Описание педагогического опыта учителя истории
Описание педагогического опыта.
Сегодня обучение истории еще не достигло уровня, отвечающего современным требованиям. Одна из важнейших причин этого - недостаточная разработанность и стихийное использование операционной стороны содержания исторического образования, связанной с усвоением и применением фактической и обобщенной исторической информации. Это касается специфики применения исторических понятий и идей, различных форм мышления в зависимости от конкретного исторического материала; знания и умения использования педагогом методических принципов науки, методов познания исторической действительности. Обобщая весь опыт поисков оптимальных подходов к обучению школьников истории и обществознанию нужно сказать, что нашим учащимся приходится усваивать множество взаимосвязей в истории человеческого общества. Очевидно и другое - насколько велико число взаимосвязей в истории, следовательно, велико и число умственных, мыслительных, познавательных операций, соотносимых с этими связями. Чтобы их усвоить, необходимо овладеть обобщенными действиями в области мышлении.
К этим выводам подходил по мере накопления непосредственного опыта преподавания, знакомством с опытом ведущих педагогов и методистов прошлых лет и настоящего времени: И.Я. Лернера, Н.И. Запорожца, Н.Г. Дайри, Г. А. Кревера, В. В. Давыдова, Е.Е. Вяземского, Л.Н. Алексашкина… Исходя из собственного опыта, и рекомендаций ведущих ученых и методистов страны ставлю следующие перспективные задачи:
- развитие целостного представления об историческом прошлом человечества и нашей страны;
- развитие исторического мышления и исторического сознания у школьников;
- развитие способностей творчески осмысливать события и явления на основе исторического подхода, умений творчески применять исторические знания;
- формирования ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта изучения истории.
Поэтому в нашей практике преподавания главный уклон делается, прежде всего, на развитие творческих способностей школьников. Опыт творческой деятельности показывает, что творчество самого лучшего ученика это лучший инструмент для самостоятельного поиска решения проблем исторического познания, вооружает его аппаратом мышления и включает в процесс такой деятельности, без которой интерес школьника к предмету познания невозможен.
На каких же дидактических и психолого–педагогических принципах обосновывается развитие творческого мышления школьника? Главным здесь, конечно, является деятельностный подход к обучению, особенно подчеркиваемый в современной методике преподавания истории. Приоритетным в этой связи является обращение к личности ученика, субъекта познания, к его возможностям, потребностям, интересам.
Формирование личности школьника предполагает развитие самосознания, выбор жизненной позиции, нравственных и социальных ориентаций, связанно с вопросами чести, совести, достоинства, гражданского долга, со становлением представлений о свободе личности. Все эти аспекты учитываются при планировании деятельности, определений программных установок:
- «Основы философских знаний» 2000 – 2001 уч. год;
- «История России с древнейших времен до наших дней» для гуманитарного класса гимназии 2001 – 2002 уч. год.
Построение программ предполагает взаимодействие интеллектуальной эмоциональной и познавательной деятельности. В соответствии с деятельностным подходом к обучению, учебные программы ориентированы на формирование у учащихся познавательной самостоятельности, на развитие творческих способностей. Каждая часть программы включает основные тематические блоки, с необходимым уровнем знаний, закономерностей, проблем, рассматриваемых в каждом блоке. В тематическое планирование курса представлена вся система занятий, позволяющая выполнить образовательные задачи. Разделы более конкретно определяют совместную с учащимися деятельность. Такое планирование позволяет более рационально подходить к поурочному планированию. Нет нужды долго думать над методикой занятия и формой его проведения, если в начале года эти моменты уже определены в общей системе занятий курса. Весь процесс обучения строится на основе традиционных и активных форм, направленных на стимулирование самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.
Таким образом, в методике преподавания, опираюсь на 3 способа усвоения содержания исторического и обществоведческого материала:
1. Осознание восприятия и запоминание словесной информации, становящейся знанием.
2. Неоднократное воспроизведение по показанному образцу, способов деятельности,
превращающихся в навыки и умения.
3. Осуществление процедур творческой деятельности при решении проблемных и
исследовательских, познавательных задач.
Новизна заключается в разработке механизма развития исторического сознания, позволяющего воспринимать преподавание истории как целостный процесс познания учащихся. Средством достижения этого служит разработанная система учебных занятий, представленных в программе и подробном тематическом планировании курса. Работа в школе по шаблону, где творчество учителя определяет его статус, не даст хорошего результата. Нужна своя, «выстраданная» годами работы методика, где есть место и старому и новому подходам, задачей, которой будет являться формирование исторического сознания школьника.
С 2000 года проводится эксперимент по исследованию познавательного процесса в школе . Через эксперимент мы открываем заново технологию учебного процесса и вместе с этим пробуем свои силы в разработке методики преподавания истории и обществознания
( отчет в разделе портфолио «Педагогическое исследование»).
Определяя перед собой задачу формирования социально активной личности, решаем ее через развитие творческого мышления. Здесь идем двумя путями: через систему проблемных, познавательных задач, содержанием которых является применение конкретно исторического подхода и методику учебных исследований учащихся.
Первый путь реализуется через систему занятий, описанных выше и характерным содержанием которых является активный деятельный подход к процессу обучения.
Второй путь реализуется через работу исторической и краеведческой секций НОУ, работе исследовательской группы «Поиск», а также подготовку докладов на спорные проблемы истории.
Можно ли сегодня говорить о реальных результатах подобного подхода к процессу обучения истории? Активное участие ребят в работе исторической и краеведческой секций НОУ, показатели участников олимпиад, победы в исследовательских конкурсах, хорошие показатели итоговой аттестации по истории и обществознанию, за последние годы и, наконец, достаточно высокий процент выпускников получивших на вступительных экзаменах в ВУЗы хорошую и отличную оценки, говорит о том, что направление работы выбрано верно (показатели выделены в информационной карте и портфолио педагогического мастерства). Развитие личности не самоцель обучения истории. Показателем личности является направленность, в которой применяется и развивается мысль.
Историческое мышление является условием, а само мышление – средством формирования научного мировоззрения. Этот постулат должен быть основополагающим.
Учитель истории и обществознания гимназии №1 Втулкин Николай Васильевич.
Втулкин Николай Васильевич.
Муниципальное общеобразоательное учреждение «Гимназия №1» г. Орска. Февраль 2007 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Втулкин Николай Васильевич
→ vtulckinnikolai 15.03.2018 0 4174 79 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.