Статья "Использование информационных технологий на уроках истории"
Автор: Густов Виталий Валерьевич
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение Ямальская школа – интернат среднего (полного) общего образования
Должность: учитель истории
Информационные технологии на уроках истории.
В XXI век человечество вступило на новый уровень развития. Не обошло это и систему образования, которая ставит перед учителем все новые и новые задачи. Сейчас стало возможным использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные методы обучения.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков, самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. При этом можно использовать разные методы достижения результатов: презентации, видеофрагменты документальных и художественных фильмов, иллюстративный ряд (таблицы, карты, схемы, портреты и др.)
Наиболее часто используемым является метод презентация, для создания которых используется программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.
Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении культуры можно использовать фрагменты репродукций картин, памятников архитектуры.
Использование гиперссылок позволяет вернутся к любой части урока при повторении и ликвидации пробелов в знаниях сразу в классе.
На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. Интернет применяется и для работы на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества.
Все большей популярностью сейчас пользуется интерактивная доска. Она позволяет решать некоторые вопросы, связанные с записями, с карточными заданиями, схемами, которые можно с легкостью начертить на данной доске. Кроме того можно использовать интерактивные тесты, решаемые учащимися у доски.
Использование компьютерных технологий при выполнении самостоятельных заданий на уровне 6 классов реализует такие задачи как:
создание развивающей среды обучения;
эффективное усвоение детьми программного материала;
развитие
психических процессов: внимания, памяти,
мышления, а так же
воображения,
пространственного ориентирования и
так далее.
Презентации эффективно используются на различных этапах урока, слуховое и зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать исторические вопросы на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, программа “Атлас древнего мира” позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира, Электронная книга “История России с древнейших времён” С.М.Соловьёва позволяет использовать на уроках первоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а так же 3 варианта перевода “Слова о полку Игореве”, “Историю Петра” и “Историю Пугачёва” А.С. Пушкина.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Р. Вильямс и К. Маклин в своей книге «Компьютеры в школе» анализируют возможности применения игровых программ на уроках. По их мнению игровая программа может быть использована:
в качестве награды за успешное выполнение учебного задания;
как мотив, побуждающий к серьёзной работе;
как средство моделирования исследовательской задачи;
как средство стимулирования соревновательной или кооперативной работы;
как способ стимулирования определенного типа мышления;
как средство организации работы детей и управления этой деятельностью;
как средство обеспечения учащимся возможности упражнения в определенном виде деятельности, который требует психомоторных или познавательных навыков.
В содержание обучающей программы, целью которой является практическая отработка или коррекция навыков и умений, может быть введена короткая игра после каждого правильно выполненного задания. Это означает, что компьютер способен вознаграждать ученика, а честно заработанный перерыв становится источником мобилизации интеллектуальных усилий.
Однако, далеко не каждая компьютерная игра способна привнести что-то новое и положительное в мир ребенка. Одним из главных условий использования компьютерной игры является заповедь – «Не навреди!» Для того чтобы компьютерные игры способствовали воспитанию общей и информационной культуры детей педагоги должны придерживаться следующих психологических условий:
включение в систему отбора компьютерных игр ценностных основ (добро, любовь к людям, ценность человеческой жизни);
достоверность и полезность компьютерной информации, содержащейся в текстах игр и заданий;
актуальность и значимость информации для ребенка, её востребованность;
красота и гармония средства подачи компьютером информации;
безопасность использования компьютера для физического состояния человека;
безопасность использования компьютера для психического состояния ребенка.
Формирование образовательных умений и навыков на разных этапах обучения.
1. Вводное повторение. Только учитель знает, какая ранее изученная информация потребуется для введения нового материала, следовательно, он должен в этом модуле играть ведущую роль. С другой стороны, актуализация функциональных систем должна произойти в головах учеников, поэтому именно они должны активно действовать, мыслить. Значит, требующаяся на этом этапе форма урока - интерактивный информационный режим. Практически единственная форма, удовлетворяющая этим условиям, - беседа. Учитель предлагает ученикам целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти все необходимое.
