Проектная деятельсность как средство повышения мотивации обучения учащихся во внеучебной деятельности
Борисова Людмила Леонидовна,
МБОУ «Сосновская ООШ»
Берёзовский муниципальный район
учитель истории и обществознания
Проектная деятельность как средство повышения мотивации
обучения учащихся во внеурочной деятельности
Если ученик в школе не
научился сам творить,
то и в жизни он всегда
будет только
подражать, копировать.
Л.Н. Толстой
Современное образование требует создать такие условия ученику, где бы он не только получал знания традиционным способом, а был активным участником образовательного процесса, то есть «субъектом» обучения. А как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Необходимо использовать интерактивные методы обучения, которые меняются соотношения “педагог – воспитанник”: воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает – педагог содействует, воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности. В своей работе использую один из методов интерактивного обучения метод проектов.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.
Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей.
Именно проектная деятельность дает возможность сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Изучив технологию метод проектов, апробировав её в своей работе, пришла к выводу, что это действительно эффективная педагогическая технология. Она способствует формированию целого ряда ключевых компетентностей:
Коммуникативной (общение в группе, выступления при защите своего проекта, ответы на вопросы и вопросы одноклассникам);
Социальной (умение использовать знания и другие ресурсы окружающих для решения проблемы);
Информационной ( получать нужную информацию из различных источников: книги, конспекта, интернета, умения развёртывать информацию);
Культурологической (осознание высоких художественных достоинств произведений);
Рефлексивной( умение ребёнка действовать в соответствии с вопросами: зачем я это делал и что я получил?) и др.
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в проектную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественный результат, который необходим современной школе, на успешную адаптацию молодежи в современном обществе.
Осуществляя метод проектов во внеурочной деятельности, делаю уклон на краеведение. Так как изучение родного края позволяет осознать, что каждый человек – соучастник прошлого, настоящего и будущего, что корни человека – в истории своего народа, края, в котором живет человек, и традициях своей семьи. В школе были осуществлены такие проекты как:
«Вспомним прошлое», результат которого была брошюра «Места, что сердцу святы», посвященная памятным местам Сосновского поселения.
«Листая прошлого страницы», который предполагал серию мероприятий, посвященных 65-й годовщине Великой Победы. Конечным результатом работы стала «Встреча поколений», где общались учащиеся школы с ветеранами войны, которые вспоминали свое военное лихолетье.
«Путешествие 2011», где дети разрабатывали виртуальный туристический маршрут по Пермскому краю, описывали достопримечательности своей малой родины, решали викторину по истории Пермского края и участвовали в различных акциях.
Вся наша жизнь состоит из череды различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты». Ведь для любого человека самая значимая оценка – это общественное признание его успеха. Подростку необходимо получить отклик сверстников и взрослых на свой результат труда. Это очень важно, поскольку дети всегда сомневаются: признают ли меня окружающие? Любой проект достоин положительной оценки, ведь ребенок действовал сам. Важно, чтобы он проанализировал свою деятельность: как была поставлена работа? Что получилось в итоге? Продвинутый в проектировании ребенок может сказать, соответствует ли его результат затраченным усилиям или можно было пойти другим, более удобным путем. Такой самоанализ дорогого стоит. Если ребенок умеет его делать, он и оценку сможет себе поставить. А когда человек готов к самооцениванию, он более успешно идет по жизни.
Список литературы
Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9.
Н. Ю. Пахомова. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003
О. А. Северина. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2010.
С.Г. Щербакова и др. Организация проектной деятельности в школе: система работы. Волгоград: Учитель, 2009.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Людмила Леонидовна
→ lyudusia 01.02.2012 0 3591 648 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.