Сценарий дидактического спектакля по курсу обществознания "Великий Руссо"; 10-11 класс
СЦЕНАРИЙ ДИДАКТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ
ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
«ВЕЛИКИЙ РУССО»
Автор: Груздова Е.А., учитель истории и обществознания;
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г.Курска
(В центр пустой темной сцены выходит первый участник спектакля. На него направляется луч прожектора и в полной тишине он начинает говорить) :
- Кончину чую, но не знаю часу,
Плоть ищет утешенья в кутеже,
Жизнь плоти опостылела душе,
Душа зовет спасительную чащу.
Мир заблудился в непролазной чаще
Среди ползучих газов и ужей,
Как черви лезут сплетни из ушей
И истина сегодня – гость редчайший.
Устал я ждать. Я верить устаю.
Когда ж взойдет, Господь, что то посеял?!
Нас в срамоте застанет смерти час,
Нам даже в смерти не найти спасенья,
И отвернуться ангелы от нас…
(Появляется свет. Под тихую музыку «Прелюда» Ф.Листа на сцену по очереди, произнося свои слова, медленно выходят все участники спектакля и остаются стоять в различных частях сцены – «вразнобой»)
- Медленно прохаживался он по дорожкам старого парка, он все думал, думал о том, почему, ради чего они ведут против него такую жестокую, непримиримую борьбу. Чего же они хотят?
- Когда он думал о своих недругах, о своих противниках, он всегда произносил мысленно «они». Но кто «они»? Из кого складывались эти враждебные, злые «они»?
- Наверное, он считал, что «они» - это весь мир знатных и чванных господ, все эти приближенные королевского двора, сановные и богатые люди, погрязшие в мелочном соперничестве, тайной злобной вражде, скрытых кознях, мстительных планах, весь этот муравейник, нет, даже не муравейник, - муравьи те трудятся, - просто грязная кучка пожирающих друг друга маленьких злых существ.
- «Они» - это был старый Вольтер, питающий к нему неугасимую злобу, нет, не злобу, а ненависть. «Они» - это был и Дени Дидро – давний добрый товарищ, любимый друг, Дидро, к которому через весь Париж он ходил на свидание в Венсенский замок, радуясь предстоящей встрече как самому счастливому дню жизни. «Они» - это был и маленький, завистливый и злой Мельхиор Гримл, в прошлом тоже близкий товарищ, и госпожа Де Эпине, и барон Гольбах, и Борд, в которого он когда-то так верил, и сколько еще других…
-Все, все друзья превратились во врагов. Так что же произошло? Может быть, Жан-Жак один во всем виноват? Как друзья стали врагами? Может быть, он был в чем-то неправ? Чем-то обидел их? Не прислушался к их справедливым и добрым советам?
- Нет, все это было сотни раз передумано и проверено. Ему не в чем было себя упрекнуть. Он не чувствовал перед бывшими друзьями никакой вины. Да у него и злобы к ним нет.
- Он присаживался часто на скамейки; ему теперь становилось трудно долго ходить; нет, не сердце болело – просто он уставал. Он прислушивался к тому, как шелестят листья, и как птичка, чей голос он затруднялся точно определить, невидимая, где-то в кустах, настойчиво, неутомимо что-то щебечет.
-Боже, как прекрасна, как величественна вечная, неумирающая
Природа! Наедине с поющей листвою вязов и лип, веселыми, разноголосными песнями птиц, наедине с зелеными соками земли он чувствовал себя лучше, спокойнее, даже увереннее – он был у себя дома. И вспоминал, вспоминал…
- Он родился 28 июня 1712 года в Женеве, в этой необыкновенной республике, в очаге реформации, зажатой в кольце монархических и католических государств, - в очаге, само существование которого кажется парадоксальным.
