Работа по геометрии "Как мы видим то, что видим" (пояснительная записка + презентация)


Пояснительная записка к работе

«Как мы видим то, что видим»

Выполнила: Кубарева Дарья ученица 10А класса

Преподаватель: Черемисина Галина Артуровна

Образовательное учреждение: МОУ-гимназия №13 п. Краснообска Новосибирского района Новосибирской области

Предмет: геометрия

Тема:

Класс: 8 - 11 классы

Цель руководителя:

  • привить навыки эффективного использования ИКТ в школе и в жизни;

  • продолжать формировать интерес к математике посредством рассмотрения внепрограммного материала;

  • воспитывать осознанное отношение к процессу работы, прививать чувство ответственности за качество выполняемого проекта;

  • содействовать развитию у учащихся умения систематизировать материал;

  • осуществлять самоконтроль за процессом выполнения и оформления работы


Самостоятельная работа старшеклассника-гимназиста – это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:

    • уяснение цели поставленной учебной задачи;

    • четкое и системное планирование самостоятельной работы;

    • поиск необходимой учебной и научной информации;

    • освоение информации и её логическая переработка;

    • выработка собственной позиции;

    • представление, обоснование и защита полученного результата;

    • проведение самоанализа и самоконтроля.

Этот проект позволит учителю эффективно использовать ИТ в процессе преподавания, делая с их помощью уроки более увлекательными и насыщенными.

Цель работы:

  • рассмотреть и познакомиться ближе с историей познания механизмов работы зрительного аппарата;

  • познакомиться с попыткой автора книги обобщить результаты, полученные специалистами.

Эта работа может быть предложена в качестве творческого компонента на уроках геометрии (демонстрация презентации в рамках предметной недели).


ЛИТЕРАТУРА


Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1987 (Наука и прогресс).

