слушают вопрос и дают на него ответ. За каждый правильный ответ дается балл.
Сначала он бы habilis, потом erectus, а кем стал потом и остается сейчас, хотя не всегда соответствует этому названию
Ответ: homo sapiens, человек разумный
Как вы думаете, что искал Диоген днем с огнем в толпе людей?
Ответ: он искал человека. Аргументируйте свой ответ
На Руси бытовало гадание: связывал хвостами петуха и курицу и сажали под решето. Если перетягивала курица, это означало… Что?
Ответ: вечный семейный вопрос: кто в доме хозяин? На Руси он решался просто. Гадали на петухе и курице. Перетянет петух – мужской верх, перетянет курица – быть мужу под башмаком всю жизнь
Именно так называли на Руси пару лошадей или волов, запряженных в одну упряжку
Ответ: супруги – находящиеся в одной упряжке. Лошадей сопрягает ярмо, людей печать в паспорте
Римский философ Сенека говорил: «Чужие пороки у нас всегда перед глазами». А где, по мнению Сенеки, свои собственные?
Ответ: «Свои же собственные за спиной»
«Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Эта древнейшая заповедь называется… Как?
Ответ: золотое правило нравственности
По мнению французского писателя Альфонса Доде, «удачно высмеиваются лишь те недостатки. Которые…» Закончите эту фразу
Ответ: «…есть у тебя самого»
Именно такой брачный возраст устанавливал Судебник, принятый в 1550 году. А каков он сейчас?
Ответ: по Судебнику 1550 года выходить замуж полагалось в 12 лет, а жениться в 15. Сейчас – в 18 лет
Английский писатель и политик Бенджамин Дизраэли (1804-1881) сказал, что он – величайшее счастья на земле, если основан на полной гармонии»
Ответ: Дизраэли дал такую характеристику браку
Его любимым изречением были слова: «Познай самого себя». Кто этот человек?
Ответ: Сократ
Проверка задания и выставление баллов
Конкурс «Разгадай анаграмму»
В своей жизни мы часто сталкиваемся с нравственными понятиями и терминами. Проверим, насколько хорошо мы их знаем.
Задание: за 3 минуты каждая команда должна переставить буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее качество, присущее личности, или понятие, так или иначе связанное с темой урока.
Материал для конкурса «Разгадай анаграмму»
Родстагоблво (благородство)
Пврдаа (правда)
Дрообта (доброта)
Женуваие (уважение)
Торатевит (авторитет)
Одсптьло (подлость)
Сомнокрсть (скромность)
Мралоь (мораль)
Оньтствеосттвен (ответственность)
Рдогость (гордость)
Ступопок (поступок)
Дбружа (дружба)
Вностьер (ревность)
Сбиамолюе (самолюбие)
Вессоть (совесть)
Чнолисть (личность)
Азанинаке (наказание)
Ншенесолийетнверно (совершеннолетний)
Проверка задания и выставление баллов
Конкурс «Полезные советы»
Кто из нас не любит давать советы. Продемонстрируем это. Итак, новый конкурс «Полезные советы»
Задание: команды должны записать варианты ответа на вопрос, предложенный в карточке
«Для того, чтобы в семье всегда был мир и спокойствие, мы предлагаем…»
«Для того, чтобы человека уважали, надо…»
«Для того, чтобы ваша совесть была чиста, …»
Проверка задания и выставление баллов
Конкурс «Вредные советы»
То были полезные советы. А теперь пойдем от обратного и будем выполнять задания конкурса «Вредные советы»
Задание: перед нами начальные строчки стихотворения, продолжите в духе писателя Г. Остера
Если вдруг твоя семья
Оказалась без тебя…
Если вдруг ты не согласен
С тем, что люди говорят…
Если ты не добрый малый,
Скажем прямо, даже злой…
Если думаешь, что можно
Младших в школе обижать
Проверка и выставление баллов
Конкурс «Творческое задание»
Развитие личности невозможно без творческого начала. Наш конкурс так и называется «Творческое задание»
Задание для всех команд: Французский философ Вольтер говорил: «Работа избавляет нас от трех величайших зол: скуку, порока, нужды». Поспорьте или согласитесь с этим мнением, приведите аргументы.
Ответ: Вольтер имел в виду, что скука ослабляет умственные и физические силы человека, а порождается бездельем или отсутствием настоящей работы. Человек, увлеченный своей профессией, на работе скучать не будет. Следствием скуки может стать пьянство, наркомания, аморальный и преступный образ жизни. От скуки человек предается порокам. Нужда нередко объясняется нежеланием зарабатывать деньги, приверженностью скуке и порокам, особенно лени.
Проверка задания и выставление баллов
Индивидуальное задание для каждой команды:
Народная мудрость гласит: «Если ты хочешь помочь голодному, то не давай ему рыбу, а дай ему удочку и научи его эту рыбу ловить»
Объясните, как жадность может привести к преступлению
Ваш 18-летний брат решил жениться на своей ровеснице. Предупредите его хотя бы о трех основных затруднениях, которые встанут перед юными супругами.
Проверка задания и выставление баллов
Подведение итогов и награждение участников
Евтишенкова Наталья Олеговна
Учитель истории ГОУ СОШ № 623
Квалификационная категория - высшая
На странице приведен фрагмент.
Автор: Евтишенкова Наталья Олеговна
→ Наталья_Евтишенкова 06.12.2011 0 5286 975 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.