- Женевец, мелкий буржуа, робкий и безвольный, бесхарактерный, с юных лет подвергавшийся всевозможным опасностям и испытавший на себе все удары судьбы, праздношатающийся фантазер, в меру одаренный, но ленивый, апатичный, рассеянный, непостоянный, неуравновешенный, крайне непоследовательный, беззаботный, мало требовавший от жизни и любивший уходить в мир сладострастных грез, он мечтал лишь о спокойном и праздном существовании заурядного человека. Так он жил до тридцати семи лет.
- И вдруг совершенно неожиданно гений сверкнул словно молния – и вот он уже на ристалище, где знаменитые борцы гуманизма на глазах у всего мира начинают сражение. Он сразу доказывает свое превосходство над ними. С удивлением и не без боязни прислушивается он к своему голосу Римского трибуна, чьи мощные звуки наполняют амфитеатр и не узнает его: он повергает во прах наиболее чтимые кумиры и потрясает самые основы общества.
- Пусть потом он ужаснется содеянному и поклянется ничего больше не писать . Его увлекает поток, который он сам же выпустил из недр. Республиканец, он возвышается как дуб над монархическим строем:
Но я, республики приверженец упорный,
Не гнувший головы пред кликою притворной
Перенимать Устав Парижский не хочу,
Ни льстить, ни кланяться не стану богачу.
………..Богач презреньем платит мне,
Но с ним взаимностью сквитались мы вполне.
- Фанатик, он сохраняет непреклонную и потрясающую трезвость ума. Тот, кто до сих пор был бродягой и мечтателем, сентиментальным и вялым монархистом, становится самым образованным и творческим законодателем.
- Не знать ни крёзов, ни каналий,
Особенно ж тех радикалий,
Что строят из себя вельмож,
Бессовестных и наглых рож,
Гогочущих над братьей серой,
Над добродетелью и верой,
Умеющих хватать, сдирать,
И не давать, а только брать.
- Он бесконечно издевался над «хозяевами» жизни:
Чтоб внял моленьям нашим слёзным
И вход закрыл гостям несносным:
Молчальникам, говорунам,
Зловредным сплетникам, врунам, -
Всем проходимцам без изъятья,
Глупцам из той парижской братьи
Неутомимых остряков,
Что для богатых дураков
Открыли бреднями торговлю.
- Двенадцать лет длится этот восторженный порыв, этот гениальный взлет, а затем он снова становится бесплодным мечтателем. Вновь он начинает тот образ жизни, о котором не переставал вздыхать. Но выведенный из состояния равновесия чрезмерностью затраченных усилий и тревожным эхом своих пламенных речей, он погружается в состояние какого-то трагического бреда и только красота его песен утешает боль…
Сцена вторая.
(Звучит «Карнавал» Н. Паганини. Темная сцена освещается мечущимся светом прожектора. На левой стороне сцены появляется трибуна с национальным французским флагом. На заднем плане «стеной», спиной к залу стоят участники спектакля. При первых звуках музыки они начинают раскачиваться и поднимают над собой зажженные бенгальские огни. На этом фоне звучат слова) :
- 1789 год. Европа взорвана – во Франции произошла Великая революция. Перед новой Францией встали многие проблемы. Среди важнейших из них была задача преобразования системы обучения и воспитания, находившейся в более чем плачевном состоянии. Итак, перенесемся на несколько минут в Национальное собрание, где только что началось обсуждение нового проекта школьного образования.
( На трибуну восходит депутат. Все остальные участники спектакля становятся «депутатами» Национального собрания. Речь выступающего они прерывают возгласами и аплодисментами).
- Граждане! Образование нашего народа стоит на самом низком уровне. Народ тянется к знаниям. Я выношу на ваш суд проект реформы народного образования. Образование народа – это обязанность государства по отношению к новым гражданам. Образование должно быть бесплатным, равным и всеобщим. И как физик и математик я предлагаю: преподавание религии должно быть запрещено. Я предлагаю проект единой светской школы, с четырьмя ступенями образования. Руководить всей системой будет Национальный институт.
- Проект этот вызвал бурные споры в парламенте. После нескольких дней обсуждения документ этот, прогрессивный по своей сути, был принят, но выполнить его до конца не удалось из-за скорого подавления революции.
( Все участники уходят со сцены; остается лишь несколько человек. Появляется свет.)
- Настольной книгой Робеспьера, энциклопедией французской революции стал «Общественный договор», но в эпоху Руссо он прошел незамеченным. А самая прекрасная, самая возвышенная и полезная из его книг, «евангелие» терпимости, любви и истинной веры стала другая книга – «Эмиль или, О воспитание». Именно это произведение сомкнуло вокруг автора враждебное кольцо атеистического фанатизма и фанатизма ханжеского.
- Он хотел написать единственное в своем роде произведение, единственное в своей беспримерной правдивости, где бы человек хоть однажды раскрылся весь, до конца.
- Он нажил себе много врагом: это была фаворитка короля Помпадур, грозный премьер-министр Шуразель, «философы» во главе с завистливым Вольтером, которые смотрели на него как на перебежчика, изменившего в их тайной секте.
- Разгоревшиеся страсти достигли своего апогея. Руссо задыхался в этой отравленной атмосфере. Под давлением недругов Руссо его книгу решено было символически сжечь как неугодную и богопротивную.
( На краю сцены сжигают книгу. Стоящие вокруг люди безучастно смотрят на это, не пытаясь помешать палачам. Звучит «Реквием» И.С.Баха. На его фоне один из участников спектакля произносит слова, принадлежащие Жан-Жаку Руссо):
- В гражданском состоянии существует химерическое и призрачное равенство прав, поэтому что средства, предназначенные для его поддержания, служат для его разрешения. Всегда множество будет приносимо в жертву небольшому числу, интерес общественный – частному интересу, всегда эти благовидные названия – «справедливость и подчинение» - будут служить оружием насилия и несправедливости. Отсюда следует, что знатные сословия, которые выставляют себя полезными для других, в действительности полезны только сами себе – в ущерб другим.
( На сцену выходят юноши и девушки. Они бережно собирают полусожженные листы книги, становятся по группам в различных концах сцены и пытаются прочитать то, что осталось. Зажигается свет).
- Смотрите, книга…
- «Эмиль, или О воспитании»…
- Подожди – подожди, тогда почему здесь Софья? Кто она такая?
- У Софьи превосходные задатки, сердце – самое чувственное, ум - проницательный, характер - легкий, внешность – обыкновенная, но приятная. Софья немного избалована – единственная дочь в семье. Словом, отнюдь не идеальная девушка, но именно недостатки делают ее обаятельной.
(Звучат «Грезы любви» Ф.Листа. На этом фоне на сцене выстраивается интерьер богатого дома родителей Софьи: стулья, стол, рояль, свечи и пр. В этой обстановке говорят и действуют герои).
- Скучающая Софья многократно выезжала с теткой на балы, где могла и себя показать, и других повидать. Морально не обеспокоенные фанаты оставили ее равнодушной, а приличные на вид, но бесцветные молодые люди вызывали у нее скуку. Сватавшиеся к Софье просители ее руки отличались тщеславием, легкомыслием и нечего в их характерах не привлекало – какие-то обезьяны, подражающие манерам светских людей.
(На авансцену выходят Софья и ее мать. Они «разговаривают» на фоне следующих слов):
- Так и не нашла Софья мужчину, способного покорить ее сердце. Когда шумные развлечения опротивели Софью, она, грустная, вернулась в родительский дом, где жалуется матери:
- Софья: «Как я несчастна! Чувствую потребность любить и не встречаю никого, кто бы мне нравился».
- Случилось как-то во время прогулки в горах, что Эмиль и его учитель заблудились. Выручил их один крестьянин: накормил в своей хижине и направил их к более состоятельным людям, чем он, где можно было рассчитывать на ночлег. Действительно, хозяева дома приютили насквозь промокших неудачливых путешественников. То были родители Софьи. Ее встреча с Эмилем произошла за ужином.
