Урок математики по теме "Вычитание". 5 класс




Урок математики по теме:
«Вычитание» в 5 классе.


Автор: Сердюкова Лилия Владимировна,
Место работы: гимназия № 15. им. Н.Н.Белоусова, г. Сочи, Краснодарский край
Должность: учитель математики


Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению правила вычитания дроби из числа.

  • Развивающие: развивать у учеников математическую речь, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.

Оборудование:

  1. медиапроектор;

  2. двойные листы самостоятельной работы с копировальной бумагой;

  3. А.С.Чесноков и др. Дидактические материалы по математике. 5 класс

Ход урока.

  1. Организационный момент. (слайд1)
    Учитель: Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие на «математическом поезде», но сначала проверим все ли «вещи» мы собрали, отправляясь в дорогу? Для этого проверим домашнее задание.

  2. Проверка домашнего задания.(№ 235 (а,б), № 234, № 230)

  3. Актуализация опорных знаний.
    Учитель: Быстро выполняем устные задания (слайд 2) и идем «покупать билеты на поезд».

Чтобы купить «билеты на поезд», нужно решить следующую проверочную работу.
Кто выполнит 3-4 задания, тот покупает «билет в общий вагон» (оценка «3»)
За 5 заданий вы «покупаете плацкарт» (оценка «4»)
за 6 заданий - «билет в купе» (оценка «5»)
(слайд 3,4)

Задания выполняются под копирку, первый лист сдается учителю, копия остается у ученика.





Проверочная работа . Вариант 1.

Сложение и вычитание натуральных чисел

1.Запишите название свойства сложения а + b = b + а:___________________

2. Запишите название компонента вычитания, выделенного жирным шрифтом:

a - b = c___________________________________

3. Вставьте в «окошко» число, чтобы равенство было верным:

  1. а)10 - = 10 6) 7 - = 0

4. Разложите число по разрядам:

8 037 015 =______________________________


5. Выполните сложение и вычитание:

а) 38 965 б) 70 040

+ 44 039 - 8 535
_____________ _____________


Дополнительная часть

6. Найдите длину отрезка МК, если КN = 29 мм, МN = 5 см 8 мм. (рис. смотри на слайде 4)



Проверочная работа . Вариант 2.

Сложение и вычитание натуральных чисел

1.Запишите название свойства сложения a + (b + c) = (a + b) + c:
____________________________________________________________

2. Запишите название компонента вычитания, выделенного жирным

шрифтом:

a - b = c_____________________________________________________

3. Вставьте в «окошко» число, чтобы равенство было верным:

а)19 - = 0 б)28 - = 28

4. Разложите число по разрядам:

9 109 301=______________________________________________

5. Выполните сложение и вычитание:

а) 27 819 б) 36 001
+ 56 403 - 9 748
________________ __________________

Дополнительная часть

6. Найдите длину отрезка BC, если AC = 26 мм, AB = 8 см 4 мм. (рис. смотри на слайде 4)



После того как все сдали выполненную работу, учитель открывает ответы (слайд 5) и ученики самостоятельно оценивают себя (самопроверка) и определяют «категорию вагона».

  1. Изложение нового материала.
    Учитель: Теперь у каждого есть «билет на поезд» и, чтобы в «поездке» не было скучно, познакомимся с новыми правилами на вычитание и затем решим задачи. (Работа в парах п.7 учебника (до 2 свойства вычитания) учащиеся читают самостоятельно, разбирают пример и затем пересказывают правила друг другу (взаимопроверка))

  2. Первичное закрепление новых знаний.
    № 246, № 247, № 256 (а-г). За доской работают по одному ученику.
    Для сильных учащихся – работа по карточкам.