2. Изучение нового материала. Для этого модуля предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупненную дидактическую единицу.
Лекция – устное изложение учебного предмета, или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.
Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. «…Перу остаются, недоступны многие средства действия, какими обладает живое слово», - отмечал В. О. Ключевский.
Записью лекции могут быть различные виды конспектов, в том числе опорные и схемы-конспекты.
Часто способы конспектирования носят смешанный характер. Это зависит от понимания учителем проблемы и наличия у учащихся навыков одновременно выполнять два действия: слушать и конспектировать.
Использование при проведении лекции компьютерной презентации дает возможность учителю в более сжатые сроки представить материал довольно большого объема и не выйти за границы минимального уровня. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.
3. Тестирование. Так как этот этап предназначен для отработки до автоматизма умений минимального уровня. Это обычно делается через интерактивные формы уроков — чаще всего посредством решения интерактивных тестов. Постепенно они должны перейти в самостоятельную работу учеников. Причем учащиеся самостоятельно должны отправлять результаты теста на учительский компьютер, конечно если используется компьютерный класс. Промежуточным шагом может быть использование практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой. В этом случае состав групп не учитывает никаких уровневых достижений учеников, поскольку никаких уровней пока просто нет. Наши уровневые достижения являются ситуативными характеристиками, а не знаками различия, вследствие чего на рассматриваемом отрезке уроков все ученики считаются некомпетентными в изучаемой теме.
4. Работа в группах. Опираясь на прослушанный материал, учащиеся расшифровывают опорный конспект. Учитель оказывает помощь испытывающим затруднения в данном виде работы.
Убедившись, что все знаки понятны, учитель предлагает составить рассказ с опорой на конспект, при этом опорный конспект каждой группы могут видеть все учащиеся на экране.
Учитель предлагает воспроизвести рассказ без опоры на конспект.
В любом случае, тренинг-минимум завершается контрольным срезом минимального уровня, результаты которого дадут возможность на последующих занятиях распределить учащихся в разноуровневые группы. Срез знаний по изученной теме удобно проводить с использованием компьютерного теста, когда каждый ученик выполняет задания на своем компьютере. При такой системе опроса учащиеся самостоятельно могут распределять урочное время и знания. Более сильные решают быстрее и могут захватить больший объем заданий.
При использование компьютерных технологий учащиеся лучше усваивают учебный материал, показывают не плохие результаты при решении контрольных тестов, выступлении на олимпиадах и при сдаче ЕГЭ. Но не надо забывать и о живом слове учителя, который всегда дополнит и ученика и технику.
Конечно, большой проблемой в использовании информационных технологий является здоровьезбережение детей. В последнее время увеличилось количество учащихся с ослабленным зрением. Не все слабовидящие ученики носят очки и сидят на первых партах. Поэтому урок с использованием проектора доставит таким ученикам только дискомфорт и дополнительную нагрузку на органы зрения, будь то презентация или видеофильм.
Чтобы избежать подобных последствий я стараюсь в презентациях использовать как можно больший шрифт, весь текст проговаривать и часто менять виды деятельности., давая ученикам отдых ну и как само собой разумеющее – разминка.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Список использованной литературы:
Борисюк
В.И. Основные идеи и идеологии
постиндустриального общества: особенности
эволюции в информационном мире.
// Преподавание истории в школе 2004 № 4.
Господарик
Ю.П. Электронная хрестоматия в Интернете,
как средство поддержки
школьного
учебника истории.// Преподавания истории
в школе 2005 № 2,.
Господарик Ю. П. Интернет на уроках истории.// ПИШ 2002 № 5.
Кузнецова О.В. Компьютерные технологии на интегрированном уроке по семейному праву. // Преподавание истории в школе 2004 № 6.
Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Густов Виталий Валерьевич
→ Vital 28.10.2010 3 11234 698 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.