Слайд 1
Прямые последствия перевернутого Выполнила: Кубарева Дарья Класс: 10 «А» п. Краснообск, 2004 г.
Слайд 2
Этот мир долго был камнем преткновения физиологов. Он получился из сделанного Кеплером геометрического построения хода лучей в глазу, а увидел его впервые Рене Декарт, под знаком идей которого, изложенных в «Трактате о свете», прошла вторая половина 17 и весь 18 век. Декарт взял глаз быка и соскоблил с его задней стенки непрозрачный слой, а потом укрепил эту естественную камеру-обскуру в дыре, прорезанной в оконном ставне. И тут же на полупрозрачной склере глаза
Слайд 3
Он был убежден, что душа вполне в состоянии построить даже по таким «знакам» вполне реальный образ материального мира. Правда, он не спросил себя, сумеет ли душа перевернуть изображение еще раз, если с помощью линз «выпрямить» картинку на сетчатке. Этот вопрос ставили позднейшие исследователи и, без всяких опытов, решали его в пользу души, то есть мозга.
Слайд 4
То, что мы отличаем верх от низа, - результат работы вестибулярного аппарата, находящегося в ухе любого позвоночного. Человек, висящий на турнике вниз головой, прекрасно понимает, что перевернулся не мир, а он сам. Но вот во время тренировочных полетов на самолете, когда будущих космонавтов приучают к невесомости, у иного кандидата возникает ощущение, что «самолет перевернулся и летит в перевернутом положении, а я завис в самолете вниз головой»: вестибулярный аппарат внезапно перестал давать сигналы о низе и верхе…
Слайд 5
Ну а что случится, если при нормально работающем аппарате равновесия перевернуть не картинку, а весь мир перед взором? Профессор психологии Калифорнийского университета Джордж Стреттон в 1896 году надел очки, которые поставили ему пол на место потолка, а потолок – на место пола, и почувствовал себя довольно неуверенно. Зрение оставалось четким, но предметы казались какими-то странными. «Создавалось впечатление, - писал ученый в дневнике, - что эти смещенные, фальшивые, иллюзорные образы находились между мною о объектами как таковыми… Вещи виделись одним образом, а мыслились совершенно другими». Первые три дня ощущалась тошнота и другие признаки морской болезни. На четвертые сутки организм стал приходить в норму, остались только ошибки в определении правого и левого, а на пятый день и они исчезли. Человек освоился в необычном мире. А когда очки были сняты, переход в прежний, неперевернутый мир произошел удивительно быстро, в течение примерно двух часов: перестройка
Слайд 6
К сожалению, ценность эксперимента была значительно снижена и его краткостью, и тем, что переворачивающие очки были монокулярными, а другой глаз прикрывала заслонка. Можно было думать, что, опрокинув мир в обоих глазах, исследователь ощутит и более сильные эффекты. Так оно и оказалось, когда 40 лет спустя после Стреттона его соотечественник Дж. Петерсон надел бинокулярно переворачивающие очки. «Я видел мою стопу, приближающуюся ко мне по коврику, который находился гдето передо мной. Я впервые столкнулся с таким странным зрительным впечатлением, как я сам, идущий к себе. Блюда на столе выворачивались так, что превращались в холмики, и было очень странно видеть, как ложка движется к верхушке жидкости, снимая ее, - и ничего не разливается. Когда я вошел в длинный коридор, я обнаружил, что пол выглядит мысом, по обеим сторонам которого опускать вниз стены. Это было тем более странно, что я мог коснуться
Слайд 7
Торцовая стена в конце коридора выглядела выдвинувшейся ко мне, а стены – удалившимися от нее, хотя я их трогал руками». Как и в опыте Стреттона, неприятные ощущения кончились через несколько дней, а потом исследователь просто не замечал переворачивающих линз до конца опыта, словно родился сними. И когда через восемь месяцев снова их надел, оказалось, что мозг не расстался за это время с приобретенными навыками: ученый чувствовал себя в обращенном мире вполне свободно, как если бы перерыва не было. Что все это значит? Только то, что изображение на сетчатке может быть стоящим прямо или вверх ногами, - не в этом суть, а в том, какие сигналы подает вестибулярный аппарат.
Слайд 8
Информация с сетчатки поступает в высшие отделы зрительной системы в обобщенном, инвариантном к поворотам виде. Причина инвариантности, вне всякого сомнения, - те Фурьепреобразования и преобразования Меллина, которые совершаются зрительными областями коры. Чтобы видеть и опознавать предметы этим способом, нет препятствий, в какой бы ориентации ни находились их изображения на задней стенке глазного яблока. А вот перевернут мир или нет, сообщает восприятию вестибулярный механизм. Это совершенно снимает древнюю проблему: видит ли ребенок в первые дни своей жизни родителей стоящими вниз или вверх головой? Он их просто видит, и все тут. Понятие верха и низа придет к нему много позже.
Слайд 9
Этот факт показали сотрудники Лаборатории в опытах со щенками, а потом и исследуя зрительное восприятие у детей. У взрослого же механизм «верх – низ» за годы жизненной практики выучился работать так, а не иначе. Но то, что научилось, способно переучиться. Способно подавить сигналы «мир перевернут», поступающие от зрительного аппарата и противоречащие направлению силы тяжести. Поэтому нет ничего таинственного в переворачивании образа, когда человек, давно привыкший к инвертирующей оптике, вдруг усилием воли воспринимает мир снова «кверху ногами». Фокус прост. Волевой стимул снимает подсознательный запрет, и сигналы «мир перевернут» опять начинают поступать в мозг от зрительного канала, напоминая, что очки-то по-
Слайд 10
На такие сложные операции способен только человеческий мозг, что подтверждает его особо высокое развитие по сравнению с любыми другими существами. Ведь когда инвертирующие очки надевают обезьяне, для нее это равносильно сокрушительному психологическому удару. Она, пошатываясь, делает несколько неверных движений и падает. Развивается классическая картина комы: угасают рефлексы, дыхание становится частыми поверхностным, падает кровяное давление.
Слайд 11
Медленно-медленно возвращается способность реагировать на внешние раздражители, да и то лишь на самые сильные. По большей части обезьяна лежит неподвижно, как бы выключаясь из окружающего мира. Все это «в точности напоминает состояние животного, ослепшего в результате перенесенной болезни». •А человек – он выдерживает и куда более мощные нагрузки. Продолжая свои опыты с оборачивающими очками, Логвиненко и Столин надели испытуемому оптику, которая нарушила соответствие между положением объекта на сетчатке и сигналами мышц, двигающих глазное яблоко. Нормальное соотношение известно: чем ближе предмет, тем сильнее нужно сводить оптические оси глаз, чтобы отсутствовало двоение. Очки сделали эту зависимость обратной. Зрение говорило, что глаза надо свести, а сигналы от мозга к мышцам должны были поступить противоположными по знаку, на разведение. Да, эти опыты доказывают бесспорно: картины мира, увиденные глазом и отражающие действительность, отражают и все иные органы чувств работают нормально и согласованно.
Слайд 12

Полный текст материала Работа по геометрии "Как мы видим то, что видим" (пояснительная записка + презентация) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кубарева Дарья  K@tti
12.03.2009 1 10432 3217

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК