Слайд 1
1
«Теоретические аспекты изучения
краеведения в школе»
Учитель истории и обществознания
Раддац
МБОУ г. Иркутска
Юрий
Сош № 76
Теоретические аспекты изучения краеведения в школе
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения предполагается, что итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определённых качествах.
Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: "любящий свой народ, свой край, свою Родину".
Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно краеведению.
Роль краеведения неуклонно возрастает, особенно в последние годы, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. По той простой причине, что краеведение – всегда "краелюбие".
Идеи краеведения всегда широко пропагандировались выдающимися деятелями России, начиная с Н.И. Новикова. Ещё в XVIII веке в своей статье "О воспитании и наставлении детей" он писал: "Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать". К.Д. Ушинский энергично отстаивал мысль о том, что преподавание географии должно начинаться с развития у учащихся "инстинкта местности", которое даёт именно краеведение. Принцип краеведческой работы – обучение путём открытий – это актуальная проблема нашего времени. Краеведение всегда несёт в себе любовь к родному краю – малой Родине, – содействует процессу укрепления и оздоровления общества. Уникальность краеведения в том, что оно является не просто совокупностью сведений о какой-либо конкретной территории, но и является школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования. В этой связи краеведение всегда было ещё и способом освоения и сохранения исторического опыта, своеобразным отбором всего рационального в природопользовании, хозяйственном укладе, народных промыслах, образе жизни и традициях.
По организационным формам краеведческая деятельность может быть объединена в три направления: государственное, школьное и общественное. Как раз школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется учащимися под руководством учителя в соответствии с учебными и воспитательными задачами.
По форме организации учебного процесса школьное краеведение принято подразделять на урочное и внеурочное.
Стандарт предусматривает внедрение регионального компонента как через уроки, так и во внеурочной деятельности (как такового регионального компонента в стандарте нет. Под региональным компонентом мы понимаем краеведение, изучение родного края). В основной и средней школе изучение краеведения, в основном, осуществляется через преподавание истории. В то же время, новый стандарт не исключает возможность изучать краеведение отдельными курсами. Образовательным учреждениям даётся свобода выбора, обеспечивающая реализацию индивидуальных потребностей учащихся через часть базисного учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса. Стандарт второго поколения предусматривает активное изучение регионального компонента через внеурочную деятельность.
В новом стандарте указаны различные виды внеурочной деятельности, среди которых отдельно выделены познавательная и туристско-краеведческая. Обращаю особое внимание на различные уровни результатов внеурочной деятельности. Результатом первого уровня туристско-краеведческого вида внеурочной деятельности являются: образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок.
Ещё одной совместной формой работы является организация выставок работ учащихся, посвящённая краеведческой тематике, что для ребят, участвующих в подобного рода мероприятиях, особенно значимо.
Результатом второго уровня туристско-краеведческого вида внеурочной деятельности являются: туристический поход, краеведческий клуб.
В стандарте, к которому переходят образовательные учреждения, подчёркивается, что последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня создаёт возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов). Одним из результатов третьего уровня в познавательном и туристско-краеведческом видах внеурочной деятельности школьников является организация школьного музея.
Составной частью внедрения стандарта нового поколения в жизнь является работа по воспитанию граждан России. Всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни пронизывают базовые национальные ценности, среди которых: "патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству".
Каждая из базовых ценностей превращается в школе в воспитательную задачу, при решении которой особая роль отводится краеведению. В условиях перехода образовательных учреждений к стандарту второго поколения роль краеведения в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности не только не ослабевает, а наоборот усиливается.
Мы знаем, что новый стандарт делает акцент на самообразовании учащихся. Учитель же выступает в роли скорее наставника. Как раз в краеведческой деятельности подобный подход наиболее ярко выражен. Правильная организация труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развития самостоятельности и личности учащихся.
Автор: Раддац Юрий Алексеевич
→ yuran0402 24.04.2013 0 9616 1077 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.