Статья "Тренинг как форма организации занятий на уроках обществознания".


Петрова Ольга Владимировна, учитель истории и

обществознания, МОУ Нерльская СОШ.

Тренинг как форма организации занятий на уроках обществознания.

Школьный предмет обществознание наряду с решением образовательных задач призван решать в школе воспитательные задачи. В курсе обществознания 7 класса большое внимание уделяется изучению вопросов межличностных отношений и это неслучайно. Подросток 13-15 лет определяет своё место в обществе, ищет себя, учится общаться со сверстниками. В этом возрасте у подростка возникает множество проблем: трудность общения, неадекватное поведение, возникновение конфликтов, заниженная самооценка, « непонятый другими», замкнутость, боязнь брать ответственность на себя, « неинтересен другим» и др. Ряд этих и других проблем можно решить при помощи тренинга на уроках обществознания.

Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы.

На таких занятиях ученик, как правило, чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием класса и не боится доверять окружающим. Во время занятий каждый ребенок окружен заботой и теплом, сам искренне заботится об окружающих людях, помогает им и рассчитывает на их помощь. Тренинговая группа позволяет ученику получать постоянную обратную связь, то есть узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о тех чувствах, которые испытывают люди, общающиеся с ним.

Цель тренинговых занятий:

1. Установить факторы, влияющие на становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.

2. Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции.

3.Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.

4. Повышение сплоченности группы (класса).

Прежде всего, необходимо добровольное участие школьников как во всем тренинговом занятии, так и в его отдельных этюдах, упражнениях.

Стержнем тренинга является диалог, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения. Диалог требует особой тактичности стороны педагога, и одновременно особой настойчивости с тем, чтобы школьники не только поняли необходимость уважительного стиля общения, но и почувствовали его преимущества.

Рекомендации педагогу по организации тренинга:

1. Организовать обсуждение и принятие правил работы, а затем следите за выполнением на каждом занятии, в случае необходимости разъяснять то или иное положение из Правил;

2. Объяснить цель проводимого упражнения, подробно изложить инструкцию к очередному заданию или процедуре, отвечать на все вопросы учеников, а затем контролировать ход и правильность их выполнения;

3. Организовать совместное обсуждение и анализ ситуации, сложившейся во время очередного упражнения или этюда, дать возможность высказаться всем желающим, исходя из целей и задач конкретного занятия;

4. Контролировать эмоциональное состояние всех учащихся и класса в целом;

5. Подводить итоги каждого занятия.

Правила тренинговых занятий:

1. Постепенный отказ от безличных речевых форм. Замена высказываний типа:

- «Большинство моих друзей считает, что…»

- «Некоторые думают…» на суждения:

- « Я считаю, что…» - «Я думаю…»

2.Подчеркивание сильных сторон личности.

3. Недопустимость непосредственных оценок человека.

4. Искренность в общении.

5. Конфиденциальность всего происходящего на занятии.

Пример занятия

Тренинг «Слепец и поводырь».

Цель: работая в паре, учащиеся должны почувствовать опыт ответственности, беспомощности, доверия партнеру; ощущение собственного страха и его преодоления. Инструкция: «Поводырь» ведет участника «слепца» с завязанными глазами на другой коней класса, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций». Рефлексия упражнения:

1. Какие чувства испытывал каждый участник?

2.Что понравилось в упражнении?

3.Кем быть легче ведомым или ведущим?

Игра «Слепец и поводырь» подводит учащихся к пониманию понятий взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие.

Тренинг «Спина к спине».

Цель упражнения: создать ситуацию необычного общения.

Инструкция: « В группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор»

Рефлексия:1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?

2.В чем отличия?

3.Легко ли было вести разговор?

4.Получается ли беседа более откровенной или нет?

Обсуждение выполнения задания подводит учащихся к выводу о ценности общения, о важной роли визуального общения.

"Четвёрка" (Микрогруппы по 3-4 человека).

Тренинг "Доверенное лицо"

Сегодня мы потренируем умение убеждать людей. Для этого вам необходимо в течение двух-трех мин составить тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией. С целью - убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве его доверенного лица, является самым достойным претендентом на должность мэра города.

Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого человека из вашего класса, составить план своего выступления без всяких консультации с ним. Кроме того, ни один человек в классе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать.

При составлении тезисов своего выступления желательно подчеркнуть именно деловые характеристики претендента на должность мэра. Но не стоит забывать и его чисто человеческие качества и достоинства. Ваш “портрет” этого человека должен быть достаточно полным, а ваша речь в качестве доверенного лица убедительной. Дня этого нужно приводить как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению сложных проблем, реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал свою гражданскую позицию и т.п.

Одним словом, ваша задача - убедить микрогруппу в том, что ваш претендент достойнее всех сможет выполнять обязанности мэра города. При этом, естественно, опираться следует на реальные факты и аргументы. Не стоит фантазировать. Найдите достоинства и привлекательные черты в человеке, которого вы представляет в своей микрогруппе.

После составления тезисов учащиеся объединяются в микрогруппы по 3-4 человека и по сигналу педагога во всех группах одновременно начинают по очереди выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов микрогруппы подчеркнем еще раз, что все микрогругшы работают одновременно.

Время у каждого участника ограничено - одна минута. За этим внимательно следит педагог, но в работу микрогрупп не вмешивается. Ребята должны самостоятельно передавать друг другу слово для выступления.

Во время выступления члена микрогруппы остальные ребята не должны ему мешать, например, задавая много вопросов, так как в этом случае у выступающего просто не хватит времени для представления своего претендента. Для вопросов и уточнений отводится специальное время.



После выступлений всех членов микрогруппы дается еще четыре минуты на уточнение и вопросы друг к другу, а также на принятие решения в каждой микрогруппе о том, чей претендент действительно достоин баллотироваться на должность мэра города. При этом ребята должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т.п.

В каждой микрогруппе должен быть выбран один из претендентов на должность мэра города. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом микрогруппу, объявляется победителем.



Используемая литература:

1. Битянова М.А. Журнал “Первое сентября” №13, 14, 17 2000г

2. В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998

3. Емельянов Ю.Н. “Активное социально-психологическое обучение” Л. 1985

4. Справочник по психологии и психотерапии, С-Пб. 2000

5. Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997

6.Сайт festival@1september.ru

Слайд 1
Тренинг как форма организации занятий на уроках обществознания. Учитель истории и обществознания МОУ Нерльская СОШ Петрова О.В.
Слайд 2
Проблемы:         1. Трудность общения 2. Неадекватное поведение 3. Возникновение конфликтов у подростков 4. Заниженная самооценка учеников 5. « Непонятый другими» 6. Замкнутость учеников 7. Боязнь брать ответственность на себя 8. « неинтересен другим» и др.
Слайд 3
Тренинг- это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого – личностное развитие членов тренинговой группы.  На таких занятиях ученик, как правило, чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием класса и не боится доверять окружающим.
Слайд 4
Цели:     1. Установить факторы, влияющие на становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также рассмотрение форм организации общения в подростковой среде. 2. Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции. 3.Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия. 4. Повышение сплоченности группы.
Слайд 5
Задачи:     Овладение определенными социальнопсихологическими знаниями; Развитие способности к наиболее полному познанию себя и других людей; Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятия барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям; Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
Слайд 6
Рекомендации по организации тренинга:      Организуете обсуждение и принятие правил работы, а затем следите за выполнением на каждом занятии, в случае необходимости разъясняете то или иное положение из Правил; Объясняете цель проводимого упражнения, подробно излагаете инструкцию к очередному заданию или процедуре, отвечаете на все вопросы учеников, а затем контролируете ход и правильность их выполнения; Организуйте совместное обсуждение и анализ ситуации, сложившейся во время очередного упражнения или этюда, давая возможность высказаться всем желающим, исходя из целей и задач конкретного занятия; Контролируйте эмоциональное состояние всех учащихся и класса в целом; Подводите итоги каждого занятия.
Слайд 7
Правила тренинговых занятий:  1. Постепенный отказ от безличных речевых форм. Замена высказываний типа: - «Большинство моих друзей считает, что…» - «Некоторые думают…» на суждения: - « Я считаю, что…» - «Я думаю…»     2.Подчеркивание сильных сторон личности. 3. Недопустимость непосредственных оценок человека. 4. Искренность в общении. 5. Конфиденциальность всего происходящего на занятии.
Слайд 8
Предполагаемые результаты:        1. Развитие уверенности в себе и в общении; 2. Устранение замкнутости ребенка; 3. Повышение самооценки; 4. Умение избегать конфликты; 5. Формирование навыков саморегуляции; 6. Формирование здорового климата коллектива; 7. Умение брать ответственность на себя.

Полный текст материала Статья "Тренинг как форма организации занятий на уроках обществознания". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Ольга Владимировна  Ольга815465
15.01.2013 0 4494 602

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК