Слайд 1
Тренинг как форма
организации занятий на
уроках обществознания.
Учитель истории и обществознания
МОУ Нерльская СОШ
Петрова О.В.
Петрова Ольга Владимировна, учитель истории и
обществознания, МОУ Нерльская СОШ.
Тренинг как форма организации занятий на уроках обществознания.
Школьный предмет обществознание наряду с решением образовательных задач призван решать в школе воспитательные задачи. В курсе обществознания 7 класса большое внимание уделяется изучению вопросов межличностных отношений и это неслучайно. Подросток 13-15 лет определяет своё место в обществе, ищет себя, учится общаться со сверстниками. В этом возрасте у подростка возникает множество проблем: трудность общения, неадекватное поведение, возникновение конфликтов, заниженная самооценка, « непонятый другими», замкнутость, боязнь брать ответственность на себя, « неинтересен другим» и др. Ряд этих и других проблем можно решить при помощи тренинга на уроках обществознания.
Тренинг - это способ специально организованного общения учащихся, основная цель которого - личностное развитие членов тренинговой группы.
На таких занятиях ученик, как правило, чувствует себя принятым и активно принимающим других. Он пользуется полным доверием класса и не боится доверять окружающим. Во время занятий каждый ребенок окружен заботой и теплом, сам искренне заботится об окружающих людях, помогает им и рассчитывает на их помощь. Тренинговая группа позволяет ученику получать постоянную обратную связь, то есть узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о тех чувствах, которые испытывают люди, общающиеся с ним.
Цель тренинговых занятий:
1. Установить факторы, влияющие на становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.
2. Совершенствование навыков общения, повышение уверенности в себе, формирование навыков саморегуляции.
3.Снятие барьеров и страхов в процессе межличностного взаимодействия.
4. Повышение сплоченности группы (класса).
Прежде всего, необходимо добровольное участие школьников как во всем тренинговом занятии, так и в его отдельных этюдах, упражнениях.
Стержнем тренинга является диалог, основанный на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу, готовности выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения. Диалог требует особой тактичности стороны педагога, и одновременно особой настойчивости с тем, чтобы школьники не только поняли необходимость уважительного стиля общения, но и почувствовали его преимущества.
Рекомендации педагогу по организации тренинга:
1. Организовать обсуждение и принятие правил работы, а затем следите за выполнением на каждом занятии, в случае необходимости разъяснять то или иное положение из Правил;
2. Объяснить цель проводимого упражнения, подробно изложить инструкцию к очередному заданию или процедуре, отвечать на все вопросы учеников, а затем контролировать ход и правильность их выполнения;
3. Организовать совместное обсуждение и анализ ситуации, сложившейся во время очередного упражнения или этюда, дать возможность высказаться всем желающим, исходя из целей и задач конкретного занятия;
4. Контролировать эмоциональное состояние всех учащихся и класса в целом;
5. Подводить итоги каждого занятия.
Правила тренинговых занятий:
1. Постепенный отказ от безличных речевых форм. Замена высказываний типа:
- «Большинство моих друзей считает, что…»
- «Некоторые думают…» на суждения:
- « Я считаю, что…» - «Я думаю…»
2.Подчеркивание сильных сторон личности.
3. Недопустимость непосредственных оценок человека.
4. Искренность в общении.
5. Конфиденциальность всего происходящего на занятии.
Пример занятия
Тренинг «Слепец и поводырь».
Цель: работая в паре, учащиеся должны почувствовать опыт ответственности, беспомощности, доверия партнеру; ощущение собственного страха и его преодоления. Инструкция: «Поводырь» ведет участника «слепца» с завязанными глазами на другой коней класса, преодолевая препятствия с помощью устных рекомендаций». Рефлексия упражнения:
1. Какие чувства испытывал каждый участник?
2.Что понравилось в упражнении?
3.Кем быть легче ведомым или ведущим?
Игра «Слепец и поводырь» подводит учащихся к пониманию понятий взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодействие.
Тренинг «Спина к спине».
Цель упражнения: создать ситуацию необычного общения.
Инструкция: « В группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в повседневной жизни. Двое учащихся садятся спиной друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор»
Рефлексия:1. Было ли это похоже на знакомые житейские ситуации?
2.В чем отличия?
3.Легко ли было вести разговор?
4.Получается ли беседа более откровенной или нет?
Обсуждение выполнения задания подводит учащихся к выводу о ценности общения, о важной роли визуального общения.
"Четвёрка" (Микрогруппы по 3-4 человека).
Тренинг "Доверенное лицо"
“Сегодня мы потренируем умение убеждать людей. Для этого вам необходимо в течение двух-трех мин составить тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией. С целью - убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве его доверенного лица, является самым достойным претендентом на должность мэра города.
Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого человека из вашего класса, составить план своего выступления без всяких консультации с ним. Кроме того, ни один человек в классе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать.
При составлении тезисов своего выступления желательно подчеркнуть именно деловые характеристики претендента на должность мэра. Но не стоит забывать и его чисто человеческие качества и достоинства. Ваш “портрет” этого человека должен быть достаточно полным, а ваша речь в качестве доверенного лица убедительной. Дня этого нужно приводить как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению сложных проблем, реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал свою гражданскую позицию и т.п.
Одним словом, ваша задача - убедить микрогруппу в том, что ваш претендент достойнее всех сможет выполнять обязанности мэра города. При этом, естественно, опираться следует на реальные факты и аргументы. Не стоит фантазировать. Найдите достоинства и привлекательные черты в человеке, которого вы представляет в своей микрогруппе.
После составления тезисов учащиеся объединяются в микрогруппы по 3-4 человека и по сигналу педагога во всех группах одновременно начинают по очереди выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов микрогруппы подчеркнем еще раз, что все микрогругшы работают одновременно.
Время у каждого участника ограничено - одна минута. За этим внимательно следит педагог, но в работу микрогрупп не вмешивается. Ребята должны самостоятельно передавать друг другу слово для выступления.
Во время выступления члена микрогруппы остальные ребята не должны ему мешать, например, задавая много вопросов, так как в этом случае у выступающего просто не хватит времени для представления своего претендента. Для вопросов и уточнений отводится специальное время.
После выступлений всех членов микрогруппы дается еще четыре минуты на уточнение и вопросы друг к другу, а также на принятие решения в каждой микрогруппе о том, чей претендент действительно достоин баллотироваться на должность мэра города. При этом ребята должны обратить внимание на аргументированность выступлений, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы и т.п.
В каждой микрогруппе должен быть выбран один из претендентов на должность мэра города. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом микрогруппу, объявляется победителем.
Используемая литература:
1. Битянова М.А. Журнал “Первое сентября” №13, 14, 17 2000г
2. В.М. Розин «Психология: теория и практика» М. 1998
3. Емельянов Ю.Н. “Активное социально-психологическое обучение” Л. 1985
4. Справочник по психологии и психотерапии, С-Пб. 2000
5. Макшанов С.И. “Психология тернинга” С.-Пб. 1997
6.Сайт festival@1september.ru
Автор: Петрова Ольга Владимировна
→ Ольга815465 15.01.2013 0 4494 602 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.