(Происходит церемония знакомства и все рассаживаются за столом. Мимикой и пантомимой герои изображают оживленную беседу. Софья и Эмиль не сводят глаза друг с друга. Остальные участники спектакля продолжают повествование):
- Прелесть этой очаровательной девушки потоками вливается в душу Эмиля. Казалось бы, ни о чем, кроме своей любви, Эмиль думать уже не в состоянии, а привитые ему учителем идеи улетучились из его головы и сердца.
- Но ведь Эмиль не только влюбленные, он – человек. А человечность в самой его душе.
- А кто же такой Эмиль?
- В Эмиле как бы восстановлена природа, отшлифованная ровно настолько, чтобы сквозь прозрачный слой могла выступить свежесть естественного румянца. Эмиль слегка образован, по необходимости. Ведь не первобытный же он охотник, а ремесленник, не в лесу живет, а в современном государстве.
- Образованность Эмиля весьма куцая. В восемнадцать лет у него элементарные сведенья о геометрии, физике, астрономии, музыке, рисовании.
_ Хватит с него представления о разнице между самолюбием и себялюбием, об опасностях, которыми чреваты страсти, о совести, о долге. По истории кое-что читал о великих людях древности, знакомился с политической теорией Монтескье и Горация.
- Отчего же такая скудная образованность?
- Его учитель Руссо ставил другие цели.
( На авансцену выходит Жан-Жак Руссо).
- Руссо: «Жить – вот ремесло, которому я хочу его научить. Выходя из моих рук, он не будет ни судьей, ни священником, ни солдатом. Он будет прежде всего – и это главное – человеком».
- Эмиль сирота, наследник богатых дворян. Руссо воспитывал его с раннего возраста. Они никогда не расставались.
- В первый год жизни ребенка главные воспитатели его – отец и мать.
- Руссо: «К тебе обращаюсь я, нежная и преданная, предусмотрительная мать. Ухаживай, поливай молодое растение, пока оно не увяло – плоды его некогда будут твоей усладой».
- Лишь только ребенок появится на свет – завладейте им и не покидайте его, пока он не станет взрослым. Рассудительный и недалекий отец лучше его воспитает, чем самый искусный учитель. Он должен дать роду человеческому людей, обществу – общественных людей, государству – граждан.
- Как для нас естественно – спелёнутый малыш – удобно, спокойно, Человек родится, живет и умирает в рабстве. При рождении его затягивают в свивальник, после смерти заколачивают в гроб, пока он сохраняет человеческий облик, он скован нашими учреждениями. При пеленании ребенок делает бесполезные усилия, которые истощают его силы, замедляют его развитие.
- Руссо: «Приучайте детей к невзгодам, которые со временем им придется выносить. Приучайте тело ребенка к суровости времен года, климата, к холоду, жажде, усталости. Слабое тело всегда и всюду расслабляет душу. Давайте детям больше свободы, меньше власти. Предоставляйте им больше действовать самим, меньше требовать от других. Таким образом, они приучаются с ранних пор ограничивать свои желания пределами своих сил».
- Период детства – до двенадцати лет – Руссо называет сном разума, когда ведущую роль в становлении ребенка играют чувства. Ребенок овладевает миром вещей и явлений прежде всего посредством чувственного восприятия. Руссо считает необходимым совершенствовать в это время органы слуха, осязания, зрения, отрицая целесообразность сколь-нибудь систематического образования.
- Руссо ниспровергает бытовавшие представления о ребенке и детстве. Так, Локк считал дитя tabula rasa (чистой доской), французский энциклопедист Морелли – «существом без индивидуальности». Руссо провозглашает право детей на уважение.
- Для Эмиля предлагалась «программа прогрессивного, естественного, отрицательного воспитания». «Прогрессивным» оно называется потому, что следовало по этапам развития ребенка, не ускоряя процесса его формирования.
- Побудительной силой такого воспитания объявлялось самосовершенствование личности. «Отрицательным» оно являлось потому, что предполагало определенное торможение умственного и нравственного развития, не допуская опережения возможностей данного возраста.
- В формировании Эмиля до двенадцати лет особое место отведено физическому воспитанию как способу создания гармонии между воспитанником и средой (природной и общественной). Руссо первым придал столь большое значение физическому воспитанию как условию умственного развития.
- В третьей книге Руссо описывает «третье состояние детства» - годы формирования интеллекта своего героя – от двенадцати до пятнадцати лет. Главной целью воспитания Эмиля становится развитие критического, самостоятельного мышления.
- Размышляя над проблемами преподавания наук, Руссо повторил мысль Локка о нецелесообразности усвоения каждого предмета в подробностях, о необходимости усвоения каждого предмета в подробностях, о необходимости развития умственных способностей, навыков умственной, трудовой деятельности, понимая, как добывать знания, приобретать навыки и умения.
- Эмиль должен был развить свои умственные силы, уметь противостоять злу в различных его проявлениях. Обучение должно было вестись на основе принципа полезности, на материалах прежде всего естественных и физико-математических наук.
- Как и ранее, Руссо рекомендовал не прибегать к книгам (исключение делалось лишь для «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо). Наставнику вменялось в обязанность строить преподавание, опираясь на опыт и инициативу ребенка посредством конкретных, наглядных, сократических форм и методов.
(Все герои – персонажи удаляются, со сцены исчезает интерьер. В это время лишь несколько человек ведут диалог на фоне «Маленькой ночной сонаты» Моцарта).
- И все же непонятно, почему такая безобидная книга была сожжена?
- Чем она не вызвала гнев церкви?
- А! Вот! В четвертой главе ( читает на сожженных листах книги Руссо): «Чтобы быть спасенным, нужно верить в Бога. Плохое понимание этого догмата бывает основой нетерпимости и причиной всех тех бесплодных наставлений, которые нанося смертельный удар человеческому разуму, приучая его отделываться одними словами.
- Короче ребенок говорит, что он веруют в Бога, он не в Бога верит, а верит Петру или Якову, которые говорят ему, что существует нечто такое, что называют Богом.
- Ребенок должен быть воспитан в религии своего отца. Ему всегда убедительно доказывают, что эта религия, какова бы она ни была, единственно истинная, что все остальные – вздор и нелепость.
- Но к какой религии присоединить нам Эмиля?
- Мы не станем присоединять его ни к той, ни другой, а дадим ему возможность выбирать ту, к которой должен привести наилучшим образом направленный разум».
- Эта глава была особенно дорога автору. В жизни Эмиля наступает период (до двадцати пяти лет), когда он должен близко познакомиться с жизнью людей. К двадцати пяти годам Эмиль завершает свое воспитание, программа которого имела целью достижение героем жизненной гармонии.
- Итак, в творчестве и жизни Жан-Жака Руссо «Эмиль» занимает центральное место. Это наиболее полное и последовательное изложение его идей.
Сцена третья.
(Участники спектакля спускаются в зрительный зал и садятся на край сцены, откуда и ведут разговор с залом):
- «Эмилю» предшествовали годы работы, раздумий, трудов. «Эмиль» стал обобщением многих трудов. Здесь прослеживаются основные положения «Общественного договора», «Писем о морали», «Рассуждений о науках и искусстве» и т.д.
- Одно из первых свидетельств интереса Руссо к вопросам воспитания
- это письмо к отцу, написанное в 1735 году в Шамбери. В письме перечисляются занятия, которыми он мог бы заниматься, зарабатывая себе на жизнь. Руссо называет среди них и должность воспитателя в какой-нибудь богатой семье.
- «К этому занятию я решительно чувствую призвание. Великодушие, с коим госпожа де Варанс предоставила мне убежище, дало мне счастливую возможность свободно располагать своим временем. Сперва я составил себе план занятий, которые разделил на две основные категории: первые способствуют развитию ума и обогащению его знаниями, приносящими и пользу, и удовольствие. Вторые помогают воспитывать сердце в духе мудрости и добродетели. Я добродетелен, уважаю добрые нравы, никто не упрекнет меня в сколь-нибудь значительном прегрешении против добродетели… Совершенно необходимо, чтобы знания воспитателя превосходили знания воспитанника».
- Спустя пять лет Руссо исполнял обязанности домашнего учителя пятилетнего Жана-Антуана и шестилетнего Сент-Мари в доме у начальника судебных установлений Мабли в Лионе. Взгляды по этому поводу он изложил в трактате «Проект воспитания де Сент-Мари».
- «Цель, которая должна быть поставлена при воспитании молодого человека, заключается в том, чтобы сформировать его сердце, суждение и ум, и именно в этом порядке, в каком я назвал их. Сердечное благородство, подкрепленное разумом, воспитывает и ум».
- В проекте Руссо говорит об авторитете наставника, о сотрудничестве воспитателя и родителей: «Дети должны чувствовать уважение к учителю. Учителя должно боятся. Наставник должен быть любим учеником. Родители должны сами учувствовать в воспитании ребенка, но их действия не должны противоречить действиям учителя. Воспитатель должен быть аккуратен в своих действиях, он должен направлять действия ребенка, организовывать окружающую среду, все влияние на ребенка так, чтобы это обосновывало определенное поведение ребенка, определенное решение действий»…
- Руссо высказывается против бесчисленных наставлений, отягощения детской памяти подробностями законов и обязанностей. Ребенку нужно преподавать основные понятия, доступные его возрасту, нужно подготовить его ум, сердце к тому, чтобы понять и оценить их по мере того, как предоставляется случай ознакомится с ними. Такое обучение заключается в любопытных занимательных примерах из общественной жизни, из истории искусства. Такие темы являются спорным материалом для бесед и прогулок, нужные для регулярных занятий.
- В «Рассуждениях о политической экономике» Руссо рассматривает часть путей формирования добродетели в человеке: «Надо приучать человека уважать закон, надо научить его любви к отечеству. Родина должна быть общей матерью граждан, их надо наставлять с детства.» Это один из главнейших выводов его системы: ребенка надо воспитывать, как только он явился на свет, дорога каждая минута. С первых минут жизни надо учится быть достойным жить.
- В 1758-1762 годах Жан-Жак Руссо пишет сочинения, в которых все подробнее раскрывает суть своих педагогических взглядов. Это «рассуждения о нравах», «Об общественном договоре», «Письма о морали», «Новая Элоиза», и в 1762 году как завершение многочисленных трудов – главный педагогический труд «Эмиль, или О воспитании». В «Письмах о морали», адресованных графине Элизабет-Софи де Удета ставился вопрос о сущности человеческой личности. Руссо провозглашает природную доброту человека, говорит, что в каждой душе живет неистребимая идея истины и справедливости. Сообразно с этим и надо строить воспитание. У Руссо личность располагает способностью противоречить самой себе в процессе естественной деятельности и тем самым прояснять противоречия, одновременно в них существующих. «Письма» в дальнейшем были использованы в ряде произведений, в первую очередь в «Эмиле».
- В «Общественном договоре» Жан-Жак, может быть, впервые приходит к мысли о том, что безнравственное общество встает в противоречие с природой человека и уродует его.
- «Простой народ добродетелен. А вот люди богатые испорчены богатство и властью – их надо воспитывать, перевоспитывать, дабы преобразовать, таким образом, весь мир. Цивилизация портит человека, прививает вкус к ненормальностям, излишествам, уродствам. Ребенка надо воспитывать вне испорченного общества, на природе».
- У Руссо существует своеобразный «культ природы» - как отвращение к искусственности, фальши, жажда естественности, простоты, непосредственности. Во всем надо следовать природе, так как она разумна. И в воспитании надо идти от природы – природы ребенка, от его возрастных и индивидуальных особенностей. Воспитание человек должен получать от трех вещей: от природы – внутреннее развитие человеческих особенностей, органов чувств; от вещей – собственный опыт человека от вещей, с которыми он сталкивается. Надо, чтобы все три эти фактора действовали в одном направлении, согласованно, к чему и стремился Руссо в «Эмиле»…
Сцена четвертая.
( Все участники спектакля снова поднимаются на сцену. Интерьер этой сцены имитирует школьный класс: парты, стулья, доска. Все участники рассаживаются за парты и оттуда ведут свой рассказ на фоне «Шутки» И. С. Баха).
- Школа Жан-Жака Руссо, хотим мы этого или нет, канула в прошлое. На смену ей пришла новая французская школа, унаследовавшая лишь немногие идеи великого просветителя.
- «Я ни в грош не ставлю мое воспитание и презираю полученное мною образование. У меня никогда не было хороших учителей. Это были скучные люди. Они никогда не объясняли, почему следует изучать то, что они преподавали. Когда я бросил школу, то понял, что они научили меня вещам, которые сами не понимали».
- Так в начале двадцатого века вспоминал знаменитый французский карикатурист Жан Эффель.
- Он не мог им простить того, что его вечно ставили в угол, что он вечно был «плохим учеником».
- То, что и через пятьдесят лет человек не забыл о приклеенном ярлыке «плохой ученик», очень многое говорит о месте, которое школа занимает в жизни французов.
- Многочисленные истории, которые повествуют, как «плохой ученик», вопреки школьным законам, в конце концов добивается успеха, подчеркивают весь драматизм французской системы образования.
- В то время, как администрация пытается навязать французам понимание сопричастности к общей судьбе, учителя стремятся создать более глубинное единство, постоянно прививая молодым людям черты французской культуры.
- Французы считают, что полученные знания не должны забываться, образование должно оставить след на всю жизнь.
- Считается, что учеба во Франции очень трудна и требует от детей большого напряжения и долгих часов работы, что справедливо лишь отчасти. Это касается последних классов наиболее престижных и серьезных лицеев.
- В средней школе учебный день длится с восьми тридцати часов до шестнадцати тридцати с двухчасовым перерывом на обед. По средам занятий не бывает. Учебный год во Франции самый короткий в мире, и, поскольку месяц оставлен на экзамены, в действительности он составляет всего сто тридцать пять дней.
- Разумеется, есть честолюбивые дети и дети, у которых честолюбивые родители. Они и в самом деле работают допоздна, но их – меньшинство. Большинство же учеников тратит на домашнее задание не более одного-двух часов в день.
- Когда во Франции дети заканчивают школу, они, несомненно, обладают большей суммой знаний, чем американцы, у которых иной тип программ и которые наверстывают упущенное в университетах. Тем не менее, в сравнении с другими странами результаты, достигнутые французами в сфере образования, малоубедительны.
- Особенность французской системы образования состоит в том, что она дает более сбалансированное общее образование и что от учеников, специализирующихся в гуманитарных предметах, требуют также знания математики и других точных наук. В этом отличие Франции от Англии, где в школах поощряется очень ранняя специализация. В то время, как в Англии для получения степени бакалавра и аттестата зрелости достаточно сдать два-три экзамена, во Франции их не менее шести.
- Самым примечательным в классической программе было изучение философии и риторики на последнем этапе обучения. Благодаря этому школу заканчивали люди, которым не было нужды идти в университет. Одна сегодня философия не в чести.
- В прошлом только элита получала классическое образование, но именно эта часть общества была рупором нации и именно ей французы обязаны репутацией людей красноречивых.
-Среди двадцати восьми разновидностей специальностей со степенью бакалавра большинство французов ориентировано на точные науки и технику. Меньше двадцати процентов детей выбирают литературу и философию, без которых ранее образование считалось неполным. До 1968 года это был самый популярный аттестат (тип А).
- Математика заменила латынь в качестве критерия для определения элиты. Школа бессильна привить французам любовь к литературе и чтению.
- Для малышей от двух до пять лет существуют детские сады – «материнские школы». Во Франции они многочисленнее, чем в других странах и считаются гордостью французской системы образования. До последнего времени воспитатели рассматривали себя как замену матери, не претендуя на большее. От детей ничего не требовали, и, строго говоря, их почти ничему не учили. Теперь на эти школы возложена миссия выявлять недостатки развития детей.
- Начальная школа – обязательное обучение. Начинается оно с шести лет. Долгое время оно считалось инструментом подключения масс к овладению культурой. Ныне начальные школы потеряли свою роль первопроходца.
- В противоположность большинству других стран, где дети переходят из класса в класс в зависимости от возраста, во Франции перевод зависит от результатов. Таким образом, некоторые не успевающие по отдельным дисциплинам сидят в одном и том же классе по несколько лет.
- В этом – один из главных недостатков существующей во Франции системы образования, но избавится от него практически невозможно. И вовсе нет уверенности, что он по окончании начальной школы все дети могут как следует читать, писать и считать.
- Эти невысокие результаты не являются следствием какого-то метода обучения чтению, потому что такого во Франции не существует. Официально считается, что лучшим является тот метод, который больше всего устраивает учителя.
- Теоретически все без исключения ученики должны проучится четыре года. В средней школе, однако, практически многие учатся не более двух лет и затем переходят в систему промышленно-технического обучения. Возможность для поступления в университет дают только лицеи.
- Чем сложнее становится законы, регламентирующие процесс образования, тем дальше они отрываются от реальной жизни.
- Но школа пошла на уступки и стала более демократичной. Официально ни в одной другой стране мира школьная демократия не получила такого размаха, но образование отнюдь не стало делом личного выбора каждого человека
(Все участники спектакля встают и выходят на край сцены. Звучит «Ода радости» Бетховена).
- Далеко позади осталось время Жан-Жака Руссов, ушли в небытие имена недругов и притеснителей, все обиды и распри. Осталась лишь добрая и светлая память о великом человеке, гениальном педагоге и просветителе Руссо и его замечательные книги.
- Для Жан-Жака Руссо с первых его сознательных шагов главным в жизни стал народ, простые люди. Он сам был их частью, он был от них неотделим. В отличии от его будущих собратьев по литературному цеху или отвлеченным понятием; народ – это был он сам, его отец, его родные, это была та галерея конкретных лиц, с которыми он каждодневно сталкивался во время своих скитаний и которые великодушно делили с ним и кров, и хлеб.
- Как же всё это в сущности просто! Жаль, конечно, что он, Жан-Жак, так и не увидел, как начал перекашиваться, рушиться и наконец рассыпаться этот старый, злой, сумрачный мир. Все-таки Жан-Жак, ты прожил жизнь не слепым кротом, не глупой улиткой; ты понял, ты разгадал, куда течет горный поток…
- В 1781 году, вскоре после кончины писателя, когда на его могиле на Тополином острове, двадцатилетний, еще никому не известный Фридрих Шиллер писал в потаенной тетради:
Монумент, возникший злым укором
Нашим дням и Франции позором,
Гроб Руссо, склоняюсь пред тобой!
Лучше этого сказать уже нельзя…
(Гаснет свет и в центре сцены вспыхивает свеча. Сцена тускнеет).
ЛИТЕРАТУРА:
Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо ( к 250-летию со дня рождения.) – М., 1962.
Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – М., 1976.
Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. – М., 1978.
Педагогическое наследие. М., 1989.
Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3х томах. – М., 1961.
Руссо Ж.-Ж. Избранное: (Главы и отрывки из сочинений). – М., 1976.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2х томах. – М., 1981.
Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969.
Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. – М., 1968.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Груздова Евгения Александровна
→ Ivanex 13.07.2012 0 3291 401 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.