Карточка: №255, № 257(б), 259 (сдается учителю)

  1. Физкультминутка.
    Учитель объявляет «остановку поезда» и предлагает
    ученикам «выйти из вагона» и подвигаться таким образом, что если на вопрос учителя ученик отвечает «верно», то поднимает руки вверх, если «не верно», то встает.
    (Идет повторение пройденного материала)

Вопросы:

  1. В записи числа 1 млн. - 6 нулей. (верно)

  2. 0 – натуральное число. (не верно)

  3. Чтобы найти неизвестное вычитаемое нужно из уменьшаемого вычесть разность. (верно)

  4. От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. (верно)

  5. При действиях с натуральными числами уменьшаемое может быть меньше вычитаемого. (не верно)

  6. Чтобы вычесть сумму из числа нужно из числа вычесть первое слагаемое, а затем второе. (верно)

  1. Самостоятельная работа, сдается учителю. (слайд 6)
    Учитель говорит, что в поезд сел «контролер», который еще раз «проверит билеты»:
    За одно задание – «3»
    За два – «4»
    За три – «5»


Вариант 1. (А.С.Чесноков и др. Дидактические материалы по математике.
5 класс
. стр 7 (1 вар.), стр. 32 (2 вар.) №46(в,г) ,45, 47)

1. Выполните действия наиболее простым способом, исполь­зуя свойства вычитания:
а) 643-(243+ 398) б) 876-(398+ 476).


2. Периметр прямоугольника 84 см, длина одной его стороны 16 см. Найдите длины трех других сторон этого прямоугольника.


3. За 3 ч автомашина прошла 150 км. В первый час она прошла 56 км, а во второй -на 17 км меньше, чем в первый. Сколько километров прошла автомашина за третий час?


Вариант 2.

1. Выполните действия, используя свойства вычитания:

а) 697 - (269 +89); б) 954- (398+154).


2. Периметр прямоугольника 348 см. Длина одной стороны 33 см. Найдите длины трех других сторон прямоугольника.


3. Модель телебашни состоит из трех блоков. Высота ниж­него блока 1 м 05 см, средний на 15 см короче нижнего. Какова высота верхнего блока, если высота башни 3 м?


  1. Домашнее задание и его инструктаж: № 288 (в), 286, 291.

  2. Выставление оценок и рефлексия.
    Учитель: Вот и закончилось наше «путешествие».
    Что нового мы узнали во время нашей «поездки»?
    Что повторили?
    Понравилось ли вам «путешествовать на математическом поезде»?
    Спасибо всем за урок!
    (слайд 7)

Источники:

  1. Виленкин Н.Я. и др. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина , - 24 изд., испр. 2008. – 280 стр.: ил.

  2. Чесноков А.С. и др. Дидактические материалы по математике для 5 класса. М.: Академкнига/Учебник, 2010. - 144 стр.: ил.

  3. Гришина И.В. Математика. Тесты. 5 класс. Саратов: Издательство «Лицей» 2006. – 64 стр.

  4. Ершова А.П. и др. Математика 5. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса. – 5-е изд., 2010. - 208 стр.



Слайд 1
Сердюкова Лилия Владимировна, учитель математики гимназии № 15 им. Н.Н.Белоусова, г. Сочи
Слайд 2
140:2 = 70 +50 Х 120 8 560 :4 +440 30 1000 -29 :10 1 100 + 101
Слайд 3
А теперь будем «покупать билеты для этого решим следующий тес 1.Кто выполнит 3-4 задания, тот покупает билет в «общий вагон» (оценка «3») 2.За 5 заданий вы покупаете «плацкарт» (оценка «4») 3.за 6 заданий - «билет в купе» (оценка «5»)
Слайд 4
Покупаем билеты. Вариант 2. Вариант 1. 1. Запишите название свойства сложения а + b = b + а: _______________ 2. Запишите название компонента вычитания, выделенного жирным шрифтом: a - b = c __________________ 3. Вставьте в «окошко» число, чтобы равенство было верным: а)10 -  = 10 6) 7 -  = 0 4. Разложите число по разрядам: 8 037 015 =__________________ 5. Выполните сложение и вычитание: а) 38 965 б) 70 040 + 44 039 - 8 535 _____________ _____________ Дополнительная часть 6. Найдите длину отрезка МК, если М К 29 мм 1. Запишите название свойства сложения a + (b + c) = (a + b) + c:__________ 2. Запишите название компонента вычитания, выделенного жирным шрифтом: a - b = c_____________________ 3. Вставьте в «окошко» число, чтобы равенство было верным: а)19 -  = 0 б)28 -  = 28 4. Разложите число по разрядам: 9 109 301=_________________ 5. Выполните сложение и вычитание: а) 27 819 б) 36 001 + 56 403 - 9 748 Дополнительная часть 6.Найдите длину отрезка ВС, если А 26 см С N 8 см 4 мм 5 см 8 мм В
Слайд 5
Садимся в поезд Тест. Вариант 1. (самопроверка) 1.Запишите название свойства сложения а + b = b + а: переместительное Тест. Вариант 2. 1.Запишите название свойства сложения a + (b + c) = (a + b) + c: сочетательное 2. Запишите название компонента вычитания, выделенного жирным шрифтом: a - b = c вычитаемое 2. Запишите название компонента вычитания, выделенного жирным шрифтом: a - b = c уменьшаемое 3. Вставьте в «окошко» число, чтобы равенство было верным: а)10 - 0 = 10 6) 7 - 7 = 0 4. Разложите число по разрядам: 8 037 015 =8 000 000 + 30 000 + 7 000 + 10 + 5 5. Выполните сложение и вычитание: а) 38 965 б) 70 040 + 44 039 - 8 535 3. Вставьте в «окошко» число, чтобы равенство было верным: а)19 - 19 = 0 б)28 - 0 = 28 4. Разложите число по разрядам: 9 109 301=9 000 000 + 100 000 + 9 000 +300 +1 _______ 83 004 _____________ 61 505 Дополнительная часть 58 – 29 = 29(мм)=2см 9мм – длина отрезка МК Ответ: 2см 9 мм 5. Выполните сложение и вычитание: а) 27 819 + 56 403 ________________ 84 222 б) 36 001 - 9 748 __________________ 26 253 Дополнительная часть 84-26=58 (мм)=5см 8 мм – длина отрезка ВС Ответ: 5см 8 мм
Слайд 6
«Контролер» Вариант 2. 1. Выполните действия, используя свойства вычитания: а) 697 - (269 +89); б) 954- (398+154). Вариант 1. 1. Выполните действия наиболее простым способом, используя свойства вычитания: а) 643-(243+ 398) б) 876-(398+ 476). 2. Периметр прямоугольника 348 см. Длина одной стороны 33 см. Найдите длины трех других сторон прямоугольника. 2. Периметр прямоугольника 84 см, длина одной его стороны 16 см. Найдите длины трех других сторон этого прямоугольника. 3. За 3 ч автомашина прошла 150 км. В первый час она прошла 56 км, а во второй— на 17 км меньше, чем в первый. Сколько километров прошла автомашина за третий час? 3. Модель телебашни состоит из трех блоков. Высота нижнего блока 1 м 05 см, средний на 15 см короче нижнего. Какова высота верхнего блока, если высота башни 3 м?  
Слайд 7
Спасибо за урок!
Слайд 8
Источники. Интернет-ресурсы: 1. Фон для презентации и картинки http://metodisty.ru/blogs/entry/fony_dlya_prezentac ii_sozdaem_sami 2. Каратанова М.Н. Первые уроки математики. http://karmanform.ucoz.ru/index/0-20 3. Чесноков А.С. и др. Дидактические материалы по математике для 5 класса. М.: Академкнига/Учебник, 2010. - 144 стр.: ил. 4. Гришина И.В. Математика. Тесты. 5 класс. Саратов: Издательство «Лицей» 2006. – 64 стр. 5. Ершова А.П. и др. Математика 5. Самостоятельные и контрольные работы. М.: Илекса. – 5-е изд., 2010. - 208 стр.

Полный текст материала Урок математики по теме "Вычитание". 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сердюкова Лилия Владимировна  Ли45
16.09.2011 4 18140 2091

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК