Обобщение опыта " Интеграция в процессе обучения истории и обществознания"
(Слайд 1)
Обобщение опыта в форме инновационного проекта
« Интеграция в процессе обучения истории и обществознания»
(выступление на областном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года – 2011» город Курск).
Панкеева Людмила Анатольевна.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» города Курска.
Учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе.
Интеграция в процессе обучения истории и обществознания.
Жили–были педагоги. Они ходил в строгих костюмах, составляли КИМ, чтобы проверять знания, полученные на уроках. А ученики на их уроках узнавали так много нового, что зачастую не успевали все усвоить. И чем больше старались педагоги разными приемами и методами преподносить свою науку, используя любую возможность, тем больше огорчались, когда видели, что интерес к их предметам становился все более формальным. (Слайд 2)
И вот однажды один из педагогов случайно открыл «Философский словарь» и «О чудо!» Он давно искал это слово! Интеграция! Вот он, выход!
Да, действительно. Задумывались ли мы, насколько необходимы детям для здоровой счастливой жизни более 10 тысяч основных понятий физики, химии, истории, обществознания, математики, которые заставляют выучить в 5-11 классах. Как превратить школу из места принудительного слушания чужих мыслей вместо естественной жизни ребёнка?
На лицо противоречие: между увеличиваемым объёмом учебного материала, скоростью появления новых знаний (известно – поток информации удваивается каждые 20 месяцев) и временем, отводимым на изучение предмета.
Но ещё Ян Амос Коменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». (Слайд 3)
Цель моего педагогического опыта является раскрытие сущности интеграции как инновационной формы работы в обучении истории и обществознания. (Слайд 4)
Задачи: (Слайд 5)
1. Рассмотреть причины потребности интегрированных уроков.
2. Разработать модель интеграции в образовательном процессе.
3.Определить этапы реализации модели интегрированного обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся.
4. Выявить результаты интегрированного обучения и его значение.
Объект: учебный процесс в школе. (Слайд 6)
Предмет: процесс интеграции учебных предметов в школе.
Гипотеза. При том же объёме учебного материала, при том же времени, отведённом на изучение истории и обществознания, но изменив методику преподавания, возможно, достичь высоких предметных, метапредметных, личностных результатов. (Слайд 7)
Именно интеграция содержания образования позволяет создать единую картину мира на научной основе, ликвидировать повторения и дублирования материала в разных предметах, обеспечивает взаимосвязь различных предметных систем знаний, разгрузку и оптимизацию режима учебного труда школьников. Кроме того, интегрированное обучение способствует наиболее эффективному развитию у обучающихся значительного круга компетенций: социально-адаптивной, когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной, что является главным требованиям к результатам обучения в стандартах второго поколения. (Слайд 8)
Следует отметить, что корни интегрированного подхода уходят ещё в 18 век. России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский, другие педагоги. Любая инновация основана на традициях. Инновация моего проекта - в совершенствовании интегрированного обучения в условиях глобализации современного мира.
Результатом моего педагогического опыта стало появление модели интегрированного обучения «Гармония познания». (Слайд 9) Эта модель основана на выстраивании межпредметных связей по содержанию, с учётом возрастных особенностей школьников. Реализуется она во взаимодействии с такими учреждениями как НМЦ, КИНПО, КГУ, РОСИ, ЮЗГУ, МЭБИК. (Слайд 10)
« Гармония познания» состоит из трех ступеней, соответствующих следующим возрастным категориям: (Слайд 11)
1.5-7 классы - ведущей идеей является внутрипредметная интеграция понятий, знаний, умений внутри своего учебного предмета. Она направлена на «прессование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более емким.
2.8-9 классы - межпредметная–синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин. Вторая ступень проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к формированию целостной картины мира в сознании обучающихся. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях,категориях, подходах.
3. 10-11 классы - третья ступень –транспредметная- синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Это высший уровень интеграции содержания. Он может быть охарактеризован как объединение в целое содержания образовательных областей обучения с содержанием образования, получаемого детьми вне школы.
Несмотря на обозначенные ведущие идеи, на каждой ступени интеграции в модели возможна коррекция степени интегрированного погружения, время перехода к следующей ступени. Всё зависит от уровня формирования общеучебных умений, навыков и способов деятельности детей.
На первой ступени (Слайд12) обучающиеся изучают понятия собственного предмета (истории и обществознания), учатся формулировать определения понятий. Для этого составляются пошаговые карты работы (где ранее встречали, что знаем, что хотим узнать, как оно связано с другими дисциплинами).Решают познавательные задачи, предусматривающие установление и усвоение связей между знаниями и умениями учебного предмета. Объяснение нового материала происходит с опорой на ранее известные обучающимся факты или теоретический материал. Таким образом, это позволяет связывать между собой разные темы внутри самого предмета. Мной разработаны индивидуальные карты пошаговой работы по составлению определений, составлены информационные карты-схемы для анализа познавательной деятельности обучающихся. (Слайд 13)Часто использую на занятиях метод «Шесть шляп мышления». Мышление делится на шесть разных режимов, что позволяет явления, события рассматривать с различных точек зрения. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. (Слайд 14)
На второй ступени (Слайд 15) акцент делаю на перенос знаний из предмета в другой предмет: история-биология, история–иностранный язык, история-математика, история- литература, обществознание-биология. Для этого часто использую метод беседы с созданием проблемной ситуации. Урок начинаю со слов: «как выдумаете?», «правильно ли такое высказывание?», «согласны ли вы с мнением?» Проблемные вопросы требуют от школьников более высокого, поискового или творческого уровня мыслительной активности. В этом плане мне представляется удачными уроки в форме практического занятия на основе групповой работы. Формы интегрированных уроков подбираю различные, чтобы обучающиеся не теряли интерес к предмету. Это урок - «исторический театр», урок-«путешествие в прошлое», урок-рекламный плакат, урок- съезд. (Слайд 16)
На этом этапе важно познакомиться с учебными планами ОУ по предметам, рабочими программами коллег, с целью корректировки своих рабочих программ. Подобная работа способствует проникновению в содержание ведущих идей других учебных предметов, обусловливая тем самым связь между предметами. Мной разрабатываются интегрированные курсы «Знания в современном мире», «Гражданин в мире».
Третья ступень – транспредметная. (Слайд 17) Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам, приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка. При интеграции основного и дополнительного образования детей одним из ведущих видов деятельности становится проектно- исследовательская работа, которая позволяет каждому участвующему в ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать свои способности. На этом этапе я стараюсь создать и поддержать творческую атмосферу, выступаю в роли консультанта. Моя работа направлена на изучение школьниками методов научного познания. Помощь в достижении динамичных результатов транспредметной интеграции оказывают мне научные работники ВУЗов. Такая работа способствует не только усвоению школьниками суммы знаний, но и способов деятельности. Традиционными становятся «Дни наук», литературно-музыкальные композиции, встречи с интересными людьми, научно-практические конференции. (Слайд 18) Творческие отчёты о проделанной работе представляются в различных формах: выпуск газет, школьного журнала, оформление выставки, создание видеофильмов и учебных презентаций. Так, нами совместно с членами краеведческого общества была подготовлена выставка «Краеведческая литература», «Встреча с военными историками Курска»; научно- практическая конференция «Современный взгляд на историю второй мировой войны»,в которой приняли участие не только обучающиеся города, но и представители ЮЗГУ. (Слайд 19)
На этой ступени модели «Гармония познания» происходит активное взаимодействия ребенка с социальной средой. Причем, не только активное вхождение школьника в социум, но и формирование способности ребёнка влиять на среду, изменяя её и самого себя.
Модель «Гармония познания» наиболее успешно реализуется при соблюдении следующих условий. (Слайд 20)
1.С
самого начала и на всем протяжении
учебного процесса необходимо
демонстрировать детям свое полное к
ним доверие.
2. Помогать обучающимся
в формулировании и уточнении целей и
задач, стоящих как перед группами, так
и перед каждым обучающимся в отдельности.
3.Всегда исходить из того, что у
ребёнка есть внутренняя мотивация к
учению и её необходимо поддерживать.
4. Формировать информационную культуру школьников, что позволит им легко преодолевать трудности в работе с источниками различного типа.
5.
Развивать коммуникативные и рефлексивные
умения обучающихся, умение соотносить
приложенные усилия с полученными
результатами своей деятельности.
Образовательная модель «Гармония познания», основанная на интегрированном обучении, приводит к следующим результатам: (Слайд 21-22)
Высокая мотивация школьников в учебной деятельности;
Результативность обучения стабильно повышается: качественные показатели возросли на 10% по сравнению с 2008-2009 учебным годом, при 100% успеваемости;
Наблюдается положительная динамика сформированности общих учебных умений, навыков, способов деятельности обучающихся.
Растет динамика участия обучающихся в муниципальных, региональных конференциях, конкурсах, социально значимых проектах. Приведу только некоторые примеры:
Ситник Т. Стала победителем городского конкурса творческих работ : «Дню освобождения г. Курска посвящается…», команда школы стала победителем конкурса «Умники и умницы» в рамках городской программы «Юный правовед», победителем правовой игры среди команд учащихся города Курска «Права. Обязанности. Закон», творческого конкурса «Во имя мира на Земле», посвященного 65- летию Великой Победы. Призером регионального интеллектуально-творческого конкурса «Свой мир мы строим сами». (Слайд 23)
Таким образом, интегрированное обучение создает предпосылки для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир, способной активно действовать в социальной и профессиональной среде.
Когда ко мне подходят ученики и спрашивают: « Какую тему мы будем изучать на следующем уроке?» Я думаю, что это один из главных результатов моей работы. (Слайд 24)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Панкеева Людмила Анатольевна
→ панкеева 13.07.2012 0 5247 599 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.